Сирийское переговорное обострение

Стороны и участники сирийского конфликта по-прежнему полны взаимных претензий

Обстановка вокруг межсирийских переговоров в Женеве обостряется и способна негативно повлиять на урегулирование конфликта.

В субботу российский боевой самолет Су-34, как утверждают Турция и США, нарушил сирийско-турецкую границу. Москва это отрицает и обвиняет Анкару в отказе допустить на переговоры сирийских курдов. Дамаск называет сформированную в арабских странах делегацию Высшего комитета по переговорам несерьезной. Ее представители угрожают покинуть Женеву, если сирийская армия не выполнит требование резолюции ООН и не прекратит осаду городов и удары по мирному населению.

Если факт нарушения границы подтвердится, это возвысит Кремль в сознании обывателей, но это невыгодно для нормализации отношений с Западом и НАТО. Пролет Су-34 скорее выгоднее Анкаре, которая может потребовать дополнительной помощи НАТО для защиты воздушного пространства и, кроме того, для политической мобилизации под лозунгом военной угрозы, отмечает эксперт по международным отношениям Владимир Фролов. Требование Турции не допускать в Женеву одну из групп курдов также отражает противоречия между Москвой и Анкарой. «Демократический союз» – всего одна из 12 курдских партий, отмечает востоковед Леонид Исаев.

Сирийское правительство стремится доказать, что последние успешные операции против боевиков запрещенного в России «Исламского государства» позволят ему победить противников при поддержке России и Ирана и без участия оппозиции, которая пользуется поддержкой Турции, суннитских монархий Персидского залива и Запада. Допущенная к переговорам оппозиция хотя и угрожает покинуть переговоры, вряд ли рискнет это сделать, в противном случае она потеряет трибуну для выражения своих притязаний и шансы на минимальное участие в будущем переходном правительстве.

В этой ситуации существенный прогресс на переговорах маловероятен. В ближайшие полгода стороны могут договориться о локальном прекращении огня, снятии осады с городов, занятых оппозицией и блокированных сирийской правительственной армией, считает Фролов. Личному посланнику генсека ООН Стаффану де Мистуре и его помощникам придется приложить максимум дипломатического искусства, чтобы участники переговоров не отказывались от своих обязательств в последний момент.