Армейские винтовки и советская делегация в штатском: как прошел первый чемпионат мира по биатлону

    На турнир по новому виду спорта в 1958 году приехали восемь сборных
    Сборная СССР на первом чемпионате мира по биатлону в 1958 г. /Личный архив

    Уже который год 2 марта российские болельщики биатлона поздравляют друг друга с днем рождения любимого вида спорта, беря за точку отсчета 1958 г., когда в австрийском Зальфельдене одним днем прошел первый чемпионат мира. На официальном уровне (например, Международного союза биатлонистов) эту дату никак не выделяют, но тематические ресурсы ежегодно пестрят памятными заметками. Хотя повод для празднования выглядит сомнительным.  

    Странно, что турнир, который декларируется как первый чемпионат мира, не оставил ни одного официального документа. Единственным источником информации о состязании являются скупые публикации в австрийских газетах, откуда и были перепечатаны новости для остального мира, включая СССР. Ну а если признать факт важности соревнования в крошечном австрийском городке (даже сейчас его население не дотягивает до 17 000 человек), то его «родительский статус» кажется еще более спорным. Чтобы провести чемпионат мира, требуется энное количество участников из разных стран, т. е. вид спорта к моменту старта турнира уже существует и вовсю развивается. К слову, одну из самых внушительных делегаций в Австрию в 1958 г. отправил СССР, сравниться с ним могли лишь команды пяти стран: Швеции, Норвегии, Австрии, Польши и США. 

    Гонки патрулей и зимнее пятиборье 

    Появление лыжников с винтовками на международной спортивной арене произошло, конечно, не в 1958 г., а гораздо раньше – в 1924 г. в Шамони. Устроителям первой зимней Олимпиады надо было «надуть» программу, так что в дело пошли и керлинг (во второй раз этот вид спорта появился на Играх лишь в 1998 г.), и состязания лыжных патрулей. Сходство «патрулистов» с будущими биатлонистами было скорее внешним – группа из четырех лыжников с винтовками пробегала некоторую дистанцию (длина варьировалась), а по приходе на финиш все вместе стреляли по мишеням (промахи карались штрафными минутами). Собственно, на биатлон эти гонки были похожи примерно как канадский хоккей на хоккей с мячом.  

    Международный олимпийский комитет (МОК) результаты «патрульного» опыта не особо впечатлили, да и команд-участниц собралось едва больше, чем было мест на пьедестале (золото досталось швейцарцам). Еще на трех Олимпиадах (в 1928, 1936 и 1948 гг.) этот вид присутствовал как «демонстрационный», после чего идею бега на лыжах с винтовкой собрались отдать Международному совету военного спорта, но в дело внезапно вмешались пятиборцы.  

    С первых послевоенных Олимпиад современное пятиборье (фехтование, плавание, конкур, бег и стрельба) стало объектом претензий со стороны МОКа – дорого для организаторов, сложно для зрителей, мало стран культивируют. Красивая идея Пьера де Кубертена стремительно теряла «политических союзников», а к середине 1950-х их стало так мало, что пятиборцы начали всерьез опасаться за свою олимпийскую прописку. Перспектива расширить олимпийское присутствие за счет зимней разновидности показалась Международному союзу современного пятиборья (UIPM) чрезвычайно удачной. Мало того, даже МОК проявил интерес к идее, поскольку программа зимней Олимпиады по-прежнему оставалась бедноватой – в 1948 и 1952 гг. разыгрывалось всего по 22 комплекта наград (сейчас – 109) – какой из этого «всемирный праздник спорта»?  

    Александр Губин (на фото) помог сборной СССР завоевать серебро в командном зачете. Вместе с ним медаль зарабатывал Валентин Пшеницын, а личную бронзу в 1958 г. забрал Виктор Бутаков (на общем фото – второй справа) /Личный архив

    Перспективный проект, впрочем, мог умереть, не родившись. Руководство UIPM так тяготело к числу пять, что поначалу было полно решимости и свою зимнюю разновидность скомплектовать из пяти дисциплин (среди пилотных проектов лыжные гонки, спуск на санях, коньки, стрельба, прыжки на лыжах – настоящий снежный Ironman). МОК эту фантастику сразу отмел и установил дедлайн: если к 1958 г. пятиборцы не придут к какой-то реальной комбинации видов спорта, то не поздоровится и самому пятиборью (на Конгресс МОК 1956 г. был в очередной раз вынесен вопрос об олимпийском статусе современного пятиборья).  

    Кроме того, МОК и сам проявил инициативу, директивно решив оставить «зимнему многоборью» два вида (бег на лыжах и стрельбу), а разработать правила по новому виду спорта поручил международным союзам лыжного и стрелкового спорта. 17 ноября 1956 г. на конгрессе в Мельбурне было решено, что в программе Олимпиады-1960 появится «современное зимнее двоеборье». Пятиборцы пробовали было заикнуться о «четырехборье» (эта попытка зафиксирована в протоколе конгресса), но их не услышали. Спустя еще пару месяцев всем заинтересованным странам были разосланы правила modern winter biathlon, что в тогдашнем переводе на русский звучало как «зимнее двоеборье».  

    Два диоптра и боевые винтовки  

    Тот факт, что внедрением нового вида спорта занялась федерация пятиборья, еще не раз аукнулся биатлону. В СССР всю пагубность такой практики поняли в процессе подготовки к первому чемпионату мира. Получив письмом правила modern winter biathlon, председатель Госкомспорта Николай Романов поручил секциям (аналог современных федераций) лыжных гонок и стрельбы разобраться в вопросе и подумать о формировании сборной команды.

    В UIPMВ (к тому времени аббревиатура международного союза приросла еще одной буквой – с нее начинается слово biathlon) о корректировке логистики предпочли не задумываться и слали корреспонденцию, касающуюся нового вида, как и прежде, в секцию пятиборья. Получался классический испорченный телефон. Все это привело к тому, что из переписки выпало важнейшее разрешение UIPMB на использование зимними двоеборцами винтовок с двумя диоптрами на прицелах.

    Как результат, на первый чемпионат мира сборная СССР отправилась с диоптром только на мушке, в то время как винтовки, например, шведов были снабжены двумя диоптрами. При стрельбе с 250, 200, 150 и 100 м разница ощутимая. Советские биатлонисты промахивались от 6 до 11 (из 20) выстрелов, хотя на чемпионат мира были откомандированы сильнейшие: отбор проходил по результатам трех контрольных стартов, включая чемпионат СССР.  

    Несмотря на вроде бы серьезно проработанные правила, представители восьми стран (неполные составы прислали Великобритания и Финляндия) прибыли в Австрию кто с чем – особенно это коснулось винтовок. Хранящаяся в Госархиве телеграмма докладывает организаторам, что советская команда везет в багаже шесть боевых винтовок (калибр 7,62) и 1400 патронов к ним, и добавляет: «Все участники будут в штатском платье...»  

    24 февраля 1958 г. команда благополучно прошла пограничный и таможенный контроли в аэропорту Вены, добралась до места, потренировалась и 2 марта выступила. Виктор Бутаков завоевал личную бронзу, а в командном зачете (разыгрывался и такой) советские биатлонисты добыли серебро. Официальных протоколов соревнований, повторюсь, нет и никогда не было. В более поздней переписке глава UIPMB Свен Тоффелд горячо благодарил советскую делегацию за участие, но сокрушался, что восемь стран-участниц – ничтожно мало и никаких политических дивидендов пятиборцам не принесет. Возможно, по этой причине официальными документами и не озаботились.  

    Через год, на втором чемпионате мира, участников будет заметно больше, а чемпионом станет советский спортсмен Владимир Меланьин – и вообще, биатлон пойдет в гору. А в 1958 г. еще несколько месяцев после чемпионата мира в секцию пятиборья СССР приходили письма с важным напоминанием, что, в связи с тем что UIPMB развивает теперь не один вид спорта, а два, членские взносы в союз увеличиваются с 200 шведских крон до 250 – не забудьте прислать недостающее.  

    Вопрос о дне рождения биатлона до сих пор остается открытым. Вариантов несколько, но один из наиболее логичных – 27 октября 1956 г., когда на конгрессе UIPMB были обнародованы первые официальные правила биатлона. Почти все следующее десятилетие вид спорта развивался по ним.  

    Зато дата рождения отечественного биатлона известна точно – 9 января 1958 г. Именно в этот день в подмосковной Яхроме прошла первая на территории СССР гонка по правилам биатлона. Официальный протокол зафиксировал и погоду (-10 °C), и фамилии 27 участников, и победителя – динамовца Дмитрия Соколова из Кургана.

    Другие материалы в сюжете