Производство: Масла для первой заливки


На сегодняшний момент «Лукойл» - одна из крупнейших международных вертикально-интегрированных нефтяных компаний, которая обеспечивает более 2% мировой добычи нефти и работает уже почти в 40 странах. Мы также активно работаем в сбыте, в переработке и занимаемся развитием масляного бизнеса. Сегодня «Лукойл» перерабатывает порядка 66 млн т нефти на своих заводах, в том числе России - 44 млн т. Сбытовая сеть компаний состоит из 6000 заправочных станций, в том числе в России - 2500. Объем розничной реализации нефтепродуктов уже составил порядка 16 млн т, из них в России - порядка 9 млн т. Мы также один из крупнейших производителей нефтегазохимической продукции, которая может и должна стать, на наш взгляд, базой для дальнейшей локализации производства на российском рынке.

Вопрос из зала

Cколько в локализации может дать первичная заливка масла? Андрей Гайдамака: C точки зрения стоимости, конечно, это немного. Просто здесь очень важный процесс: если производители ищут этих самых внутренних производителей, то есть компонентов, тут есть сертифицированный продукт, который искать не надо. Зачастую возникает обеспокоенность и по качеству, и по менеджменту. Здесь таких вопросов не может быть.

Вопрос из зала

Вы говорили про масла. Как я понимаю, сейчас вы присадки импортируете. Есть ли задача перед «Лукойлом» производить собственные присадки, насколько это технологически сложно, насколько это экономически оправданно - или они будут все равно импортироваться? Андрей Гайдамака: Производство присадок - это действительно наиболее технологичная сфера. У нас есть совместные предприятия с зарубежными производителями - не в России, - в рамках которых мы работаем и в этом направлении. Есть бренды, которые люди покупают и не знают, что это «Лукойл»: Teboil, например. Но вы правы: работа с присадками - это самый, наверное, сложный компонент общей деятельности по маслам.

ОАО «НК «Лукойл»

Крупнейшие акционеры: Вагит Алекперов (20,9%), Леонид Федун (9,6%), структуры ИФД «Капиталъ» (около 8%), дочерняя структура Lukoil Investment Cyprus (9,2%). Капитализация (LSE) - $55,6 млрд. Выручка в первом полугодии 2013 г. по US GAAP - $68,8 млрд, чистая прибыль - $4,7 млрд. Добыча нефти в первом полугодии 2013 г. - 44,7 млн т, газа - 10,3 млрд куб. м, производство нефтепродуктов - 30,96 млн т. Доказанные запасы (на 1 января 2013 г.): нефти - 1,8 млрд т, газа - 665,2 млрд куб. м.

Рост автопарка в России, который начался в конце прошлого века, привел к взрывному росту потребления моторных топлив и масел. Кроме того, меняющаяся структура автопарка привела к тому, что создался спрос на серьезное увеличение производства высокоэкологических типов топлива. В результате начиная с 2003 г. объем переработки нефти на собственных НПЗ в России увеличился на 30%, однако объем выпуска основных нефтепродуктов, таких как бензины, вырос за указанный период почти вдвое. Российский рынок настолько быстро рос, что мы еле-еле успевали ему давать достаточно объема, особенно по высокооктановым бензинам. Сейчас 95-й бензин становится основой, 92-й уменьшается, а 76-й, 80-й практически исчезли. Дизель, который мы производим, в частности, на нашем пермском заводе, - это на сегодняшний момент, насколько я знаю, единственный продукт, который идет напрямую нашим потребителям в Финляндии и на Севере Европы и не требует никакой доработки на месте.

«Лукойл» полностью производит моторное топливо качества «Евро-5», и мы считаем абсолютно необходимым, чтобы те правила игры, которые были установлены правительством в данном вопросе, чтобы они более-менее соблюдались в будущем. Если мы и дальше будем замедляться по принятию новых экологических норм, то, естественно, это будет несколько замедлять нас в целом по технологическому развитию.

Учитывая постоянно меняющуюся структуру современного автомобильного рынка, компания «Лукойл» реализует стратегию по разработке современных смазочных материалов с максимальным использованием собственных ресурсов. «Лукойл» активно занимается исследованиями и разработкой смазочных материалов для производителей. Ассортимент смазочных материалов, производимых под брендом «Лукойл», за последние годы увеличился более чем в 4 раза, и многие продукты являются уникальными, что явилось результатом совместной программы с мировыми лидерами по производству присадок. Стратегия «Лукойла» по созданию современных масел имеет целью создание новейших продуктов, отвечающих последним требованиям производителей. В соответствии с требованиями по локализации крупнейшие производители приступили к строительству заводов по производству двигателей на территории России. Наша компания совместно с автопроизводителями ведет активную работу в данном направлении, чтобы к моменту запуска производства разработать моторные масла, полностью отвечающие их требованиям, и предоставить возможность использовать наши масла для первой заливки, увеличивая уровень локализации. Компания стремится работать с финальными производителями, особенно делая упор на страны Евразийского региона, и это подтверждено некоторыми нашими последними приобретениями. Мы стремимся участвовать во всех проектах по локализации производства компонентов в Российской Федерации, при этом сохраняя сотрудничество с текущими и уже известными поставщиками.