В течение нескольких последних лет в нашей стране формируется национальная методологическая рамка публичной нефинансовой отчетности. Сохраняя ориентацию на международные стандарты отчетности об устойчивом развитии, отечественные компании все активнее применяют в процессе подготовки своих отчетов и рекомендации российских регуляторов. В частности, существующая на сегодняшний день практика раскрытия российскими компаниями информации в соответствие с Методическими рекомендациями по подготовке отчетности об устойчивом развитии (Приказ Минэкономразвития РФ от 01.11.2023 года №764) демонстрирует, что отечественный бизнес в целом не сталкивается с серьезными барьерами в процессе подготовки и раскрытия соответствующей информации. В первую очередь это связано с тем, что большинство показателей Методических рекомендаций соответствуют российским учетным практикам.
На сегодняшний день развитие методического регулирования раскрытия информации об устойчивом развитии в России представлено несколькими ключевыми направлениями, в частности, это проект Стандарта общественного капитала бизнеса (СОКБ), ЭКГ-рейтинг ответственного бизнеса и таксономия XBRL версии 7.5.1.0 от Банка России. Правомерно ли рассматривать их в рамках единого направления развития публичной нефинансовой отчетности в России?
Результаты сопоставления предлагаемых к раскрытию показателей устойчивого развития, представленных в текущих (на данный момент) версиях проекта Стандарта общественного капитала (72 показателя) и таксономии XBRL версии 7.5.1.0 Банка России (33 показателя), выглядят следующим образом: из 15 экологических показателей таксономии Банка России 14 имеют аналоги среди показателей СОКБ; из 13 показателей социального блока таксономии Банка России 9 показателей аналогичны показателям СОКБ; в управленческом блоке все 5 показателей таксономии имеют аналоги среди показателей СОКБ. Иными словами, текущие версии сравниваемых документов имеют высокую степень интеграции, что имеет решающее значение для компаний, заинтересованных в раскрытии своей нефинансовой информации в соответствие с нормами и практиками национального ландшафта нефинансовой отчетности. Однако следует отметить, что таксономия Банка России предполагает обязательность применения для ПАО, соответствующих озвученным критериям, с 2026 года, в то время как СОКБ носит рекомендательный характер.
В свою очередь, проект Стандарта общественного капитала бизнеса и сложившаяся практика оценки деловой репутации компаний через ЭКГ-рейтинг также вполне способны дополнить друг друга и имеют высокий потенциал интеграции, в частности, методика расчета сводного показателя общественного капитала может быль расширена путем включения отдельного показателя за полученные компанией баллы в ЭКГ-рейтинге. Как отмечает доцент кафедры бизнес-аналитики факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Игорь Ушанов: «В случае реализации указанного предложения можно ожидать синергетического эффекта, поскольку обе новации в области оценки устойчивых практик российских компаний и измерения их вклада в достижение национальных целей и приоритетов развития РФ реализуются с общей целью – сформировать прозрачную и эффективную систему поощрения бизнеса за внесение значительного вклада в достижение устойчивого социально-экономического и экологического развития Российской Федерации». При этом оценка бизнеса в рамках СОКБ добровольна, а расчет ЭКГ-рейтинга (первый этап – скоринг) производится автоматически, без непосредственного участия компании. Этот факт снижает возможности оцениваемой компании напрямую влиять на результаты полученного рейтинга.
При этом следует отметить, что указанные направления развития практики нефинансовой отчетности в России имеют и существенные отличия. Во-первых, это ключевые акценты в раскрываемой информации: таксономия Банка России подразумевает сбалансированный набор «классических» ESG-метрик, в то время как СОКБ ориентирован на показатели, отражающие вклад компании в национальные цели развития РФ (в т.ч. демографическая политика, туризм, благоустройство территорий и т.п.), а ЭКГ-рейтинг отражает в первую очередь налоговую благонадежность и финансовую устойчивость бизнеса, достойный уровень оплаты труда сотрудников, корпоративные социальные программы и экологические платежи. Во-вторых, имеет место различие в целевой аудитории рассматриваемых инициатив: таксономия Банка России ожидаемо отражает информационный запрос инвестиционного сообщества и акционеров, а СОКБ и ЭКГ-рейтинг в значительной степени ориентированы на государство в лице регуляторов, публично отражая участие бизнеса в решении социально-экономических и экологических задач на территориях присутствия.
«Сама идея публичной нефинансовой отчетности – как поясняет Игорь Ушанов, - заключается также и в том, чтобы посредством тщательного анализа информационных потребностей заинтересованных сторон стать инструментом повышения инвестиционной привлекательности бизнеса в глазах как существующих, так и потенциальных инвесторов, демонстрируя внимание к нарастающим ESG-рискам и возможностям, а также эффективное управление ими. Именно нефинансовые риски, способные в будущем разрушить стоимость бизнеса, являются предметом пристального интереса инвестора, который оценивает содержание отчета об устойчивом развитии через призму экономической ценности представленной в нем информации». Развивающиеся сейчас инициативы в области методического регулирования нефинансовой отчетности в России позволяют приблизиться к этой цели.