Какие выгоды принесет бизнесу исключение ОАЭ из черного списка офшоров?

Минфин России намерен с 1 января 2026 года исключить Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) из перечня офшоров и подготовил проект приказа «О внесении изменения в Специальный перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 марта 2024 г. № 35н».

Данный перечень ограничивает возможность российских налогоплательщиков использовать отдельные льготные положения Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при ведении трансграничных операций с резидентами государств, включенных в этот перечень.

В ОАЭ с течение ряда последних лет проведены существенные реформы налоговой системы, что сделало логичным исключение юрисдикции из перечня офшоров Минфина России, отметила Полежарова Людмила Владимировна, профессор Кафедры налогов и налогового администрирования Факультета налогов аудита и бизнес-анализа Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, д.э.н., доцент. Здесь, в частности, введен корпоративный налог на прибыль в размере 9%, введен минимальный глобальный налог для обеспечения налогообложения прибыли структур крупнейших многонациональных компаний на территории ОАЭ по эффективной ставке налога не ниже 15%, подписано и начнет применяться с 1 января 2026 года обновленное соглашение об избежании двойного налогообложения с Россией, соответствующее актуальному подходу ОЭСР к таким соглашениям.

Исключение ОАЭ из перечня офшоров Минфина России открывает возможности российским налогоплательщикам к использованию льготных положений налогового законодательства России, а именно.

Получая дивиденды от расположенных в ОАЭ дочерних структур, российская холдинговая компания (при условии, что она в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом в уставном капитале выплачивающей дивиденды организации) сможет применить в России ставку налога в размере 0% в отношении этого дохода. По мнению Полежаровой Людмилы Владимировны, профессора Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, д.э.н., доцента, это существенно снизит налоговую нагрузку на группу компаний, обеспечит повышение эффективности организации внутригрупповых финансовых операций и станет хорошим стимулом к репатриации дивидендов из ОАЭ в Россию и дальнейшему их использованию для инвестиций на территории России. 

Кроме того, российские налогоплательщики получат существенное упрощение и снижение административной нагрузки при выполнении правил трансфертного ценообразования (ТЦО), предусмотренных НК РФ. Исключение из черного списка офшоров Минфина России освободит их от обязанности составлять отчетность и документацию по ТЦО в отношении сделок с независимыми компаниями из ОАЭ. А в отношении сделок с взаимозависимыми компаниями из ОАЭ контролю будут подлежать сделки, доход по которым превышает 120 млн. рублей.

Однако, в случае если в соответствии с обсуждаемыми сейчас предполагаемыми поправками налогового законодательства с 2026 года сделки с независимыми иностранными контрагентами будут считаться контролируемыми в целях ТЦО, если такие контрагенты в стране резидентства облагаются по ставке налога менее 15% (а в ОАЭ ставка корпоративного налога составляет 9%), то эффект от исключения ОАЭ из черного списка офшоров Минфина России будет в этой части нивелирован, отметила эксперт.

Что касается освобождения от налогообложения в России прибыли контролируемой иностранной компании (КИК) в случаях, предусмотренных НК РФ, следует учесть, что освобождение не может применяться, если КИК находится в государстве или на территории, не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией.

Перечень таких государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов – Федеральной налоговой службой. В действующем на данный момент перечне ФНС России ОАЭ не указаны.

Следовательно, при соблюдении других условий НК РФ освобождение от налогообложения прибыли КИК, расположенной в ОАЭ, доступно российским контролирующим лицам независимо от перечня офшоров Минфина России.

Таким образом, исключение ОАЭ из перечня офшоров Минфина России вкупе с международным налоговым соглашением между Россией и ОАЭ является хорошим стимулом для создания дочерних компаний и размещения активов в ОАЭ, а также для перевода бизнеса в эту страну из недружественных юрисдикций, заключила Полежарова Людмила Владимировна, профессор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, д.э.н., доцент.

Другие пресс-релизы