Пандемия COVID-19 стала катализатором, который кардинально изменил ландшафт высшего образования, вынудив вузы по всему миру экстренно переходить на дистанционные форматы. Однако, прошедший период показал, что полное исключение очного взаимодействия может негативно сказаться на качестве обучения и студенческом опыте. Именно поэтому сегодня все более актуальной становится гибридная модель обучения – симбиоз онлайн- и офлайн-форматов, призванный сохранить лучшее из обоих миров.
Гибридная модель подразумевает гибкое сочетание различных форматов, например, смешанное обучение (blended learning), при котором часть материала изучается студентами самостоятельно в онлайн-формате (лекции, вебинары, интерактивные курсы), а очные занятия в университете посвящены практическим занятиям, семинарам, дискуссиям и проектной работе.
Флиппированная аудитория (flipped classroom) - принцип обучения, по которому основное студенты сначала знакомятся с теоретическим материалом онлайн (часто в виде коротких видеолекций), а затем в аудитории вместе с преподавателем обсуждают сложные вопросы, решают задачи и работают над групповыми проектами.
Модульное обучение, в процессе которого курс разбивается на модули, часть из которых проходит онлайн, а часть – в формате интенсивных очных сессий.
Одним из главных преимуществ гибридного обучения является повышение доступности образования. Студенты, которые живут далеко от университета, имеют семейные обязательства или работают, могут получать качественное образование, не жертвуя другими важными аспектами жизни. Онлайн-компонент позволяет им учиться в удобное время и в удобном месте, а очные встречи дают возможность для живого общения, нетворкинга и погружения в университетскую атмосферу.
Кроме того, гибридная модель способствует развитию самостоятельности и ответственности студентов. Они учатся самоорганизации, тайм-менеджменту, умению находить и обрабатывать информацию – навыки, критически важные для успешной карьеры в современном мире. Университеты, в свою очередь, получают возможность экспериментировать с новыми образовательными технологиями, улучшать методики преподавания и делать учебный процесс более интерактивным и увлекательным.
Однако, внедрение гибридных моделей сопряжено и с определенными вызовами. Прежде всего, это необходимость значительных инвестиций в IT-инфраструктуру и обучение преподавателей. Педагогам требуется освоить новые методики, научиться эффективно использовать цифровые инструменты и поддерживать вовлеченность студентов как в онлайн, так и в офлайн-форматах. Важно также обеспечить равный доступ к технологиям для всех студентов, чтобы не создавать новую форму цифрового неравенства.
Еще один вызов – сохранение качества очного взаимодействия. Университет – это не только место получения знаний, но и пространство для социального взаимодействия, формирования сообщества, развития эмоционального интеллекта. Гибридные модели должны быть тщательно продуманы так, чтобы очные встречи были максимально содержательными и полезными, а не просто формальным присутствием.
В конечном итоге, гибридная модель обучения – это не временная мера, а, скорее всего, новая реальность высшего образования. По мнению доцента Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ Карапетовой Ирины Николаевны, «гибридная модель обучения позволяет вузам быть более гибкими, доступными и отвечать на запросы студентов, готовя их к вызовам пост-пандемийного мира, где умение учиться, адаптироваться и эффективно взаимодействовать в самых разных форматах становится залогом успеха».