На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2025) дискуссии на площадке «Урбан Хаб» подтвердили стратегический сдвиг в подходе к развитию территорий. Участники сессии «Малые города и большие возможности» подчеркнули, что мастер-планирование стало ключевым инструментом возрождения малых городов, а частный бизнес (особенно малый и средний) — драйвером их социально-экономического перезапуска. Параллельно на сессии «Наследие. Визионеры» обсуждался баланс между сохранением исторической идентичности и созданием современной среды, где памятники архитектуры становятся катализаторами развития, требующими новых финансовых и законодательных механизмов. При этом подчеркивалось необходимость вовлечения горожан в формирование комфортной городской среды.
Прямое участие граждан закреплено как ключевой принцип реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни». Согласно методическим рекомендациям Минстроя РФ, вовлечение населения — не формальность, а обязательный элемент всех этапов проектирования, предполагающий выбор территорий для благоустройства через рейтинговое голосование, соучастное проектирование с использованием онлайн-платформ, трудовое участие в реализации.
Ключевыми принципами соучастия граждан в формировании комфортной городской среды являются:
1. Открытость и прозрачность
- доступ к проектной документации через порталы типа «Госуслуги» и муниципальные платформы.
2. Инклюзивность участников
- вовлекаемые группы включают не только жителей, но и:
некоммерческие организации (НКО) и территориальное общественное самоуправление (ТОСы)
предпринимателей (особенно локальный бизнес)
экспертов (архитекторы, экологи, историки)
3. Включение населения в процесс благоустройства на самых ранних стадиях реализации проектов
- корректировка проектов на стадии концепции, где жители участвуют в создании «комфортных микрорайонов» через мастер-планы.
4. Гибкость уровней вовлеченности
- граждане могут выбрать форму участия:
Онлайн-голосование
Волонтерские субботники
Экспертные рабочие группы
5. Пропорциональность влияния городских сообществ
- вес голоса учитывает:
территориальную близость к объекту
компетентность (для экспертов)
трудовой вклад (при реализации)
Преимущества соучастного подхода предполагает значительный мультипликативный эффект (см. табл.1)-
для жителей:
Реализация уникальных решений (например, набережные, культурные пространства и т.д., победившие во Всероссийском конкурсе)
Формирование социального капитала: благоустройство исторического центра силами жителей укрепляет локальную идентичность
Прозрачность процессов: участие граждан способствует нивелированию коррупционных составляющих
для бизнеса и НКО:
повышение капитализации территорий: благоустроенные городские пространства существенно увеличивают поток туристов
укрепление репутации через корпоративную социальную ответственность (КСО)
для власти:
рост индекса качества городской среды
снижение конфликтности: учет мнения жителей минимизирует протесты против застройки
выполнение KPI нацпроекта: доля участвующих граждан достигает 30%
Современными проблемами и решениями вовлечения горожан в формирование комфортной городской среды являются следующие:
низкая активность на собраниях собственников (особенно по дворовым территориям)
юридические коллизии: передача элементов благоустройства в долевую собственность МКД требует изменений в ЖК РФ.

бюджетная недостаточность малых городов для разработки проектной документации
Инструментами преодоления данных проблем могут быть цифровизация, предполагающая онлайн-голосование и 3D-визуализацию проектов, поддержку центров компетенций- в Татарстане, Башкортостане и др. регионах- они повышают качество проектов, а также- гибкое финансирование, включающее софинансирование из внебюджетных источников.
Перспективными векторами вовлечения горожан в формирование комфортной городской среды являются направления в контексте прямого участие граждан, когда данное вовлечение эволюционирует от точечного благоустройства к системному градоустройству. В рамках данной модели жители становятся соавторами городской среды. Основными трендами становятся:
цифровизация → внедрение AI (Artificial Intelligence) для моделирования проектов с учетом мнения жителей
гибридные форматы → смешение онлайн (платформы) и офлайн (мастерские) вовлечения
агломерационный эффект → развитие малых городов через уникальные проекты (набережные, исторические центры)
стандартизация → разработка ГОСТов соучастного проектирования на основе лучших практик.
Для системной организации процесса вовлечения уполномоченным органам необходимо четко распределить роли и ответственность на всех этапах реализации проектов. Здесь важна иерархия учета мнений граждан, которая выстраивается через следующие прогрессивные уровни:
Информирование- доступное и полное освещение проекта.
Консультирование- разъяснение деталей и вариантов решений.
Вовлечение (соучастие)- привлечение к обсуждению идей.
Делегирование- передача части полномочий инициативным группам.
Партнерство- совместная разработка и реализация проектов.
Формами взаимодействия власти и граждан в области формирования комфортной городской среды могут быть:
своевременное информирование о планах благоустройства,
экспертное консультирование по решениям и альтернативам,
соучастие в разработке и реализации проектов,
реальное партнерство в управлении проектами.
Для измерения вовлеченности жителей необходимо определить этапы и последовательность действий, сроки выполнения мероприятий, ожидаемые количественные и качественные результаты, прогнозируемый охват аудитории на каждом этапе, набор необходимых информационных материалов, локации проведения мероприятий, потребность в повторяющихся активностях.
В условиях современной цифровизации важно регламентировать вовлечение граждан создание комфортной городской среды и определить:
Алгоритм действий организаторов.
Хронологию онлайн-мероприятий.
Целевые показатели эффективности.
Процедуры сбора, обработки и анализа данных.
Адаптированные цифровые форматы для всех целевых групп.
Актуальность цикличности онлайн-активностей.
Выбор оптимальных форматов вовлечения граждан зависит от целевого уровня вовлечения (информирование, соучастие и т.д.), конкретного этапа проекта, поставленных задач вовлечения на данном этапе, характеристик целевой аудитории и иных контекстных факторов.
Форматами информирования граждан о эффективности создания комфортной городской среды могут быть:
Местные СМИ (печатные)- наиболее актуальны для малых населенных пунктов (<10 тыс. чел.) с низкой интернет-проникновением (<50%). Публикации должны быть краткими, информативными, без сложной терминологии, с крупным шрифтом.
Официальные сайты муниципалитетов- наиболее эффективны при интернет-доступе >50% населения. Ключевая информация о проекте и вовлечении – на главной странице.
Социальные сети- наиболее оптимальны при высокой интернет-активности (>50%). Использовать официальные страницы администрации и популярные местные сообщества. Дополнять традиционными форматами для неактивных пользователей соцсетей.
Наружная реклама (баннеры, стенды и т.д.)- универсальный формат, особенно важный для граждан без доступа к интернету и соцсетям.
Альтернативные каналы (ТВ, СМС, звонки)- может применяться для максимального охвата специфической аудитории с учетом местных условий и особенностей проекта.
Дистанционное информирование (через сайты проекта, администрации, местных СМИ, соцсети) становится основным при невозможности очного участия жителей, ориентируясь на интернет-аудиторию.
Следует отметить, что устойчивая городская среда возможна лишь при восстановлении «метаболизма» между человеком и пространством через демократизацию градоустройства. Результаты ФП ФКГС доказывают: города с высоким уровнем участия (Кологрив, Сысерть, Тамань и др.) не только улучшили среду, но и сформировали новую социальную идентичность, превращая наследие в ресурс развития.
Валерий Комов, доцент кафедры Государственного и муниципального управления Финансового университета при Правительстве Российской Федерации