Институты бюджетной поддержки инновационного развития экономики России

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации проводит исследование фискального регулирования обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации в современных условиях, одним из важнейших направлений которого является бюджетная поддержка развития инноваций в России.

По данным Росстата с 2017 по 2023 гг. уровень инновационной активности организаций (как доля организаций, например, имевших в отчетном периоде затраты на инновационную деятельность) в Российской Федерации сократился на 3,3 п.п, причем наименьшее значение в 9,1% пришлось на 2019 год, а наибольшее (23%) – на 2020 и 2021 гг.

Наиболее инновационно-активными в 2023 году являлись промышленные организации (16,9%) (в т.ч. «Обрабатывающее производство» – 22,5%), и, разумеется, специализированные организации в области научных исследований и разработок (42,5% в 2023 году против 66,7% в 2017 году). Также значительным инновационным потенциалом обладают организации, осуществляющие деятельность в области телекоммуникаций (13,7%) и разработки компьютерного программного обеспечения и иных сопутствующих услуг в данной области (15,7%).

Отдельно стоит обратить внимание на такие направления инновационной трансформации экономики, которым следует оказывать дополнительную бюджетную поддержку, как создание малых инновационных предприятий (удельный вес вырос с 5,2% в 2017 году до 7,5% в 2023 году), использование цифровых технологий в деятельности организаций (сокращение с 80,7% в 2020 году до 78,6% в 2023 году) и роботизация производств (количество применяемых промышленных роботов в организациях составило 12841 шт. в 2023 году).

Основной инновационного развития экономики в значительной степень являются расходы на НИОКР. В России более трети всех организаций, осуществляющих НИОКР, – специализированные научно-исследовательские организации (37%), вузы составляют почти четверть (24.1%) из 4125 организаций. Следует отметить, что совокупные расходы организаций в целом по России на НИОКР в 2023 году составили 2,1 трлн рублей, что на 17% больше, чем в 2022 году. Отдельно необходимо отметить, что расходы федерального бюджета на финансирование гражданской науки выросли в 2023 году по сравнению с 2015 годом более чем в 1,83 раза – с 377,9 млрд рублей до 691,8 млрд рублей соответственно. При этом соотношение бюджетных расходов на фундаментальные и прикладные исследования изменилось: если в 2017 году оно составляло 31,0% и 69,0% соответственно, то в 2023 году – уже 35,3% и 64,7%. При этом отношение расходов на научные исследования к совокупным расходам федерального бюджета сократилось с 2,30% до 2,76%, а к ВВП – с 0,41% до 0,40%.

Доцент Кафедры общественных финансов Финансового факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Александр Ложечко отмечает, что в настоящее время в России создана разветвленная система специализированных институтов– «проводников» бюджетной поддержки в данной области, среди которых выделяются четыре больше группы: институты технологического развития, институты преференциальных режимов инновационного развития, институты инновационного развития и институты информационной и финансовой поддержки инноваций.

Механизмы бюджетного финансирования институтов технологического развития в значительной степени направлены на поддержку инновационных проектов – стартапов – на разных уровнях готовности таких проектов к коммерциализации. На ранних стадиях (MRL1-3) ключевую роль играют бизнес-инкубаторы; на стадиях реализации проектов, связанных с созданием производственной концепции (MRL2-7) – различные инжиниринговые центры, лаборатории, центры прототипирования; начиная с появления возможности изготовления прототипа (MRL5-10) – технопарки и особые экономические зоны технико-внедренческого типа; а начиная с этапа мелкосерийного производства (MRL8-10) – индустриальные парки и особые экономические зоны промышленно-производственного типа.

Бизнес-инкубаторы, лаборатории, инжиниринговые центры, акселераторы могут быть как коммерческими (полностью независимыми или созданными крупными организациями, банками), так и государственными (муниципальными). Во втором случае бюджетные инструменты включают в себя как прямые инвестиции при создании бизнес-инкубаторов, так и последующую субсидиарную поддержку их инфраструктуры, и различные льготы, в том числе налоговые, резидентам. Кроме того, такие институты активно создаются при государственных высших учебных заведениях – особенно в рамках программы «Приоритет 2030».

Ключевыми инструментами бюджетной поддержки НИОКР для целей разработки инновационных стартапов являются федеральный проект «Развитие технологического предпринимательства», предполагающий в том числе бюджетную грантовую поддержку, развитие инновационной инфраструктуры, продление программы льготного кредитования, и федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства». Объем финансирования последнего до 2030 года – 312,8 млрд рублей, из которых только 108,3 млрд рублей являются средствами федерального бюджета, а остальное – внебюджетными средствами. В отношении поддержки технопарков в рамках федерального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» к 2030 году планируется направить 30 млрд рублей на создание 100 региональных технопарков и бизнес-парков с привлечением бюджетных средств и внебюджетных источников.

В рамках анализа бюджетной поддержки институтов преференциальных режимов территориального развития следует отметить, что важную роль играют в данном случае особые экономические зоны, территории опережающего развития, наукограды. Первоочередным источником финансовых ресурсов при создании ОЭЗ являются бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Анализ Минэкономразвития России за 2023 год по существующим на 01.07.2022 44 ОЭЗ (на начало 2025 года их количество составило уже 52 с предстоящим увеличением еще на 10) общий объем средств федерального бюджета, направленный на финансирование строительства инновационной, инженерной, транспортной и т.д. инфраструктуры на территории этих ОЭЗ составил за весь период их функционирования 104,2 млрд рублей, а бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов – 130,2 млрд рублей.

К институтам инновационного развития, в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.12.2022 № 3999-р, отнесены 29 организаций, бюджетная поддержка инновационной деятельности у которых достаточно разнообразна: АО «РОСНАНО», АО «Российская венчурная компания», АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ», Российский фонд развития информационных технологий, АНО «Платформа Национальной технологической инициативы» и др.

Институты информационной и финансовой поддержки инноваций включают в себя широкий спектр организаций, оказывающих финансовую и консультационную поддержку инновационным организациям. В их число входят региональные гарантийные фонды, венчурные фонды (в том числе созданные при поддержке РВК), государственные микрофинансовые организации , фонды поддержки МСП и т.д. Например, одним из важнейших инструментов бюджетной поддержки инновационного развития в рамках деятельности АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» является Национальная гарантийная система, функционирующая на основе региональных гарантийных организаций (далее – РГО).

Таким образом, в условиях снижения общего уровня инновационной активности в стране, несмотря на рост количества организаций, выполнявших научные исследования и разработки, и общего объема финансирования НИОКР (в т. ч. средства федерального бюджета) необходим поиск новых инструментов бюджетной поддержки инновационного развития России.

Александр Ложечко, Доцент Кафедры общественных финансов Финансового факультета Финансового университета

Другие пресс-релизы