Мэр Римини: «Наша цель – вновь сделать город европейской столицей курортного туризма»

Андреа Ньясси рассказывает, где знаменитый курорт находит сотни миллионов евро на реконструкцию памятников и создание новой инфраструктуры и как собирается праздновать 100-летие Федерико Феллини
Андреа Ньясси, мэр Римини/ Андрей Гордеев / Ведомости

Римини – один из старейших морских курортов в Европе: «Положение о пляжном туризме» было утверждено местными властями 30 июля 1843 г. – за 18 лет до основания единого Королевства Италия. Изначально Римини был местом отдыха итальянской и европейской знати. Бурное развитие курорта началось на рубеже XIX–XX вв., когда пароходы и паровозы стали повсеместным видом транспорта – тогда, подражая аристократам, на курорт потянулись разбогатевшие капиталисты. В 50-х гг. прошлого века в Италии начался экономический бум, и Римини на протяжении трех десятилетий активно застраивался отелями, пансионами и виллами; в город поехали туристы всех категорий. С тех пор Римини – курорт, где каждый может найти развлечения на свой вкус, от массовых до элитарных, утверждает мэр Андреа Ньясси.

Ньясси возглавил муниципалитет в очень тяжелый для Римини период – в 2011 г., когда Италия переживала последствия всемирного экономического кризиса и число туристов и загрузка предприятий в Римини резко сократились. Первые выборы Ньясси выиграл лишь во втором туре, а перевыборы в 2016 г. – уже в первом: 57% жителей Римини отдали свои голоса за политика, родившегося с ними в одном городе и развившего бурную деятельность по его улучшению.

Горожане и туристы жалуются, что грязные сточные воды, попадающие в море, портят им отдых? Ньясси инициирует проект стоимостью 154 млн евро по созданию системы очистных сооружений и обновлению набережной. В 2020 г. исполняется 100 лет со дня рождения уроженца Римини кинорежиссера Федерико Феллини? Это прекрасный повод для обновления исторической части города – решает мэр и находит для этого финансирование в размере более 100 млн евро. «Мы реконструируем памятники прошлого ради будущего и создаем новую экономику», – провозглашает Ньясси.

– Каковы главные вызовы, стоящие перед Римини сегодня?

– Сейчас в Римини время больших перемен, наша цель – вновь сделать Римини европейской столицей курортного туризма. Один из крупнейших проектов, который мы реализуем, – трансформация береговой линии. 16 километров набережной Римини превратятся в морской велнес-парк, свободный от автомобилей: здесь будут только пешеходные и велосипедные дорожки, площадки со спортивными тренажерами, пляжи, объекты общепита. В 2020 г. Римини станет единственным городом в Италии, в котором появятся очистные сооружения для ливневой канализации: после этого вода, стекающая с городских улиц после сильных дождей, не будет сразу попадать в море, а будет сначала очищаться. Потому что мы поставили себе цель обеспечить Римини устойчивое развитие.

Андреа Ньясси

Родился 27 марта 1969 г. в Римини. Окончил Болонский университет по специальности «политические науки»
1995
избран членом законодательного собрания региона Эмилия-Романья
2000
переизбран в законодательное собрание, председатель комитета по культуре, туризму и образованию
2005
советник по туризму Провинции Римини
2011
избран мэром Римини от Демократической партии: во втором туре получил 53,5% голосов
2014
избран на пост президента Провинции Римини. Занимал этот пост до 2018 г.
2016
переизбран мэром Римини: в первом туре получил 57% голосов

Также мы ведем большую реконструкцию в исторической части города. Как вы знаете, Римини – это город, игравший важную роль в Римской империи, а затем в Средние века, в эпоху Возрождения и в XIX–XX вв. Наш оперный театр был открыт в середине XIX в. самим Джузеппе Верди – это единственный такой театр в Италии. Театр был разрушен бомбардировками во время Второй мировой войны и не функционировал 75 лет. Мы его восстановили, торжественное открытие состоялось 28 октября прошлого года.

Это было исключительно важное событие для города. Для открытия театра была выбрана опера Верди «Симон Бокканегра», играл оркестр Мариинского театра, дирижировал Валерий Гергиев. На открытие нашего театра после реконструкции мы решили пригласить оркестр именно из Санкт-Петербурга – потому что [в 1862 г.] в императорском театре Санкт-Петербурга состоялась премьера оперы Верди «Сила судьбы». И спустя 160 лет труппы Мариинского театра и театра Римини встретились вновь.

По нашему убеждению, инвестиции в культурные мероприятия – важнейший драйвер в развитии города.

В центральной части Римини, рядом с театром, расположен замок [Сизмондо] эпохи Возрождения – в нем работал [художник] Пьеро делла Франческа. В 2020 г. в замке откроется Международный музей Федерико Феллини. Музей будет занимать три площадки: собственно замок, кинотеатр Fulgor [в котором Феллини впервые увидел кинофильм] и CircAmarcord – пространство между Fulgor и замком (в центре его находится оперный театр). В замке будут смоделированы съемочные площадки фильмов Феллини, и благодаря интерактивным технологиям можно будет оказаться, например, в фонтане Треви в знаменитой сцене из фильма «Сладкая жизнь» рядом с героями Аниты Экберг и Марчелло Мастрояни.

CircAmarcord, пространство на открытом воздухе, тоже будет непростым – не только газоны и фонтаны, но и инсталляции, временные и постоянные выставки.

А всего в 100 м от музея Феллини протекает река, где у моста Тиберия находится древнеримский порт, – эта часть города тоже войдет в единое музейное пространство.

– Все, что вы перечислили, – это многомиллионные проекты, а Римини реализует их одновременно. Как и где вы находите финансирование?

– Источники самые разные: европейское финансирование, частные инвестиции, новые формы привлечения средств... Например, за семь лет мы сократили наш долг со 150 млн до 19 млн евро – это позволяет нам привлекать кредиты банков. А проект обустройства береговой линии заслужил приз ООН как пример ответственного отношения к окружающей среде и городской инфраструктуре, что позволило нам получить финансирование от правительства Италии.

На центральной площади Римини, где расположен палаццо, в котором располагается мэрия, и в том числе мой офис, находятся еще два палаццо – Аренго и Подеста, один XIII в., другой XIV в. В этих дворцах будет организован музей современного искусства. Организован на частные деньги – некоммерческой организации San Patrignano, а это крупнейшая в мире НКО, помогающая людям, которые страдают наркоманией. San Patrignano поддерживает семья Моратти (владельцы энергетической компании Saras. – «Ведомости»), и вот совместно мы делаем новый музей.

То есть источники финансирования могут быть самые разные, но сначала вам нужен хороший проект. А затем иногда нужна и удача. (Смеется.)

– Кинотеатр Fulgor и другие реконструируемые объекты – это муниципальная или частная собственность?

– Муниципальная, но управлять кинотеатром будет частная компания. Такая же схема будет с новым музеем современного искусства и замком.

– Мой родной город, Москва, тоже активно перестраивается. Иностранцы, приезжающие в город, рассыпаются в комплиментах – насколько красивее и удобнее для туристов стала Москва. Мне же, коренному жителю, что-то нравится из того, что делает мэр Москвы, но гораздо больше не нравится – что, а главное, как он делает. Ваша масштабная перестройка города наверняка тоже нравится не всем горожанам. Как вы их убеждаете в своей правоте?

– Приходится биться. Например, на части территории, которую займет CircAmarcord, по средам и субботам организовывался рынок: тысяча палаток, тысяча автомобилей. Можете себе представить, что говорили про этот проект эти торговцы. На протяжении двух лет на площади перед мэрией протестовала тысяча человек. Но если у вас есть четкое видение, вы всегда можете объяснить гражданам свою позицию и доказать свою правоту.

Ведь что весь мир ищет в Италии – памятники истории и культуры древнеримского периода, эпохи Возрождения. И современную культуру и гастрономию, конечно. Не рынки. Рынок в Римини, естественно, останется – но в другом месте. А мы реконструируем памятники прошлого ради будущего и создаем новую экономику: по расчетам, новые культурные пространства – музей Феллини, музей современного искусства, древнеримский музей и порт – будет посещать 300 000 человек в год. По одному билету.

– В Римини круглый год проходит множество мероприятий: фестиваль уличной еды Al Meni, марафон, фестиваль классических автомобилей Reunion Rimini, мотогонки MotoGP, ивенты на побережье Pink Night, Sea of Wine и Sea of Fire, фестиваль короткометражных фильмов Amarcort и проч. Какие из этих событий наиболее важны для Римини с точки зрения доходов и маркетинга?

– Сила Римини в том, что с точки зрения качества мероприятий, которые у нас проходят, нет разницы, большие они или маленькие. И нет разницы, с кредиткой какого цвета приходит клиент. Конечно, если вы хотите икру и шампанское, мы вам это обеспечим. Но мы также предлагаем вам свежие сардины c Адриатики с местным вином – в нашем рыбном порту под аккомпанемент диджеев, которые играют с рыбацких лодок. Это мероприятие – Molo Street Parade – ежегодно посещает 250 000 человек.

Вы перечислили много событий, но у нас есть еще, например, фестиваль классической музыки Sagra Musicale Malatestiana – один из старейших в Италии, наряду с Maggio Fiorentino и Sagra Umbra. В этом и прелесть Римини: здесь каждый может оставаться самим собой и найти развлечения на свой вкус – от массовых до элитарных.

– И все-таки какие мероприятия являются самыми важными?

– Выставочный центр Римини крупнейший в Италии. Его ежегодный вклад в местную экономику – 1–1,2 млрд евро. Выставочными и конгресс-центрами в Римини (и в Виченце) владеет компания Italia Exhibition Group (среди акционеров – мэрия Римини, Провинция Римини и регион Эмилия-Романья. – «Ведомости»), и некоторые из выставок, которые она проводит в Римини, являются крупнейшими в своих сегментах в мире. Например, Rimini Welness, посвященная оборудованию для спорта и фитнеса и, шире, физической культуре и спорту. Или Есomondo, посвященная возобновляемой энергетике и устойчивому развитию.

А самое популярное туристическое мероприятие в Римини – это Pink Night, «Розовая ночь»: на ривьере Романьи собирается 2,5 млн человек, в том числе в Римини – 1 млн человек.

Потому что мы ставим себе цели и достигаем их. Например, сейчас мы активно работаем над развитием гастрономического туризма. И велнес-туризма. На Italian Bike Festival, который мы проводим в конце лета, съезжается 200 производителей велосипедов, а у посетителей есть возможность протестировать новинки будущего сезона – Colnago, Pinarello, Cannondale и др. И это еще молодой ивент, он продолжает расти.

Другой важнейший ивент – это, конечно, этап чемпионата мира по мотогонкам MotoGP: его смотрит 1,5 млрд телезрителей. Я решил, что на треке должен быть наш логотип: потому что, когда телекамера ведет по трассе Валентино Росси или Марка Маркеса, надпись Riviera di Rimini видит 1,5 млрд человек.

– Такой промоушен дорого обходится муниципалитету Римини?

– Да, краска стоила дорого. (Смеется.)

– Какие иные источники дохода у Римини помимо туризма?

– Про выставки я уже сказал. [Наша провинция] – крупный центр разработки оборудования и технологий для деревообработки. И много компаний из модной индустрии имеют у нас свои фабрики: Alberta Ferretti, Baldinini, Pollini, Sergio Rossi... Плюс электроника и высокие технологии – эти компании расположены вдоль Via Emilia и частично в Римини.

– Римини – это морской курорт, очень популярный у самих итальянцев: только треть туристов, приезжающих в Римини, иностранцы. Как вы считаете, почему?

– Действительно, в Италии есть много других прекрасных курортов и городов: Венеция, Рим, Флоренция... Но мы в Римини говорим, что, когда вы приезжаете в эти города, вы увозите с собой только красивые открытки. А из Римини вы увозите частичку души города. Римини – настоящее, а не открыточное место. И в этом причина, почему к нам приезжают и сами итальянцы. Римини – квинтэссенция Италии: море, пляжи, а холмы у нас не менее живописные, чем в Тоскане, на них расположено 95 или 96 замков. [Поэт, художник, сценарист и соавтор Феллини] Тонино Гуэрра неспроста обосновался в Пеннабилли – это потрясающе красивое место!

– Насколько успешным оказался туристический сезон 2018 г. для Римини и чего вы ожидаете от этого?

– 2018-й – это был очень хороший год: регион Эмилия-Романья принял 60 млн туристов, из них Провинция Римини – 25–28 млн. Мы полагаем, что официальная статистика не учитывает всех прибывающих туристов: например, статистика гласит, что россияне в прошлом году провели в [Провинции] Римини 550 000 ночей, но мы оцениваем это число в 1 млн ночей.

Этот сезон, надеемся, будет еще лучше, мы ждем больше туристов из России. Как вы знаете, Римини – это ворота для россиян в Италию. Этот факт наполняет нас гордостью, и мы хотим продолжать играть важную роль в отношениях Италии и России. В этом летнем сезоне в аэропорт Римини будет прибывать еженедельно 29 рейсов из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Краснодара и Екатеринбурга.

– В Римини 1200 отелей и резиденций плюс частные апартаменты, сдающиеся в аренду, в том числе через Airbnb. Эта компания наверняка создает серьезную конкуренцию традиционным средствам размещения в Римини, вам удается собирать налоги с ее объектов?

– Мы пытаемся регулировать ее деятельность, но это очень сложно, потому что владельцы компании находятся в США. Мы пытаемся найти устраивающий всех вариант, в частности через введение платежей, которые владельцы апартаментов должны перечислять муниципалитету Римини. Некоторые владельцы – местные, европейские – начинают платить.

10 вещей, которые необходимо сделать в Римини помимо купания
– Римини начинает праздновать 100-летие своего самого знаменитого гражданина, Федерико Феллини, уже в этом году – в мае пройдет кинофестиваль La settima arte, кинорежиссер Дэвид Линч готовит выставку Dreams. A tribute to Fellini. А какие мероприятия запланированы на 2020 г., когда, собственно, и исполнится 100 лет со дня рождения Феллини?

– К настоящему моменту подтверждена большая выставка, которая откроется в декабре в Палаццо Реале в Милане. Милан сегодня самый открытый миру из всех итальянских городов. А Палаццо Реале находится рядом с Миланским собором и является лучшей площадкой для выставок в Италии. На выставке будут представлены рисунки Феллини, экспонаты из его фильмов и проч. Из Милана выставка переедет в Берлин, затем в Лондон и Лос-Анджелес. И мы работаем над тем, чтобы в середине 2020 г. эта выставка прошла и в Москве – мы помним, что фильму «8 1/2» был присужден Гран-при Московского кинофестиваля.

– В этом году в Римини выставляется на продажу два курортных отеля, построенных в 1930-е и в последние годы заброшенных, – La colonia del Fascio Bolognese и La сolonia Novarese. Кого вы ожидаете увидеть в роли инвесторов?

– Сolonia Novarese является собственностью города, Bolognese – частная собственность, но ее владелец обанкротился, и теперь объект выставляется на торги.

Может быть, у них появятся российские инвесторы – мы встречались с заинтересовавшимися.

Вот на что я хочу обратить внимание потенциальных инвесторов. В 2009 г. финансовый кризис пришел в Европу из США. Вскоре я избрался мэром, это было очень тяжелое время. Мы поняли, что нам необходимо менять модель развития, делать ее более ответственной – строить очистные сооружения, променад и проч., но не форсировать эти изменения, а убеждать инвесторов и граждан. Сейчас мы еще не вышли полностью из кризиса, но уже видим свет.

И мы чувствуем, что пришло время выйти на рынок. До кризиса цена объектов, подобных Сolonia Novarese, была безумной – 30–50 млн евро. Теперь Сolonia Novarese можно купить за 6–7 млн евро – но при условии, что инвестор реконструирует отель, создаст конгресс-центр, спа-центр и другие объекты, предусмотренные планом развития города. Необходимо принимать во внимание, что в обновление инфраструктуры Сolonia Novarese уже было вложено 10 млн евро, т. е. инвестору не придется делать все с нуля. В 2019 г. вдоль побережья от Риччоне до Римини начнет ходить новое наземное метро, новая набережная дойдет и до Сolonia Novarese, т. е. этот объект окажется в гораздо более привлекательном окружении для туристов.

– Римини и Сочи – города-побратимы. Вы в Сочи когда-нибудь были?

– Прошу прощения, но до сих пор не был. Я обещал мэру Сочи, что обязательно приеду; он приезжал в Римини прошлым летом, мы прекрасно провели время.

– Компания «Шатура» уже несколько лет выпускает коллекции мебели «Римини». Rimini – это зарегистрированная торговая марка?

– Нет. Гендиректор «Шатуры» Давиде Деллароса – уроженец Римини и мой друг. Мы безвозмездно предоставили право «Шатуре» использовать название «Римини» – у нас есть такая практика, если я вижу, что идея интересная и будет способствовать продвижению Римини. Например, я дал право на использование моста Тиберия, арки Августа... Благодаря «Шатуре» и через их магазины бренд «Римини» попал в десятки российских городов.

– Несколько лет в Эмилии-Романье появился новый туристический маршрут Via Emilia, проходящий по территории всего региона, Римини стал отправной точкой маршрута. Удалось его раскрутить, вы довольны?

– Это фантастический успех! В Римини проводится летний фестиваль уличной еды, который мы назвали Al Meni, то есть «Руки» (по названию стихотворения Тонино Гуэрры). Мы все теперь живем в мире технологий и утрачиваем ощущение, что это такое – сделанное руками. А на нашей земле делают пармезан, бальзамический уксус, наша земля дала миру Массимо Боттуру – лучшего шефа в мире. Успех этого мероприятия, когда фермеры из Пармы, из Модены и других мест приезжают на побережье и встречаются с шефами и туристами, сподвиг нас создать проект Via Emilia, чтобы показать, что на этой дороге, на этой территории – от Римини до Пьяченцы – создаются замечательные продукты, создаются замечательные машины (Ferrari, Maserati, Lamborghini, Ducati – все они выпускаются в нашем регионе), что здесь живут люди с умелыми и добрыми руками.

– Вы мэр Римини уже 10 лет. Про худшие дни на посту мэра, полагаю, вы уже сказали – 2011 год, финансовый кризис. А какой был лучший день?

– Лучший день еще впереди. Мой второй срок заканчивается в 2021 г. Может быть, будет еще и третий, но в 2021 г. у города будут новая набережная и новые очистные сооружения. Плюс уже восстановлен театр. Открытие театра – это был один из самых эмоциональных дней для меня. Во время Второй мировой Римини оказался на линии фронта между союзниками, партизанами и немцами, он очень сильно пострадал от бомбардировок: город бомбили каждый день, всего было сброшено 396 авиабомб. В Римини не было бомбоубежищ, и горожане бежали в горы, прятались в пещерах. В том числе и мои бабушка и дедушка с моим отцом – они рассказывали мне об этом. На открытие театра я пригласил человека по имени Лючано Балли – он родился в Римини 75 лет назад в тот самый день, когда разбомбили театр. Мы стояли с ним вместе на сцене театра в день открытия, и, когда он стал рассказывать свою историю, я опешил: оказалось, что его семья пряталась в той же самой пещере, что и семья моего отца! Можете представить мои чувства, когда я стоял на сцене перед гражданами своего города.

Восстановленный театр – это символ обновляющегося Римини, но и символ нашей исторической идентичности. Ведь нашему городу больше 2000 лет, но травма, нанесенная ему Второй мировой войной, оказалась столь сильна, что горожане забыли о своем прошлом и жили только послевоенной памятью. Надеюсь, что восстановленный театр поможет гражданам вспомнить о 2000-летней истории Римини.