Современное развитие технологий и внедрение искусственного интеллекта (ИИ) в системы безопасности являются инновационным трендом изменений в различных сферах жизни общества.
Системы искусственного интеллекта не только существенно увеличивают эффективность существующих систем безопасности, но и создают совершенно новые возможности для анализа данных, прогнозирования угроз и автоматизации процессов реагирования.
Ситуация усугубляется тем, что традиционные методы защиты, основанные на человеческом опыте и интуиции, зачастую оказываются недостаточными для эффективного реагирования на новые вызовы.
В настоящее время более 55% организаций в сфере безопасности жизнедеятельности уже используют ИИ, которые проводят анализ данных и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Использование ИИ в этой сфере способствует быстрому реагированию на потенциальные угрозы.
Технологии машинного обучения, нейронные сети и аналитика больших данных в системах видеонаблюдения позволяют специалистам в области безопасности обрабатывать колоссальные объемы информации, выявлять закономерности и предсказывать поведение потенциальных нарушителей, что увеличивает точность обнаружения угроз на 90%, и значительно снижает количество ложных срабатываний.
Прогноз специалистов предполагает интеграцию ИИ-технологий в системы обеспечения безопасности жизнедеятельности к 2030 году примерно на 80%. Это, в свою очередь, требует от специалистов в области безопасности понимания принципов работы технологий, алгоритмов функционирования, а также навыков интерпретации данных, полученных в результате анализа. Необходимость формирования новых подходов к обучению персонала по безопасности становится важным аспектом в условиях стремительного внедрения ИИ в профессиональную сферу.
Следует подчеркнуть, что внедрение искусственного интеллекта в сферу безопасности значительно меняет требования к профессиональным компетенциям специалистов.
В связи с этим, к числу современных вызовов для специалистов по безопасности относится необходимость осваивать новую квалификацию, которая будет включать в себя как технические, так и аналитические навыки. С одной стороны, им требуется глубинное знание принципов работы ИИ и сопряженных технологий, с другой — умение применять эти знания на практике для решения реальных задач.
Для определения влияния искусственного интеллекта на развитие профессиональных компетенций в области безопасности, необходимо рассмотреть ряд задач, каждая из которых вносит свой вклад в осознание влияния технологий на профессиональные компетенции.
Первая задача заключается в анализе текущих тенденций внедрения ИИ в сферу безопасности, которые связаны с существующими технологиями и методами, применяемых в данной области: от систем видеонаблюдения с элементами распознавания лиц до комплексных аналитических программ, способных обрабатывать большие объемы данных для раннего выявления угроз. Понимание этих тенденций позволяет установить взаимосвязь между современными технологиями и необходимыми компетенциями специалистов.
Вторая задача заключается в выявлении новых требований к профессиональным навыкам и знаниям специалистов в области безопасности. С развитием ИИ возникают новые профессии и изменяются функции существующих должностей. Это требует адекватной оценки, чтобы подготовить специалистов, способных не только управлять ИИ-системами, но и использовать их для принятия стратегических решений. В ходе исследования важно провести анализ мнений экспертов и практиков, что позволит выделить ключевые компетенции, которые должны стать частью образования будущих кадров.
Одним из ключевых выводов в данном контексте является то, что традиционное образование не в полной мере отвечает современным вызовам и требованиям, связанным с использованием ИИ в безопасных областях, что в свою очередь создает необходимость пересмотра программ обучения и профессионального развития.
По мнению, доцента кафедры «Безопасность жизнедеятельности» Финансового университета при Правительстве РФ, к.т.н. Масалевой М.В. , в условиях стремительного роста и интеграции ИИ-систем в сферу безопасности возникает необходимость в комплексном подходе к обучению новых специалистов, что требует активного сотрудничества образовательных учреждений и профессиональных сообществ для разработки новых программ подготовки. Это обеспечит не только соответствие современных специалистов новым вызовам, но и повысит общую безопасность в обществе, что является первоочередной задачей в условиях глобализации и технологизации мира.