Современный российский рынок «зеленых» облигаций за последние годы претерпел существенные изменения, превратившись из узкоспециализированного финансового инструмента в важный элемент глобальной системы устойчивого развития. Появившись в 2008 году с выпуском первых облигаций Всемирным банком, этот сегмент долгое время оставался нишевым, однако с усилением международного внимания к климатическим проблемам и принятием Парижского соглашения в 2015 году спрос на «зеленые» финансовые инструменты значительно вырос. Также следует отметить, что зеленые облигации в настоящее время выпускаются как международными организациями, так и национальными правительствами, и корпорациями, что свидетельствует о расширении географии и масштабов рынка зеленых облигаций.
Сегодня объем рынка исчисляется в триллионах долларов, демонстрируя устойчивый рост даже в периоды экономической нестабильности. Так, в 2025 году рынок зеленых облигаций достиг $3 триллионов. Несмотря на то, что география эмитентов рынка расширяется, доминирование Европы остается и в этом году (55 %) несмотря на замедление темпов выпуска зеленых облигаций по сравнению с пиковым 2022 годом. Также следует отметить то, что глобализация экологической повестки активно расширяется за счет участия стран Азии и особенно Китая в части внедрения «зеленых» проектов. Этот процесс интересен и России, в которой развитие рынка зеленых облигаций проходит через крупных эмитентов, а именно: Правительство Москвы (70 млрд. руб.), РЖД (100 млрд. руб.), Атомэнергопром (10 млрд. руб.), АО «Синара-Транспортные Машины» (10 млрд руб.).
Доцент кафедры бизнес-аналитики, Факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета Виктор Шнайдер считает, что важным вызовом развития рынка зеленых облигаций является проблема гринвошинга – искажения экологической значимости проектов, что снижает доверие инвесторов и эффективность инструмента.
Гринвошинг в сфере зелёных облигаций проявляется, когда эмитенты сознательно или невольно искажают экологическую значимость финансируемых проектов, создавая ложное впечатление об их устойчивости, что в свою очередь подрывает доверие к инструментам «зелёного» финансирования, так как средства могут направляться на цели, лишь частично соответствующие заявленным экологическим критериям, либо проекты не обеспечивают ожидаемого положительного воздействия на окружающую среду. «Согласно опросу, проведенному Quilter Investors, зеленый камуфляж является самой большой проблемой для 44 % инвесторов при инвестировании в ESG. Инвесторы, стремящиеся действовать более ответственно и максимизировать свое воздействие на окружающую среду, становятся все более чувствительными к последствиям компаний, которые, как потенциально считается, преувеличивают свои экологические полномочия, чтобы извлечь выгоду из растущего спроса на экологически безопасные продукты.
Так, к примеру, случаи, когда компании привлекают инвестиции под строительство ветряных электростанций, но затем перенаправляют часть ресурсов на традиционную энергетику, демонстрируют разрыв между декларациями и реальными действиями. Отсутствие независимой верификации усугубляет проблему, позволяя эмитентам избегать прозрачной отчётности и скрывать несоответствия.
Ещё одним вызовом остаётся отсутствие единых стандартов для оценки «зелёного» статуса облигаций. Разработка критериев такими организациями, как ICMA или Climate Bonds Initiative, и их адаптация на национальном уровне приводят к фрагментации требований. Проект, соответствующий стандартам одной юрисдикции, может не пройти проверку по международным нормам, что создаёт почву для манипуляций. Инвесторы сталкиваются с трудностями в сравнении и оценке реальной экологической эффективности облигаций, а эмитенты получают возможность выбирать наиболее лояльные стандарты, минимизируя обязательства. Эта неоднородность не только замедляет развитие рынка, но и повышает риски преднамеренного или случайного гринвошинга, снижая ценность зелёных облигаций как инструмента устойчивого развития.
Несомненно, «зелёные» облигации в своей сути остаются драйвером роста, обеспечивая критически важный канал финансирования для перехода к устойчивой экономике, а инструмент гринвошинга – не системная характеристика, а следствие недостатков регулирования и добросовестности отдельных участников. Прогресс в стандартизации, усиление отчетности и глобальная координация снижают эти риски, позволяя раскрыть преобразующий потенциал инструмента. Таким образом, при условии совершенствования контроля, «зелёные» облигации сохраняют статус ключевого механизма, связывающего финансовые рынки с экологической трансформацией, что на настоящий момент является важным и актуальным.