От идеи к реальности: как прямое участие горожан формирует комфортную городскую среду

На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2025) дискуссии на площадке «Урбан Хаб» подтвердили стратегический сдвиг в подходе к развитию территорий. Участники сессии «Малые города и большие возможности» подчеркнули, что мастер-планирование стало ключевым инструментом возрождения малых городов, а частный бизнес (особенно малый и средний) — драйвером их социально-экономического перезапуска. Параллельно на сессии «Наследие. Визионеры» обсуждался баланс между сохранением исторической идентичности и созданием современной среды, где памятники архитектуры становятся катализаторами развития, требующими новых финансовых и законодательных механизмов. При этом подчеркивалось необходимость вовлечения горожан в формирование комфортной городской среды.

Прямое участие граждан закреплено как ключевой принцип реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни». Согласно методическим рекомендациям Минстроя РФ, вовлечение населения — не формальность, а обязательный элемент всех этапов проектирования, предполагающий выбор территорий для благоустройства через рейтинговое голосование, соучастное проектирование с использованием онлайн-платформ, трудовое участие в реализации.

Ключевыми принципами соучастия граждан в формировании комфортной городской среды являются:

1. Открытость и прозрачность

- доступ к проектной документации через порталы типа «Госуслуги» и муниципальные платформы.

2. Инклюзивность участников

- вовлекаемые группы включают не только жителей, но и:

  • некоммерческие организации (НКО) и территориальное общественное самоуправление (ТОСы)

  • предпринимателей (особенно локальный бизнес)

  • экспертов (архитекторы, экологи, историки)

3. Включение населения в процесс благоустройства на самых ранних стадиях реализации проектов

- корректировка проектов на стадии концепции, где жители участвуют в создании «комфортных микрорайонов» через мастер-планы.

4. Гибкость уровней вовлеченности

- граждане могут выбрать форму участия:

  • Онлайн-голосование

  • Волонтерские субботники

  • Экспертные рабочие группы

5. Пропорциональность влияния городских сообществ

- вес голоса учитывает:

  • территориальную близость к объекту

  • компетентность (для экспертов)

  • трудовой вклад (при реализации)

Преимущества соучастного подхода предполагает значительный мультипликативный эффект (см. табл.1)-

для жителей:

  • Реализация уникальных решений (например, набережные, культурные пространства и т.д., победившие во Всероссийском конкурсе)

  • Формирование социального капитала: благоустройство исторического центра силами жителей укрепляет локальную идентичность

  • Прозрачность процессов: участие граждан способствует нивелированию коррупционных составляющих

для бизнеса и НКО:

  • повышение капитализации территорий: благоустроенные городские пространства существенно увеличивают поток туристов

  • укрепление репутации через корпоративную социальную ответственность (КСО)

для власти:

  • рост индекса качества городской среды

  • снижение конфликтности: учет мнения жителей минимизирует протесты против застройки

  • выполнение KPI нацпроекта: доля участвующих граждан достигает 30%

Современными проблемами и решениями вовлечения горожан в формирование комфортной городской среды являются следующие:

  • низкая активность на собраниях собственников (особенно по дворовым территориям)

  • юридические коллизии: передача элементов благоустройства в долевую собственность МКД требует изменений в ЖК РФ.

Участники вовлечения и их мотивация / (составлено автором)
  • бюджетная недостаточность малых городов для разработки проектной документации

Инструментами преодоления данных проблем могут быть цифровизация, предполагающая онлайн-голосование и 3D-визуализацию проектов, поддержку центров компетенций- в Татарстане, Башкортостане и др. регионах- они повышают качество проектов, а также- гибкое финансирование, включающее софинансирование из внебюджетных источников.

Перспективными векторами вовлечения горожан в формирование комфортной городской среды являются направления в контексте прямого участие граждан, когда данное вовлечение эволюционирует от точечного благоустройства к системному градоустройству. В рамках данной модели жители становятся соавторами городской среды. Основными трендами становятся:

  1. цифровизация → внедрение AI (Artificial Intelligence) для моделирования проектов с учетом мнения жителей

  2. гибридные форматы → смешение онлайн (платформы) и офлайн (мастерские) вовлечения

  3. агломерационный эффект → развитие малых городов через уникальные проекты (набережные, исторические центры)

  4. стандартизация → разработка ГОСТов соучастного проектирования на основе лучших практик.

Для системной организации процесса вовлечения уполномоченным органам необходимо четко распределить роли и ответственность на всех этапах реализации проектов. Здесь важна иерархия учета мнений граждан, которая выстраивается через следующие прогрессивные уровни:

  1. Информирование- доступное и полное освещение проекта.

  2. Консультирование- разъяснение деталей и вариантов решений.

  3. Вовлечение (соучастие)- привлечение к обсуждению идей.

  4. Делегирование- передача части полномочий инициативным группам.

  5. Партнерство- совместная разработка и реализация проектов.

Формами взаимодействия власти и граждан в области формирования комфортной городской среды могут быть:

  • своевременное информирование о планах благоустройства,

  • экспертное консультирование по решениям и альтернативам,

  • соучастие в разработке и реализации проектов,

  • реальное партнерство в управлении проектами.

Для измерения вовлеченности жителей необходимо определить этапы и последовательность действий, сроки выполнения мероприятий, ожидаемые количественные и качественные результаты, прогнозируемый охват аудитории на каждом этапе, набор необходимых информационных материалов, локации проведения мероприятий, потребность в повторяющихся активностях.

В условиях современной цифровизации важно регламентировать вовлечение граждан создание комфортной городской среды и определить:

  • Алгоритм действий организаторов.

  • Хронологию онлайн-мероприятий.

  • Целевые показатели эффективности.

  • Процедуры сбора, обработки и анализа данных.

  • Адаптированные цифровые форматы для всех целевых групп.

  • Актуальность цикличности онлайн-активностей.

Выбор оптимальных форматов вовлечения граждан зависит от целевого уровня вовлечения (информирование, соучастие и т.д.), конкретного этапа проекта, поставленных задач вовлечения на данном этапе, характеристик целевой аудитории и иных контекстных факторов.

Форматами информирования граждан о эффективности создания комфортной городской среды могут быть:

  • Местные СМИ (печатные)- наиболее актуальны для малых населенных пунктов (<10 тыс. чел.) с низкой интернет-проникновением (<50%). Публикации должны быть краткими, информативными, без сложной терминологии, с крупным шрифтом.

  • Официальные сайты муниципалитетов- наиболее эффективны при интернет-доступе >50% населения. Ключевая информация о проекте и вовлечении – на главной странице.

  • Социальные сети- наиболее оптимальны при высокой интернет-активности (>50%). Использовать официальные страницы администрации и популярные местные сообщества. Дополнять традиционными форматами для неактивных пользователей соцсетей.

  • Наружная реклама (баннеры, стенды и т.д.)- универсальный формат, особенно важный для граждан без доступа к интернету и соцсетям.

  • Альтернативные каналы (ТВ, СМС, звонки)- может применяться для максимального охвата специфической аудитории с учетом местных условий и особенностей проекта.

  • Дистанционное информирование (через сайты проекта, администрации, местных СМИ, соцсети) становится основным при невозможности очного участия жителей, ориентируясь на интернет-аудиторию.

Следует отметить, что устойчивая городская среда возможна лишь при восстановлении «метаболизма» между человеком и пространством через демократизацию градоустройства. Результаты ФП ФКГС доказывают: города с высоким уровнем участия (Кологрив, Сысерть, Тамань и др.) не только улучшили среду, но и сформировали новую социальную идентичность, превращая наследие в ресурс развития.

Валерий Комов, доцент кафедры Государственного и муниципального управления Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Другие пресс-релизы