Основными задачами развития российской экономики в настоящее время являются формирование политики технологического суверенитета и реализация мер по господдержке высокотехнологичных секторов обрабатывающей промышленности и мероприятий по импортозамещению продукции, а также стимулированию развития сегмента российского несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ).
Доцент Кафедры операционного и отраслевого менеджмента Факультета «Высшая школа управления» Финансового университета при Правительстве РФ Трифонов Павел Владимирович считает, что в условиях санкционного воздействия усилия по развитию отечественной промышленности должны быть сконцентрированы на технологическом развитии за счет эффективных инноваций в фонды и переход к государственному регулированию большинства высокотехнологичных и среднетехнологичных высокого уровня секторов промышленности.
В качестве иллюстрации накопленных проблем и выбора направлений для регулирования промышленной политики предлагается рассмотреть динамику и технологичную структуру по выпуску и экспорту продукции обрабатывающей промышленности РФ (таблицы 1 – 3).

В динамике наметился характерный спад с 2022 по 2023 годы по большинству групп товарной продукции, идущей на экспорт, за исключением таких групп продукции как «Железнодорожные локомотивы или моторные вагоны трамвая, подвижной состав и их части», «Летательные аппараты, космические аппараты, и их части» и «Суда, лодки и плавучие конструкции». За последние годы произошли существенные изменения в структуре импорта государств покупателей российской продукции. Свои позиции усилили в списке партнеров страны СНГ (Казахстан, Армения, Киргизстан и др.) и страны Ближнего Востока (Иран, ОАЭ, Египет и др.), традиционно многолетними партнерами остаются Китай, Индия, страны Юго-Восточной Азии, активизируют свои позиции в списке дружественных партнеров страны Латинской Америка и Африки. Беларусь, Венгрия и Сербия остаются торговыми партнерами РФ из Европы.

На основе данных таблицы 2 доцент Трифонов П.В. отмечает, что доля высокотехнологичных и среднетехнологичных высокого уровня отечественных товаров в структуре экспорта инновационных товаров за последние 8 лет не изменилась и колеблется в диапазоне от 27 до 36 % в сравнении со значениями аналогичного показателя в Иране (50%) и Турции (40%), что свидетельствует о сырьевом статусе выпускаемой в РФ продукции обрабатывающей промышленности. Сырьевые отрасли входят в состав секторов среднетехнологичного низкого уровня и низкотехнологичного, доля которых составляет более 60% и не меняется за последние годы.

Согласно данных таблицы 3 эксперт Трифонов П.В. делает вывод о том, что российская экономика по своей технологической структуре значительно отстает от экономик развитых и развивающихся стран Европы и Азии, в очередной раз подтверждается факт, что характер экономики сырьевой – более 60% составляет выпуск продукции отраслей с низкотехнологичным профилем.
Также следует отметить, что компании малого и среднего бизнеса в России представлены в основном в сферах торговли и услуг, и минимально в производственных секторах. На долю обрабатывающих производств в МСП приходится порядка 10%-12% по вкладу в валовый региональный продукт, что дает основания сделать вывод о целесообразности в выборе приоритетов поддержки крупных предприятий обрабатывающей промышленности, выпускающих продукцию средств производства (станкостроение), электронику и приборостроение, машиностроение, летательных аппаратов, химическую продукцию, включая фармацевтику.
В качестве рекомендаций по дальнейшему развитию сегмента МСП в отечественной промышленности предлагается рассмотреть усиление мер поддержки для экспортеров в направлении размещения товаров на международных электронных площадках, помощи в поиске зарубежных покупателей онлайн и повышении квалификации в сфере осуществления внешнеторговых отношений со стороны ответственных государственных органов, в т. ч. Российского экспортного центра и ВЭБ.РФ.
Следует подчеркнуть, что одной из популярных мер у предпринимателей в сфере производства является цифровая платформа «Мой экспорт». По статистике Российского экспортного центра и интервью с экспертами торговли самые популярные сервисы данной платформы – «Размещение и/или продвижение на маркетплейсах с господдержкой», направленная на представителей малого и среднего бизнес, и «Общая консультация по работе на электронной торговой площадке». Традиционный спрос существует давно на консультации по поиску покупателей и партнером за рубежом.