Статья опубликована в № 4026 от 02.03.2016 под заголовком: От редакции: «Платон» нам друг

Философская система «Платона»

Бюджет платит концессионеру за разработку и эксплуатацию бессмысленной системы
  • Николай Эппле,
  • Андрей Синицын

Система взимания платы с автомобильных грузоперевозчиков «Платон» продолжает показывать, как принимаются решения в России.

Правительство своим постановлением от 27 февраля решило не повышать тариф на проезд с 1 марта, как планировалось ранее. Льготный тариф в 1,53 руб. за 1 км заморожен на неопределенный срок (точнее, формально с 1 июля 2017 г. он должен начать индексироваться на размер инфляции). По графику ввода системы, тоже уже отредактированному из-за протестов дальнобойщиков, с 1 марта тариф должен был вырасти до 3,06 руб. за 1 км.

В декабре после первого снижения ставок премьер Дмитрий Медведев говорил, что «система донастроена, и она в конечном счете принесет бюджету и всем нам дополнительные инвестиции на дороги». По его словам, в 2016 г. это позволит привлечь в дорожные фонды «порядка 40–50 млрд руб.». По словам зампреда правительства Аркадия Дворковича, запуск системы призван «устранить несправедливость в части возмещения вреда автодорогам». Дороги содержатся за счет владельцев легкового транспорта, хотя наибольший ущерб им наносят большегрузы.

И вот новое решение, похоже, оставляет дорогам их ущерб. Первые расчеты показывали, что при тарифе 3,73 руб. (не работал ни дня) система соберет за год в бюджет 60 млрд руб. После снижения тарифа до 1,53 руб. и перехода на новый тариф в марте сборы прогнозировались в размере 39,5 млрд руб. Затем Дворкович говорил, что повышение тарифа переносится на октябрь – прогноз сборов сократился еще на 16,6 млрд руб. Теперь нужно будет снова пересчитать поступления в сторону снижения. Несколько миллиардов «Платон» соберет, но дорогам это не поможет.

Во втором полугодии должен заработать налоговый вычет для грузоперевозчиков: они смогут экономить на транспортном налоге сумму, равную платежам в систему «Платон» (соответствующий законопроект входит в антикризисный план). На этом вычете региональные дорожные фонды потеряют, по оценке Минфина, 8,2 млрд руб.

В итоге бюджет на «Платоне» заработает едва ли не меньше, чем «Платон» на бюджете (оператор системы получает гарантированные 10,6 млрд руб. в год), а ущерб дорогам от большегрузов практически не будет компенсирован.

Наверное, можно сетовать на нецивилизованность перевозчиков, не желающих платить по высоким ставкам за проезд по дорогам. Но на данный момент философская система «Платона» выглядит почти идеально: бюджет платит концессионеру за разработку и эксплуатацию бессмысленной системы. Идеально было бы промежуточные вещи типа обоснования необходимости и разработки системы исключить. И не концессионное соглашение заключать, а спонсорское.

Что же касается финансирования дорожных фондов: оно будет увеличено за счет уже второго в 2016 г. повышения акциза на топливо (Госдума спешно приняла, и президент подписал закон) с 1 апреля. По оценке Минфина, цена бензина вырастет на 7%. И заплатят за ущерб дорогам не только дальнобойщики, но и частные владельцы легковых автомобилей.