Зелёный университет: как экологическое образование формирует сознание нового поколения

Мир стремительно меняется. Обострение экологических проблем — изменение климата, истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды — требует новых подходов в подготовке специалистов. Современный университет уже не ограничивается передачей знаний — он становится площадкой формирования экологически ответственного мышления. Так рождается концепция «зелёного университета» — образовательного пространства, где устойчивое развитие входит в структуру учебных программ, проектной деятельности и повседневной жизни студентов.

Согласно данным, полученным из официального сайта ЮНЕСКО, именно экологоориентированное образование — один из ключевых факторов глобального перехода к устойчивому развитию. По данным докладов UNECE, более 70% университетов в странах Европы (включая ЕС) интегрировали хотя бы один компонент ESD (экологическое и устойчивое образование) в свои учебные курсы или программы.

По информации Минобрнауки РФ, на 2024 год более 200 российских вузов реализуют образовательные направления и программы, включающие экологическую тематику. Среди них не только биологические и технические университеты, но и экономические, гуманитарные, лингвистические вузы. Возрос интерес и к междисциплинарным курсам: например, «Экологическая политика и устойчивое развитие», «Глобальная экологическая политика».

Чалова Ольга Александровна, к. пед. н., доцент Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ, считает: «Экологическое образование в языковой среде помогает не только развивать межкультурную коммуникацию, но и формирует глобальное мышление. Анализ англоязычных источников, участие в международных экологических проектах, использование аутентичного материала — всё это способствует осознанию студентами своей социальной ответственности вне зависимости от профессионального профиля».

Популярность таких проектов, как университетские экоклубы, зелёные лаборатории, урбанистические инициативы доказывает: экологическое воспитание не ограничивается рамками аудиторной работы. Молодёжь стремится к реальным действиям. Совместно с преподавателями и администрацией студенты разрабатывают стратегии экологизации учебной среды, участвуют в форумах, проводят кампании по осознанному потреблению.

В Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации Экологический клуб «Fin&Green» служит площадкой для студентов, исследующих взаимосвязь экономики и экологии. В 2023 году в университете прошёл мастер-класс «Развитие проектов в Арктике – инвестиции в будущее», а также лекция «Успешные решения для экологизации бизнеса и ТЭК России». Университет также реализует студенческую инициативу «Медиакомпетентность в системе экологического образования», направленную на формирование у будущих специалистов коммуникативных навыков, необходимых для повышения уровня экологического сознания. Кроме того, престижный конкурс «Зелёная премия» на протяжении нескольких лет отмечает достижения в области охраны окружающей среды, экологического образования, внедрения передового опыта в сфере экологии и демонстрации лидерского потенциала в области устойчивого развития.

В 2025 году Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации добился значительных успехов в продвижении вопросов охраны окружающей среды и устойчивого развития. Среди ключевых достижений – организация бизнес-симуляции «Стратегия корпорации будущего: финансы и ответственность», в рамках которой студенты выполняли практические задания для транспортной компании ООО «Синара-ГТР». Основное внимание было уделено сокращению выбросов CO2, внедрению экологичных транспортных решений и разработке комплексных программ корпоративной социальной ответственности.

Университет также отметил успех проекта цифрового портала «Культурный код Кавказа», получившего бронзовую награду за внедрение инновационных подходов к устойчивому и инклюзивному туризму. Проект решал такие актуальные задачи, как борьба с чрезмерным туризмом и поддержка благополучия местных сообществ на Северном Кавказе.

Кроме того, Финансовый университет провел глубокий анализ качества жизни в российских городах, оценив такие факторы, как экологическая обстановка, здравоохранение и образование. Согласно исследованию, Сочи, Москва и Санкт-Петербург заняли лидирующие позиции.

В знак признания выдающихся личных достижений выпускница Финансового университета Юлия Кладько получила приз зрительских симпатий на престижном конкурсе «Менеджер года среди выпускников Президентской программы подготовки управленческих кадров» за свою работу в области экологического дизайна.

Помимо этих инициатив, университет принял активное участие в круглом столе, посвященном безопасности и защите Арктической зоны Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Это мероприятие объединило экспертов для обсуждения важных тем, включая организацию аварийно-спасательных работ в экстремальных условиях Арктики, оценку экономического воздействия чрезвычайных ситуаций, экологическую и радиационную безопасность, а также интеграцию передовых технологий, таких как искусственные нейронные сети, с геоинформационными системами Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС России.

Кроме того, преподаватели университета приняли участие в экспериментальных исследованиях по аварийно-спасательным работам, проводимых Арктическим комплексным аварийно-спасательным центром в Чукотском автономном округе, что подчеркнуло приверженность университета разработке практических решений для обеспечения безопасности в сложных условиях.

В академическом плане Финансовый университет сохранил свои высокие позиции на международном уровне, заняв место в группе 401-600 среди 2318 университетов мира в рейтинге THE Impact Rankings 2025. Университет также поднялся на 4-е место среди 80 российских университетов, что свидетельствует о его растущем влиянии и неизменной приверженности принципам экологической и социальной ответственности на мировой арене.

Цифровизация образования открыла новый горизонт для системной экологической трансформации. Применение технологий электронной среды — от интерактивных платформ до симуляторов «зелёной экономики» — позволяет обучать студентов как осознанным потребителям, так и будущим профессионалам с пониманием устойчивых решений в своей сфере деятельности.

Кроме того, практика виртуальных стажировок в международных экологических организациях даёт студентам возможность вовлечения в реальную проектную деятельность, не выходя из образовательного пространства.

Экологическое образование — это не просто модуль в учебном плане. Это фундамент формирования нравственно зрелой личности, которая осознаёт последствия своих решений. Университет, взявший на себя миссию становления экологически ответственного поколения, сегодня становится не просто научно-образовательным учреждением, а центром устойчивого культурного развития.

Но важно понимать: зелёный университет — это не только солнечные панели и переработка отходов. Это, прежде всего, курс на формирование системы ценностей и умений действовать в интересах будущего. В эпоху глобальных вызовов будущее строится именно в университетских аудиториях — там, где знания встречаются с ответственностью.

Другие пресс-релизы