Развитие маркетплейсов как сегмента российского рынка e-commerce требует четкого правового регулирования. На такую необходимость влияют многие факторы, основными из которых являются установление различных правил электронными площадками для организации продаж селлеров, ограничения в использовании вариантов лояльности при взаимодействии с покупателями, отсутствие единой политики со стороны маркетплейсов в отношении продвижения товара, а также снижение фактора самостоятельности производителя или ритейлера в процессе ценообразования на товары и контроля над продажами. В то же время наблюдается элемент насыщения маркетплейсов и факт снижения доверия со стороны покупателя. Один и тот же продукт на витрине онлайн площадки может быть представлен разными продавцами по разным ценам, не всегда есть уверенность, что товар (особенно импортируемый) является оригинальным, часто со стороны покупателя имеются жалобы о некачественной упаковке товара или его подмене. Одновременно и сами площадки несут массу рисков при планировании деятельности. Выступая посредником, они отвечают за хранение, движение и реализацию товара селлера, по меньшей мере, при использовании самой распространенной модели взаимодействия площадки и селлера FBO (fulfilment by operator). После стремительного роста рынка посреднической электронной коммерции наблюдается некая стагнация, которую можно связать с возникшей необходимостью смещения фокуса с роста количества продавцов на качественное развитие онлайн продаж.
«Сложившаяся ситуация на рынке электронной коммерции привела к необходимости закрепления на законодательном уровне общих правил и условий осуществления онлайн торговли. Вводимый в действие с октября 2026 г. закон о платформенной экономике (Федеральный закон от 31.07.2025 № 289-ФЗ) устанавливает единые правила работы маркетплейсов, направленные на обеспечение равных условий для селлеров и безопасной среды для покупателей. Кроме этого, в рамках взаимодействия ФНС и маркетплейсов в целях выявления схем дробления бизнеса среди селлеров, площадкам с 1 января 2025 года необходимо уведомлять налоговые органы о наличии признаков недобросовестного разделения бизнеса зарегистрированных продавцов. По сути, маркетплейсы стали для ФНС операторами данных о продажах. Безусловно специфика деятельности на электронных площадках нередко приводит к расходжениям между данными учета продавца и тем данными, которые «видит» налоговая. Это связано с периодичностью подачи отчетов и отсутствия синхронности с текущим положением дел, ведь даже возвраты, которые являются абсолютной нормой, провоцируют налоговые изменения у продавца. Кроме этого, дата формирования отчета для ФНС может отличаться от даты отчета агента о продажах, на основании которого селлеры отражают доходы и учитывают расходы. Например, отчеты в ФНС могут подаваться ежедневно, а отчеты о продажах селлерам – один раз в неделю. При этом каждая площадка устанавливает свои сроки. Производимые текущие технические донастройки к регламенту информационного обмена направлены на синхронизацию данных, предоставляемых для ФНС и отражаемых в личном кабинете селлеров», - пояснила доцент Кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве РФ, к.э.н. Ольга Дмитриева.
«Работа на электронной площадке подразумевает наличие агентского договора между продавцом и площадкой. В связи с обоснованным повышенным вниманием контролирующих органов, вызванным распространением схем дробления бизнеса среди продавцов на маркетплейсах, селлерам следует корректно оценивать налоговые обязательства исходя из применяемого режима налогообложения и специфики агентской схемы. Так, распространенной ошибкой среди налогоплательщиков является не отражение в доходах на упрощенной системе налогообложения (УСН) комиссии маркетплейса за посреднические услуги. Выручка от реализации товаров через маркетплейс поступает на счет селлера за вычетом комиссии маркетплейса. Однако она все равно должна быть учтена как участвующая в формировании дохода за объем реализованной продукции. При применении объекта «доходы, уменьшенные на величину расхода» отражение выручки без сумм комиссии маркетплейса не приведет к искажению налоговой базы, т.к. агентское вознаграждение после отражения в доходах можно включить в состав расходов, однако, включение в доходы исключительно поступивших на счет сумм без агентского вознаграждения может повлиять на соблюдение лимитов по доходам для применения упрощенной системы налогообложения или же освобождения от НДС. Следует помнить, что, несмотря на кассовый метод учета доходов и расходов, доход у селлера-упрощенца на маркетплейсах формируется на дату получения денежных средств от покупателя на счет маркетплейса или же на дату получения возможности распоряжаться деньгами, которую продавец может отследить в личном кабинете (Письмо Минфина России от 13. 01. 2025 №03-11-11/1015). Кроме этого, в зависимости от режима налогообложения, по-разному учитываются в расходах затраты на производственные материалы и товары для перепродажи. Так, если для списания затрат на материальные ресурсы селлеру-упрощенцу достаточно чтобы они были оплачены поставщику, то для признания в расходах затрат на товары для перепродажи важно, чтобы эти товары были не только оплачены поставщику, но и реализованы конечному потребителю. Для селлеров на общем режиме налогообложения моментом признания таких расходов является факт отгрузки продукции покупателям», - напомнила доцент Кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве РФ, к.э.н. Анна Клоницкая.
Ввиду масштабности проекта посреднической электронной торговли возможность предпринимателям осуществлять торговую деятельность через электронные площадки на сегодняшний день приводит к стремительному росту онлайн-ритейла. Правительственные инициативы в отношении регулирования деятельности участников электронной коммерции, направленные на внедрение прозрачности алгоритмов взаимодействия сторон, единых условий и требований, повышение эффективности администрирования деятельности электронных площадок, способствует качественному развитию данного сегмента экономики с одновременным формированием фискального эффекта для государственного бюджета.