Равный доступ в цифровую эпоху

На современном этапе финансовая доступность утвердилась в качестве одного из ключевых приоритетов развития национального финансового рынка. Ее уровень служит не только барометром текущего состояния финансовой системы, но и определяет ее будущую траекторию, выступая критически важным фактором экономического роста и социального благополучия. С 2020 года обеспечение финансовой доступности закреплено на законодательном уровне как одна из функций Банка России, который рассматривает ее сквозь призму открытости и беспрепятственности получения кредитных, платежных, страховых услуг, а также доступа к операциям на рынке ценных бумаг для широких слоев населения и субъектов малого и среднего предпринимательства.

Мониторинг индикаторов, проводимый мегарегулятором на ежегодной основе, фиксирует устойчивые структурные сдвиги. По данным на начало 2025 года, продолжилась консолидация тренда на диджитализацию финансовых сервисов: количество банковских счетов физических лиц с дистанционным доступом возросло на 22,2%, в то время как сеть стационарных точек обслуживания расширилась лишь на 1,7%. Значимым следствием проводимой жесткой денежно-кредитной политики стала переориентация финансового поведения граждан с кредитной на сберегательную модель. Объем средств на вкладах продемонстрировал рост в 28,1%, существенно опережающий динамику кредитного портфеля (9,6%).

Параллельно усиливается вовлеченность населения в инвестиционную деятельность. Объем свободных денежных средств на индивидуальных инвестиционных счетах (ИИС) увеличился на 13,8%, при этом средний объем вырос на 121,6%, что свидетельствует о качественном углублении рынка. Экспоненциальный рост демонстрируют маркетплейсы финансовых услуг, развитие которых курирует Банк России в рамках соответствующей Стратегии. Число пользователей финансовых платформ за год возросло на 306,4%, а объем заключенных через них сделок – на 292,1%. Совокупность этих данных указывает на формирование равных возможностей доступа к финансовым продуктам вне зависимости от географического положения клиента.

С экспертной точки зрения, сущность финансовой доступности носит многомерный характер. Как отмечают эксперты Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доценты Кафедры банковского дела и монетарного регулирования Финансового факультета, кандидат экономических наук Ризванова Ирина Азатовна и доктор экономических наук Дюдикова Екатерина Ивановна, она определяется совокупностью трех элементов: физической / материальной возможности, необходимости и осознанного желания клиента получить те или иные финансовые услуги и продукты. Физическая возможность традиционно обеспечивается развитой инфраструктурой, однако в современном мире ее доминирующим каналом становятся дистанционные сервисы. Материальная возможность детерминирована уровнем финансового благосостояния, которое позволяет гражданам как пользоваться кредитами, так и формировать сбережения. Необходимость возникает из прагматичных потребностей: привлечение заемных средств при их дефиците или размещение излишков. Осознанное желание, в свою очередь, формируется на стыке всех вышеперечисленных факторов и немыслимо без финансовой грамотности, которая расширяет «ментальную доступность» сложных финансовых продуктов.

Таким образом, Банк России как мегарегулятор играет системообразующую роль, выступая не только оценщиком, но и активным архитектором финансовой доступности. Реализуемая им Стратегия нацелена в конечном итоге на повышение финансового самочувствия граждан, усиливая потребительскую ценность и полезность финансовых продуктов, что является краеугольным камнем для устойчивого развития всей национальной экономики.

Другие пресс-релизы