Доллар переоценен


У пропагандистов политики "слабого доллара" появился союзник в Международном валютном фонде. Вчера главный экономист МВФ Кеннет Рогофф заявил, что для ликвидации огромного дефицита платежного баланса Соединенным Штатам будет полезна дальнейшая плавная девальвация доллара.

Выступая в понедельник в прямом эфире "Эха Москвы", Рогофф назвал продолжающееся сейчас снижение курса доллара "здоровым и полезным". "США не могут бесконечно продолжать ситуацию огромного дефицита по отношению к остальному миру, т. е. не могут продолжать брать в долг в очень больших объемах у других стран, - пояснил вчера Рогофф. - Размер долга США подходит уже к 60% всех мировых сбережений. Так продолжаться не может без конца". По его мнению, "некоторое обесценение доллара" неизбежно, при этом речь идет о среднесрочной перспективе с горизонтом в три-пять лет. "Крайне сложно сказать, что произойдет с долларом в ближайшие полгода или год", - говорит экономист.

Кеннет Рогофф занял пост главного экономиста ВМФ в августе 2001 г. , до этого преподавал в Гарвардском и Колумбийском университетах, работал экономистом в МВФ и Федеральной резервной системе США. В июне Рогофф объявил о намерении возвратиться осенью на преподавательскую работу в Гарварде. Его преемником в МВФ уже выбран Рагурам Раджан, профессор Чикагского университета.

В мае министр финансов США Джон Сноу назвал "довольно скромным" снижение курса доллара, за год упавшего по отношению к евро на 20%. Аналитики восприняли эти слова как отказ правительства США от политики сильного доллара, но Белый дом поспешил дезавуировать заявление Сноу. В конце июня директор Institute for International Economics Фред Бергстен призвал к девальвации доллара по отношению к японской иене и китайскому юаню. К тому времени курс доллара к евро упал за год на 30% , тогда как к иене - всего на 15% , а к юаню и вовсе остался неизменным. А в пятницу главный экономист Morgan Stanley Стивен Роуч заявил, что в ближайшие несколько лет американская экономика будет расти крайне низкими темпами и для ее оживления необходима дальнейшая девальвация доллара на 20%. Дефицит платежного баланса США в 2002 г. составил $545 млрд, или 5,1% ВВП, указывает Роуч. Чтобы экономика росла при таком дефиците, США нуждаются в ежедневном притоке капитала на сумму $2 млрд, и в этих условиях дальнейшая девальвация, по мнению Роуча, это пусть и не самое легкое, но лучшее решение проблемы.

Российские экономисты не разделяют пессимизма Роуча. "Сколько себя помню, всегда идут разговоры о высоком долге США и необходимости девальвации доллара, - констатирует начальник аналитического отдела Банка Москвы Кирилл Тремасов. - Но ничего не происходит". Впрочем, он отмечает, что если судить по покупательной способности, то доллар необходимо девальвировать до $1,20 за евро. А исполнительный директор Центра развития Андрей Клепач считает, что пока все говорит о переоцененности евро.

Клепач уверен, что слабый доллар не решит проблем Америки, потому что не позволит изменить в лучшую сторону платежный баланс страны. Основные поставщики товаров в США - азиатские страны, но их местные валюты привязаны к доллару. А Тремасов напоминает, что экспорт составляет лишь 10% от ВВП США. По его словам, единственная причина, которая может побудить американские власти девальвировать национальную валюту, - стремление избежать дефляции. Но Тремасов отмечает, что для этого необходима поддержка Европейского центробанка. А гендиректор Бюро экономического анализа Сергей Лавров отмечает, что если такое решение будет принято, то оно обязательно будет политическим. "Доллар - мировая валюта, его девальвация приведет к резкому обесценению активов во всем мире, - считает экономист. - Большинство стран давно отказались от золотого стандарта и до 80% своих валютных резервов размещают именно в долларах".

Дальнейшее обесценение американской валюты пагубно отразится на российской экономике. "Все нефтяные контракты зафиксированы в долларах", - напоминает Лавров. А Тремасов говорит, что девальвация доллара будет означать укрепление рубля, что негативно отразится на конкурентоспособности российской экономики. Впрочем, он отмечает, что если этот процесс растянется на несколько лет, то окажет "терапевтический" эффект, так как заставит предприятия повышать эффективность производства.