Цифровой профиль: от эксперимента к интеграции данных

В 2019 году в соответствии с Постановление Правительства РФ от 3 июня 2019 года №710 «О проведении эксперимента по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах» государство в экспериментальном режиме начало создавать инфраструктуру под названием «Цифровой профиль». Целью его работы обозначено: повышение качества и связанности данных, которые содержатся в государственных информационных ресурсах, среди задач следует выделить задачу по разработке инфраструктуры цифрового профиля, предусматривающую автоматизированное предоставление необходимых сведений по запросу пользователя. Изначально эксперимент планировалось закончить 31 декабря 2025 года, однако, по мере реализации проекта, расширился как перечень данных, которые будут отражаться в цифровом профиле, так и видов субъектов, и проект был продлен до 31 декабря 2030 года. В соответствии с концепцией развития цифрового профиля формировались цифровой профиль физического лица и цифровой профиль юридического лица, но уже в настоящее время внедряется цифровой профиль иностранного гражданина, цифровой профиль туриста и т.д.

Участниками эксперимента являются значительное количество государственных органов и ведомств, в частности, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Министерство экономического развития РФ и другие органы. Наиболее активно внедряется цифровой профиль Банком России в финансовой сфере, так как данная инфраструктура необходима для реализации другой концепции «Открытых API», т.е. формирование единой цифровой среды информационного обмена между участниками финансового рынка. Регулятор ещё в 2024 году запланировал 3 этапа реализации Открытых API, где первый должен начаться в наступающем 2026 году. Цифровой профиль является основой данного информационного обмена между участниками системы, поэтому Банк России планомерно в течение всего эксперимента подключал новых участников банки, некредитные финансовые организации и т.д.

Важной составляющей реализации эксперимента по внедрению цифрового профиля является использование цифровых технологий. Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА) осуществляется через личный кабинет пользователя на платформе «Госуслуги». Используется распределённая структура данных, так сведения о гражданах хранятся в реестрах госорганов, а инфраструктура цифрового профиля только формирует соответствующие ссылки по запросу. Такой способ хранения информации помогает предотвратить утечки данных, поскольку любые организации не могут получить сведения и использовать их по своему усмотрению. Чтобы коммерческие компании могли работать с информацией из цифрового профиля, гражданин должен дать согласие на предоставление персональных данных. Кроме того, обмен данными происходит в доверительной защищённой среде, что способствует снижению операционных издержек государственных органов и коммерческих организаций, связанных со сбором, подтверждением и актуализацией таких сведений. Механизм защиты данных с помощью технологии распределённого реестра, которые обеспечивают неизменность и прослеживаемость данных, делая их невосприимчивыми к изменениям и манипуляциям. Сформирован цифровой сервис по управлению согласием, т.к. гражданин самостоятельно выдаёт согласие на предоставление персональных данных организациям. Для генерации и обработки контента, создания чат-ботов, распознавания бумажных документов с помощью компьютерного зрения, используются алгоритмы искусственного интеллекта.

В настоящий момент вносятся изменения в организацию информационного взаимодействия между участниками эксперимента по созданию цифрового профиля. До 2026 года использовались два способа взаимодействия: с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ) и с использованием технологий прикладного программного интерфейса. При этом одной из задач СМЭВ является в том числе обеспечение предоставления в электронной форме документов (сведений), размещенных в государственных информационных системах и иных информационных системах. В целях повышения безопасности функционирования государственных информационных систем участникам эксперимента, взаимодействующим с ЕСИА в рамках эксперимента по цифровому профилю посредством технологий прикладного программного интерфейса, необходимо перейти на взаимодействие посредством СМЭВ. Данные изменения воспринимаются финансовыми организациями неоднозначно, т.к., по их мнению, приведут трудностям и увеличению времени получения информации, например, при осуществлении взаимодействия с клиентами по вопросам кредитования, проверки благонадежности, получения бесплатных кредитных историй и др. принятие решений банком занимало несколько секунд, теперь может растянуться на несколько часов. Следовательно, финансовые организации будут вынуждены перестроить взаимодействие с клиентами, однако, по мнению Елены Баракиной, доцента кафедры международного и публичного права Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, в современных условиях ценность информационной безопасности сложно переоценить и последние изменения в данной сфере, в целом, проводимые в 2025 году, необходимы для формирования доверительной среды, иначе система может не заработать, если граждане не будут ей доверять.

Кроме этого, следует отметить, что переход на иной канал информационного взаимодействия является далеко не единственным изменением в правовом регулировании 2025 года, связанным функционированием цифровых профилей. С 30 июня 2025 года на всех российских границах для безвизовых иностранцев создаются цифровые профили, по информации на декабрь 2025 года, в РФ создано более 7 млн. цифровых профилей иностранных граждан. Эксперимент продлится до 30 июня 2026 года и позволит протестировать новый механизм учёта иностранцев. Система не коснётся детей до 6 лет, граждан Беларуси и дипломатов. В 2026 году вместо бумажного патента будет электронный, вместо бумажной регистрации – QR-код мигранта, а при приёме на работу – цифровая подпись работодателя.

В 2026 году, как и планировал Банк России начнется процесс поэтапный процесс интеграции данных в финансовой сфере. С 1 марта 2026 года кредиторам будут доступны сведения о платёжеспособности потенциального заёмщика от ФНС и Социального фонда. К 1 ноября 2026 года банки и МФО должны будут доработать свои информационные системы для интеграции с инфраструктурой «Цифрового профиля». До 1 ноября 2026 года банки и МФО обязаны доработать собственные информационные системы для подключения к сервису цифрового профиля. На начальном этапе кредиторы могут пользоваться данными о доходах клиентов, полученными из других источников.

Таким образом, по мнению Елены Баракиной, доцента кафедры международного и публичного права Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, по итогам первых пяти лет начала эксперимента, уже можно говорить о некоторых достижениях в соответствии с обозначенными целями: цифровой профиль позволяет эффективнее управлять производственными процессами, оперативно формировать единую информационную базу о субъектах, а также получать публичные и частные услуги в короткие сроки в электронной форме. Данные цифрового профиля помогают развивать информационное взаимодействие между государством, финансовыми организациями, гражданами и юридическими лицами, что способствует обеспечению защиты прав и свобод граждан, повышает уровень доверия к цифровой среде и повышает информационную безопасность.

Другие пресс-релизы