Генпрокуратура проверит создателей передачи «Пока все дома»

«Особое внимание» она обещала уделить судьбе 110 млн рублей, выделенных государством на ролики о детях-сиротах
Вел программу Тимур Кизяков, лауреат премий ТЭФИ и «Золотой Остап», а также премии правительства в области СМИ 2015 года, кавалер орденов Дружбы и Почета, член высшего совета «Единой России»/ Максим Стулов/ Ведомости

Генпрокуратура начала проверку сообщений СМИ о возможных нарушениях при съемках программы «Пока все дома» «Первого канала». Это первый известный случай, когда Генпрокуратура проверяет производителя телепередачи.

«Особое внимание будет уделено целевому использованию 110 млн руб., выделенных, по данным СМИ, Министерством образования и науки Российской Федерации на производство роликов видеопаспортов о детях-сиротах», - говорится в пресс-релизе надзорного ведомства. Прокуроры обещают оценить законность действий всех, о ком говорилось в публикациях, и «незамедлительно» принять меры прокурорского реагирования, если для таковых обнаружатся основания.

«Пока все дома» выходила на «Первом канале» с 1992 г. Производитель передачи – структуры Трансконтинентальной медиакомпании Александра Митрошенкова. Вел ее Тимур Кизяков, лауреат премий ТЭФИ и «Золотой Остап», а также премии правительства в области СМИ 2015 г., кавалер орденов Дружбы и Почета, член высшего совета «Единой России». Митрошенков и Кизяков пока не ответили на звонки «Ведомостей». В пресс-службе «Первого» заявили «Ведомостям»: «Каналу не было известно, что рубрика производится за счет государства, а также об участии создателей программы в тендерах и регистрации товарного знака «видеопаспорт». По результату публикаций в СМИ и реакции общественности мы приняли решение закрыть программу». Представитель канала не смог уточнить, поступали ли в компанию запросы от Генпрокуратуры.

За один выпуск программы канал платил около 1,5 млн руб. В рубрике «У вас будет ребенок» программы размещались ролики о детях-сиротах, адресованные потенциальным усыновителям. У рубрики был отдельный спонсор Kerama Marazzi, часть денег от него получали создатели передачи. Также для этой рубрики и съемок создатели программы получали деньги от Минобрнауки.

О госфинансировании видеопаспортов стало известно после совещания в Минобрнауки в декабре прошлого года, где, как писали корреспондент ТАСС Татьяна Виноградова и газета «Комсомольская правда», сотрудник министерства Евгений Сильянов сообщил, что Кизяков получает из бюджета деньги на создание роликов о сиротах и судится с другими благотворительными фондами, если те пытаются использовать термин «видеопаспорт». Получалось, что создатели передачи продают «Первому каналу» контент, за производство которого им уже оплатило государство.

В середине августа стало известно, что «Первый канал» разорвал контракт с производителем программы «Пока все дома» и она больше выходить не будет. Источник «Ведомостей» на канале объяснил это решение снижением рейтингов передачи, последней каплей, по его словам, стал скандал с видеопаспортами сирот. Кизяков заявил, что отношения с «Первым каналом» порваны по инициативе производителя передачи - ООО «Дом». «Мы это сделали из-за неприемлемых методов работы руководства канала», - сказал он «Ведомостям». По его утверждению, решение компании «Дом» не связано напрямую со скандалом вокруг видеопаспортов: «Хотя нам было крайне неприятно, что канал не стал нас защищать в этой ситуации».

Теперь программа «Пока все дома» будет выходить на канале «Россия 1» (входит в ВГТРК), следует из разосланной каналом программы: первый выпуск появится в эфире 10 сентября. Представитель ВГТРК подтвердил что передача теперь будет выходить на «России 1».

По данным сайта госзакупок и «СПАРК-Интерфакса», с 2011 г. компании, учредителями которых были Кизяков, его жена Елена и Митрошенков, получили на тендерах Минобрнауки, а также от региональных властей около 110 млн руб. на создание видеороликов о детях-сиротах. Производство такого видеопаспорта стоит 100 000 руб., следует из документов закупок. Видеопаспорта размещаются на одноименном сайте и выходили в эфире «Первого канала» в рубрике «У вас будет ребенок». Причем большую часть закупок роликов о сиротах региональные власти в 2011–2014 гг. произвели у единственного поставщика – компаний, связанных с «Пока все дома». Чиновники обосновывали такую закупку тем, что компания зарегистрировала на себя товарный знак «видеопаспорт» и альтернативных поставщиков этой услуги поиск в интернете не обнаруживает. С благотворительными организациями, которые пытались использовать этот термин, создатели «Пока все дома» судились. «Ведомости» обнаружили два таких иска, один отозван, по второму обладатель товарного знака получил компенсацию в 20 000 руб.

В 2015–2016 гг. чиновники в части тендеров перестали закупать видеопаспорта у единого поставщика и перешли к открытым конкурсам на создание видеосюжетов о сиротах – с несколькими участниками. Но и в этих тендерах между собой конкурировали компании, связанные с производителями «Пока все дома», и в итоге становились победителями. Министерство образования тогда не ответило на запрос «Ведомостей», нет ли нарушения в участии в тендере аффилированных компаний.

В конце прошлого года Кизяков рассказывал «Ведомостям», что за 10 лет они вместе с женой Еленой Кизяковой и съемочной группой «Пока все дома» создали около 3000 видеопаспортов детей, ролик в эфире «Первого» – маленькая трансформированная версия видеопаспорта. Эти ролики снимались за счет выигранных на тендере средств и выплат телеканала и спонсоров: «Госфинансирование нашей работы никогда не было секретом, никто этого не скрывал», но сам Кизяков ничего не зарабатывал на этом. Себестоимость одного ролика - 100 000 руб., говорил он. Он уверял, что не заявляет на тендерах реальную стоимость ролика, поскольку 100 000 руб. и так выглядит пугающей суммой: «И мы не сможем обосновать по смете непредвиденные расходы, если дети, которых мы приехали снимать, заболели». Экономить на качестве роликов нельзя, уверен он.