Cовременная стратегия экономического развития России формируется исходя из необходимости адаптации к внешнему санкционному давлению. Еще в июле 2022 г. Правительство Российской Федерации наметило поворот от «абсолютно рыночной» промышленной политики к политике обеспечения технологического суверенитета. Экономическая политика России стала ориентироваться на импортозамещение иностранных технологий собственными технологическими наработками, необходимыми для производства современных и востребованных товаров, оборудования, оказания инновационных услуг. В условиях сегодняшнего дня наиболее приоритетными направлениями экономического развития России являются промышленное производство высокотехнологичной и современной продукции, к которой относятся товары, станки и оборудование, а также оказание услуг в области инноваций и информационных технологий, которые требуют высокой квалификации исполнителей.
Высокотехнологичные секторы экономики обладают высокой наукоемкостью, отметила Полежарова Людмила Владимировна, профессор Кафедры налогов и налогового администрирования Факультета налогов аудита и бизнес-анализа Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, д.э.н., доцент. Их развитие в контексте технологического суверенитета требует инновационных технологий, которые, в свою очередь, невозможны без научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), осуществляемых в собственной стране. Для поддержания быстрого темпа развития секторов экономики, которые не только обеспечивали бы страну необходимыми современными товарами и услугами, но и позволяли государству сохранять технологическую конкурентоспособность на международной арене, необходима государственная поддержка, которая может осуществляться с помощью различных инструментов, включая налоговые.
Набор налоговых инструментов, способствующих развитию передового промышленного производства и оказанию высокотехнологичных услуг, является более-менее состоявшимся: во всем мире, в том числе и в России, применяются, за некоторыми исключениями, одни и те же инструменты: налоговые каникулы, налоговый кредит, повышающий коэффициент для расходов на НИОКР, пониженные налоговые ставки, специальные налоговые режимы и так далее. Различие состоит лишь в том, что в зависимости от целей налоговой политики конкретной страны сочетание и степень реального использования таких инструментов могут отличаться.
Для оценки эффективности использования налоговых стимулов в отношении затрат на НИОКР Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) разработан коэффициент TSR (Implied R&D Tax Subsidy Rate), отражающий объем предполагаемых налоговых льгот, стимулирующих затраты на НИОКР, продолжила Полежарова Людмила Владимировна, профессор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, д.э.н., доцент. TSR рассчитывается как [1 – B-индекс], где В-индекс показывает величину доналоговой прибыли, необходимой для покрытия расходов на НИОКР, составляющих 1 долл. США. Чем больше коэффициент, тем больший объем налоговых льгот предоставляет страна в отношении затрат на НИОКР. Если коэффициент равен нулю, это означает, что государство не предоставляет налоговые льготы в отношении затрат на НИОКР. TSR России на протяжении 13 лет стабилен и колеблется около величины 0,4. Показатель TSR России в среднем меньше показателя Китая и в целом ЕС. Однако, российский TSR на протяжении всего периода почти в два раза превышает TSR США, который еще в 2022–2023 гг. опустился почти до значения 0,1.
Для характеристики уровня финансирования технологических инноваций в отдельно взятой стране – суммы затрат на НИОКР - используют относительный показатель RDE (Research & Development expenditure (% of GDP): отношение валовых затрат на НИОКР в стране к ее ВВП в процентах. В расчет принимаются расходы в капитальные вложения и текущие расходы главным образом в четырех секторах: коммерческих компаниях, правительстве, высших учебных заведениях и частных некоммерческих организациях. НИОКР включают фундаментальные исследования, прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки.
Показатель RDE России колеблется в районе 1% и имеет большой потенциал к росту. Несмотря на то, что Россия уверенно опережает многие страны, включая США по TSR, по уровню RDE наша страна пропускает вперед ряд стран ЕС, США, а также, например, Бразилию, Новую Зеландию, Великобританию.
Анализ зарубежного опыта стимулирования НИОКР показывает, что несмотря на то, что в некоторых странах льготирование НИОКР приводит к определенным технологическим успехам (как в Германии, Австрии, Бельгии, частично в Китае), в других странах развитие технологий не обусловлено масштабными налоговыми льготами. Самые яркие примеры – технологически развитые Израиль, Южная Корея, США. Иными словами, влияние налоговых льгот в отношении НИОКР на развитие технологий достаточно ограничено. Несомненно, определенный эффект от механизмов фискального стимулирования присутствует, и опыт некоторых стран это подтверждает, однако, во многих случаях налоговые льготы не играют большой роли в стимулировании технологических изысканий, отметила в заключение Полежарова Людмила Владимировна, профессор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, д.э.н., доцент. Что касается налоговой политики России в части стимулирования НИОКР, то она является сбалансированной и мудрой: с одной стороны, налоговые стимулы не привели к кратному увеличению государственных налоговых расходов, с другой стороны, позволили существенно повысить количество и качество НИОКР.