В XXI веке, объявленном эрой цифровых технологий, доступ к информации и качественному образованию рассматривается как ключевой фактор личного и общественного прогресса. Однако парадокс нашего времени заключается в том, что технологии, призванные объединять и уравнивать возможности, зачастую становятся новым барьером, углубляющим социальное расслоение. Это явление известно как «цифровое неравенство» или «цифровой разрыв».
Цифровое неравенство — многогранная проблема, выходящая далеко за рамки простого наличия или отсутствия интернет-подключения. Оно проявляется на трех основных уровнях.
Первый уровень — это неравенство в доступе к аппаратным средствам (компьютерам, планшетам) и высокоскоростному интернету. Аналитические данные, например, из исследований Росстата или OECD, показывают, что существует колоссальный разрыв между городскими и сельскими территориями. Если в крупных городах России проникновение широкополосного интернета приближается к 90%, то в удаленных и сельских районах этот показатель может падать до 30-40%. Пандемия COVID-19 обнажила эту проблему: миллионы школьников и студентов по всей стране оказались не способны полноценно участвовать в дистанционном обучении из-за отсутствия техники или стабильного соединения.
Второй уровень — это неравенство в навыках (цифровые навыки). Даже при наличии самой современной техники ее потенциал часто остается нераскрытым. Ученики из благополучных семей, где родители работают в IT-сфере, с детства погружены в цифровую среду. Они не просто потребляют контент, но и создают его, программируют, используют цифровые инструменты для творчества и решения задач. В то же время дети из менее обеспеченных или педагогически неблагополучных семей часто используют технологии изначально для развлечения (соцсети, игры), не развивая критически важные цифровые компетенции. Это создает «потолок» для их дальнейшей профессиональной реализации.
Третий, наименее очевидный, но критически важный уровень — это содержательное неравенство. Речь идет о качестве цифрового образовательного контента. Престижные учебные заведения и коммерческие платформы предлагают интерактивные курсы с симуляторами, персональными наставниками и актуальными данными. В то время как бесплатные или общедоступные ресурсы часто ограничиваются устаревшими лекциями в формате видео или сканами учебников. Это создает ситуацию, когда формальный доступ есть, но доступ к качественному и конкурентоспособному знанию — отсутствует.
Преодоление этой многослойной проблемы требует системного и многоуровневого подхода со стороны государства, бизнеса и гражданского общества. Так какие выходы здесь есть? Как отмечает доцент Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при правительстве РФ Дигтяр Олеся Юрьевна, существуют некоторые опции, а именно:
В заключение, цифровое неравенство — это не техническая, а социальная проблема. Ее решение не может быть быстрым и простым. Это марафон, требующий последовательных инвестиций, политической воли и сотрудничества всех секторов общества. Без преодоления цифрового разрыва мы рискуем получить общество, разделенное на два класса: тех, кто обладает знаниями и инструментами для управления будущим, и тех, кто остался на обочине цифровой революции. Инвестируя в равный доступ к технологиям и качественному образованию сегодня, как резюмирует автор, мы инвестируем в инклюзивное, устойчивое и конкурентоспособное будущее для всей нации завтра.