Профориентация в современном мире: как помочь ребенку выбрать профессию будущего

Современные родители и педагоги оказались в уникальной, но тревожной ситуации. Им приходится готовить детей к миру, который сегодня можно описать лишь в вероятностных терминах. Вопрос «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» из простого и почти риторического превратился в сложную стратегическую задачу. Как помочь ребенку выбрать профессию, которая не только будет соответствовать его талантам, но и останется востребованной через 10-15 лет, избежав исчезновения под натиском автоматизации и искусственного интеллекта? Ответ кроется, как отмечает Олеся Юрьевна Дигтяр, доцент Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, не в поиске единственной «профессии-грааля», а в фундаментальном пересмотре подхода к профориентации, сместив фокус с конкретных специальностей на набор универсальных компетенций и метанавыков.

Прежде чем строить будущее, необходимо понять, от чего мы защищаемся. Аналитические отчеты таких организаций, как McKinsey Global Institute, Всемирный экономический форум (ВЭФ) и Бруклинский институт, единодушны в своих прогнозах. Автоматизации в первую очередь подвержены профессии, связанные с рутинными, повторяющимися операциями – как физическими, так и интеллектуальными. Если рассматривать такие процессы, как сборка на конвейерах, фасовка, управление стандартной техникой, то роботизация здесь продолжает набирать обороты, становясь дешевле и эффективнее человеческого труда. Если рассматривать когнитивный рутинный труд, то это, пожалуй, самый неочевидный для многих удар. Под угрозой находятся многие профессии в сфере бухгалтерии, документооборота, ввода данных, простого юридического анализа и даже начальной диагностики в медицине. Алгоритмы машинного обучения уже сегодня справляются с анализом стандартных договоров и медицинских снимков точнее и быстрее человека.

Согласно отчету McKinsey «Jobs lost, jobs gained: Workforce transitions in a time of automation» (2021), до 50% всей рабочей деятельности в мире теоретически можно автоматизировать с помощью уже существующих технологий. Однако это не означает, что 50% профессий исчезнут – многие трансформируются, изменив баланс между человеческими и машинными задачами. Существуют ли профессии-чемпионы, где машина не конкурент?

В противовес «зонам риска» определяются профессии будущего. ВЭФ в своем «The Future of Jobs Report 2023» выделяет несколько ключевых направлений, рост которых будет устойчивым: специалисты в области зеленой экономики: инженеры по возобновляемой энергетике, специалисты по устойчивому развитию, сити-фермеры – это ответ на глобальные климатические вызовы; сфера Data Science и ИИ: аналитики данных, инженеры машинного обучения, специалисты по кибербезопасности, мир производит колоссальные объемы данных, и нужны те, кто сможет их интерпретировать и защищать; профессии в области креативных индустрий и человеческого взаимодействия: дизайнеры всех видов, арт-директора, писатели, психотерапевты, коучи, педагоги, врачи, требующие сложной эмпатии и персонализированного подхода. Каковы же роли на стыке дисциплин? Это биоинформатики, инженеры-генетики, разработчики человеко-машинных интерфейсов. Именно на пересечении областей знаний рождаются самые прорывные инновации.

Объединяет эти профессии одно: они требуют того, что недоступно (пока) даже самому продвинутому ИИ – сложного, неалгоритмизируемого мышления, творчества, эмпатии и этического выбора.

Сегодня определяется новая парадигма профориентации: от «кем быть» к «каким быть».

Исходя из этой аналитики, помощь ребенку в выборе пути должна заключаться не в навязывании модной специальности, а в целенаправленном развитии «антихрупких»   навыков (soft skills и метакомпетенций), которые позволят ему адаптироваться к любым изменениям рынка труда. Давайте разберем их более подробно. Критическое мышление и решение сложных проблем: это главный навык, отличающий человека от машины. Ребенка нужно учить не зазубривать факты, а задавать правильные вопросы, анализировать информацию с разных сторон, отделять причину от следствия, выдвигать и проверять гипотезы. Шахматы, дебаты, проектная работа в школе, анализ новостей – все это тренирует данный навык. Креативность и умение творить: не в узком смысле «умения рисовать», а как способность генерировать принципиально новые идеи, находить нестандартные решения и комбинировать, казалось бы, несовместимые понятия. Этому способствуют занятия искусством, музыкой, театром, а также свободная игра и поощрение любознательности. Эмоциональный интеллект (EQ) и эмпатия – способность понимать свои и чужие эмоции, мотивировать, договариваться, работать в команде и проявлять сострадание – это то, что делает нас людьми. Эти навыки критически важны в управлении, медицине, образовании и любой социальной сфере. Развивать их можно через групповые проекты, обсуждение книг и фильмов, волонтерство.

     Ключевая компетенция будущего – «умение учиться» (Lifelong Learning). Мир меняется слишком быстро. Знания, полученные в вузе, устаревают за 5-10 лет. Важно привить ребенку любовь к самому процессу познания, способность самостоятельно находить информацию, осваивать новые навыки и не бояться кардинально менять траекторию.

Какие рекомендации можно дать в плане практических шагов для родителей и наставников? Это – отказ от ярлыков. Не следует делить занятия на «перспективные» и «бесполезные». Например, увлечение видеоиграми может перерасти в карьеру гейм-дизайнера, а любовь к социальным сетям – в профессию SMM-менеджера или контент-стратега. Экскурсии в реальный мир. Водите ребенка не только в музеи, но и в IT-компании, научные лаборатории, креативные пространства. Покажите, как работают люди из разных сфер. Знакомство с ролевыми моделями. Найдите людей, которые любят свою работу в интересующих ребенка областях, и попросите их рассказать о плюсах, минусах и необходимых навыках. Фокус на сильных сторонах. Вместо того чтобы «подтягивать» слабые стороны, помогите ребенку идентифицировать и развить его природные таланты. Человек, который делает то, что у него хорошо получается и что он любит, всегда будет более востребован и устойчив.

Попытка угадать единственно верную профессию на 15 лет вперед сегодня подобна стрельбе по движущейся мишени с закрытыми глазами. Задача современной профориентации – не дать ребенку готовую рыбу в виде названия специальности в дипломе, а снабдить его удочкой, компасом и навыками выживания в быстро меняющемся мире. Эта «удочка» – это критическое мышление, креативность, эмпатия и способность к непрерывному обучению. Воспитывая в детях эти качества, мы готовим их не к конкретной работе, а к успешной и осмысленной жизни в любом, даже самом автоматизированном, будущем. Мы готовим их быть не винтиками системы, а ее архитекторами и творцами.

Другие пресс-релизы