Население охладело к уличной митинговой активности

По данным «Левада-центра», после выборов население резко охладело к уличной митинговой активности. Но расслабляться властям рано, предупреждает эксперт

Число сторонников как оппозиционных, так и провластных митингов уменьшается, свидетельствует опрос, проведенный «Левада-центром» 16–19 марта среди 1633 человек (статпогрешность – до 3,4%). В марте только треть россиян (32%) заявили о поддержке проведения уличных акций протеста против нарушений на выборах, 52% митинги не одобряют. В декабре соотношение было иным: 44% уличный протест поддерживали, а 41% – нет. В январе эти группы почти сравнялись (43 на 42%), в феврале соотношение стало не в пользу Болотной (38 к 45%).

Почти вдвое упало и число тех, кто был готов поучаствовать в таких акциях. В декабре их было 15%, в январе и феврале – 13%, сейчас лишь 8%. Если же митинг не будет санкционирован, на площадь готовы выйти 5%. Положительного результата от акций протеста нет, считает подавляющее большинство (54%).

За месяц с 34 до 25% упало число тех, кто считает побудительным мотивом для уличных протестов возмущение фальсификациями на выборах. Основной мотив, о котором говорят респонденты (37%), – недовольство политикой властей. Из основных требований митингующих наибольшую поддержку у населения находят уже реализованные Кремлем идеи политреформы: восстановление выборности губернаторов (51%), снижение порога прохождения партий в Госдуму (36%), облегчение их регистрации (35%). А вот требования освободить политзаключенных близки только 29% (35% против). Еще меньше – 25% поддерживают идею отправить в отставку Владимира Чурова и отменить результаты выборов в Госдуму.

Снизилось и число одобряющих акции в поддержку Владимира Путина: с 42% в феврале до 38% в марте (не одобряли 40 и 46% соответственно). Готовы постоять за власть 15% (было 16%). Основной мотив – боязнь перемен (29%). С 16 до 19% выросло число убежденных, что митинговавшим за Путина заплатили.

Претензии к власти у недовольного населения остались, но объединяющая идея ушла и, пока она не появится, всплеска активности ждать не стоит, считает замдиректора «Левада-центра» Алексей Гражданкин. Он предупреждает: уровень протестной активности остается достаточно высоким (выше, чем год назад), власти сами могут спровоцировать новую волну протеста.

Перемена настроений закономерна, не спорит координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов, но уличная активность – единственный действенный способ донести свою позицию до власти: политреформа стартовала только после многотысячных митингов на Болотной и проспекте Сахарова. Другие форматы действий будут обсуждаться на «Белой неделе» в середине апреля, напоминает заявитель всех протестных митингов Надежда Митюшкина.