110 млн рублей за детей-сирот

Производители передачи «Пока все дома» продают «Первому каналу» контент, создание которого им уже оплатило государство. Это видеоролики о детях-сиротах
Тимур Кизяков создает ролики о сиротах за счет государства, «Первого канала» и спонсоров/ Максим Стулов/ Ведомости

С 2011 г. компании, которые принадлежат создателям передачи «Пока все дома», получили на тендерах Министерства образования и науки, а также региональных властей (данные сайта госзакупок и «СПАРК-Интерфакса») около 110 млн руб. на создание видеороликов о детях-сиротах. Ведущий «Пока все дома» Тимур Кизяков называет эти ролики вместе с сопровождающими их документами о сиротах видеопаспортами. Производство такого видеопаспорта стоит 100 000 руб., следует из документов закупок. Видеопаспорта размещаются на одноименном сайте и выходят в эфире «Первого канала» в рубрике «У вас будет ребенок».

Представитель «Первого канала» Лариса Крымова сообщила «Ведомостям», что канал на коммерческих условиях покупает у производителя лицензию на всю передачу, в том числе на рубрику «У вас будет ребенок». Сумму она не раскрыла. Каналу не было известно, что ролики о сиротах производятся за счет государства, утверждает Крымова. Телекомпания разбирается, нарушил ли производитель условия контракта, добавила она.

«Пока все дома» выходит в эфире «Первого канала» с 1992 г. Производитель передачи – структуры Трансконтинентальной медиакомпании Александра Митрошенкова. Источник, близкий к «Первому» знает, что за один выпуск «Пока все дома» канал платит около 1,5 млн руб., кроме того, у рубрики «У вас будет ребенок» есть отдельный спонсор – производитель плитки Kerama Marazzi, часть этих денег также получают создатели передачи.

О госфинансировании видеопаспортов стало известно после совещания в Минобрнауки, где, как утверждает корреспондент ТАСС Татьяна Виноградова и газета «Комсомольская правда», сотрудник министерства Евгений Сильянов сообщил, что Кизяков получает из бюджета деньги на создание роликов о сиротах и судится с другими благотворительными фондами, если те пытаются использовать термин «видеопаспорт». Представитель министерства вчера не ответил на вопросы «Ведомостей».

Кто смотрит «Пока все дома»

По оценке Mediascope, последний выпуск «Пока все дома» смотрели 13,9% зрителей России старше 4 лет, это 49-й результат среди всех шоу и сериалов за неделю (данные по жителям городов с населением более 100 000 человек).

Кизяков рассказал «Ведомостям», что за 10 лет они вместе с женой Еленой Кизяковой и съемочной группой «Пока все дома» создали около 3000 видеопаспортов детей, ролик в эфире «Первого» – маленькая трансформированная версия видеопаспорта. Он признает, что ролики снимаются за счет как выигранных на тендере средств, так и выплат телеканала и спонсоров: «Госфинансирование нашей работы никогда не было секретом, никто этого не скрывал». Реальная себестоимость одного ролика больше 100 000 руб., настаивает Кизяков, только все три источника финансирования позволяют создавать видеопаспорта: «Мы на этом ничего не зарабатываем». Он уверяет, что не заявляет на тендерах реальную стоимость ролика, поскольку 100 000 руб. и так выглядит пугающей суммой: «И мы не сможем обосновать по смете непредвиденные расходы, если дети, которых мы приехали снимать, заболели». Экономить на качестве роликов нельзя, уверен он.

Тендеры на создание видеопаспортов о сиротах выиграли четыре компании, учредители которых – Кизяков, его жена и Митрошенков: ООО «Видеопаспорт», ООО «Видеопаспорт ребенка», НКО «Благотворительный фонд «Видеопаспорт» и ООО «Дом». Большую часть закупок роликов о сиротах региональные власти в 2011–2014 гг. произвели у единственного поставщика – компаний, связанных с «Пока все дома». Чиновники обосновывали такую закупку тем, что компания зарегистрировала на себя товарный знак «видеопаспорт» и альтернативных поставщиков этой услуги поиск в интернете не обнаруживает. С благотворительными организациями, которые пытались использовать этот термин, создатели «Пока все дома» судились. «Ведомости» обнаружили два таких иска, один отозван, по второму обладатель товарного знака получил компенсацию в 20 000 руб.

В 2015–2016 гг. чиновники в части тендеров перестали закупать видеопаспорта у единого поставщика и перешли к открытым конкурсам на создание видеосюжетов о сиротах – с несколькими участниками. И в тендере Минобрнауки на создание видеосюжетов на 15 млн руб. в 2015 г. участвовали три компании: телерадиокомпания «Башкортостан», благотворительный фонд «Видеопаспорт» и ООО «Видеопаспорт ребенка». Заявка телерадиокомпании была отклонена из-за отсутствия платежного поручения, и конкурировали две компании с одними и теми же владельцами. Победил благотворительный фонд. В аналогичном тендере министерства в этом году на сумму 10 млн руб. вообще участвовали только две компании, принадлежащие создателям «Пока все дома»: «Дом» и благотворительный фонд «Видеопаспорт». Снова выиграл фонд.

Директор благотворительного фонда «Измени одну жизнь» Юлия Юдина рассказала «Ведомостям», что этот фонд снимает в год 7000–9000 роликов о детях, стоимость каждого ролика около 3000 руб.: «Мы экономим за счет того, что ролики снимаются местными операторами и режиссерами и нет необходимости платить за переезд и перелеты». Ролики создаются за счет фонда, т. е. частных пожертвований. Фонд хотел бы получать и госсредства, указывает Юдина, это позволило бы помочь большему числу детей: «По участию в тендерах для нас был ряд ограничений, в частности выход роликов на федеральном ТВ. Кроме того, в тендерной документации часто прямо указано создание видеопаспортов, правами на этот товарный знак владеет другая организация».

Заявлять только один товарный знак в тендерной документации незаконно – чиновники должны указать альтернативы, говорит руководитель антимонопольной службы Goltsblat Николай Вознесенский: «Но оспорить результаты тендера будет проблематично. В суд может подать только компания, которая подавала заявку на участие в тендере, но ее отклонили».

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)