Госдума обвинила США в проблемах «Ахмата» со спонсорами. На что живет клуб из Чечни?

    Два года назад команда получала почти все деньги из скандального фонда имени Кадырова-старшего
    Футболисты «Ахмата» /fc-akhmat.ru

    Генеральный директор футбольного «Ахмата» Ахмед Айдамиров прокомментировал планы Государственной думы финансово поддержать грозненский клуб. Вчера думский комитет по физкультуре и спорту во время круглого стола с членами Совета Федерации и спортивными функционерами одобрил предложение оказать финансовую поддержку «Ахмату», который ранее был включен в санкционный список Министерства финансов США. В ближайшее время комитет направит в российское правительство обращение, где укажет конкретные инициативы.

    «Тут нечему удивляться, — заявил Айдамиров изданию «Спорт-Экспресс». — Проведение круглого стола — инициатива «Ахмата». Завтра кто-то другой может попасть под санкции. Мы должны на это реагировать. Для этого и был проведен круглый стол. Скоро комитет опубликует результаты круглого стола, буквально на днях все смогут ознакомиться с ними. В нем принимали участие все заинтересованные стороны: РФС, РПЛ, Совет Федерации и другие. Мы не должны ждать, пока кого-то другого введут под санкции. «Ахмат» — часть российского спорта. Мы видим, как к нашему спорту относятся на международных соревнованиях. Не дают выступать под своим гимном и флагом. Предлагаете дальше это терпеть?»

    Представители комитета назвали наложение санкций на «Ахмат» «необоснованным». На сайте комитета утверждается, что в результате решения американского Минфина «клуб лишился спонсорской поддержки ряда компаний», но каких именно — не уточняется. При этом в 2020 г. «Ахмат» оказался одним из трех клубов РПЛ, которые не передали данные о финансовой деятельности в ФНС, сообщил на прошлой неделе портал «Рейтинг Букмекеров». По этой причине сумма доходов «Ахмата» и их источники точно неизвестны.

    Ранее Sports.ru обнаружил в онлайн-сервисе бухгалтерской отчетности, что в течение 2019 г. большая часть средств — 717 млн — поступила в распоряжение клуба в качестве прямых субсидий из бюджета или добровольных пожертвований. Лишь 6,8% (82 млн руб) от общей суммы доходов грозненцы заработали на телевизионных правах и еще 0,9% (11 млн руб) на коммерческой деятельности и билетах.

    21 мая 2019 г. Telegram-канал «Мутко против» сообщил, что фонд первого президента Чечни Ахмата Кадырова пожертвует футбольному клубу 600 млн руб. В тот же день Айдамиров признал факт финансовых вливаний со стороны фонда. «Да, фонд нам помогает, — ответил гендиректор клуба порталу Sport24. — Фонд является нашим генеральным спонсором. Что касается суммы, то эту информацию мы разглашать не будем».

    Структура финансов самого фонда тоже непрозрачна. По документам учреждение является некоммерческой организацией и обязано регулярно предоставлять в Министерство юстиции РФ информацию о расходовании средств, но последняя декларация фонда в базе от 30 марта 2021 г. абсолютно пустая. То же самое почти со всеми остальными документами в реестре до 30 июня 2017 г. — в этот день фонд занес в базу первый документ. При этом основан он был еще в 2004 г., почти сразу после смерти Ахмата Кадырова. Формальным нарушением закона бюрократическое поведение фонда не является.

    «По закону НКО обязаны публиковать свою отчетность, однако делать это они могут не только на собственном сайте или портале Минюста, но и в СМИ. Поэтому многие организации подают отчеты в Минюст в бумажном виде и публикуют их в каком-нибудь региональном печатном СМИ. Найти такие отчеты практически невозможно, но букве закона ничто не противоречит. Возможно, фонд имени Кадырова практикует нечто подобное. По факту складывается ситуация, когда все желающие скрыть свою отчетность от общественности, могут сделать это, оставаясь в рамках закона», — говорил изданию «Инфо 24» адвокат правозащитного проекта «Команда 29» Иван Павлов.

    Ахмат Кадыров /ТАСС

    «Коммерсантъ» в 2015 г. писал, что «республиканские бюджетники переводят на благотворительность около 10% своих доходов», «это происходит в добровольно-принудительной форме, хотя пожертвования оформляются официально». Открыто о таком виде пополнения фонда тогда заявил посол так называемого ичкерийского правительства в изгнании во Франции Муса Таипов: «Я, к примеру, еще знаю, что каждый месяц сотрудников различных предприятий просят купить сборник речей Кадырова, а отказаться пока никто не решается, так что у многих скопилась кипа этих книг дома». Его слова изданию подтвердила Зайнап Межидова, руководившая местной НКО «Материнская тревога»: «Обычно удерживают какой-то процент из зарплаты. Но потом говорят: зато у тебя пенсия будет хорошая». Среди других источников доходов фонда — пожертвования чеченских бизнесменов и прибыль от учрежденных фондом частных компаний.

    В 2016 г. Transparency International включила фонд Кадырова в глобальный коррупционный список. Туда вошли девять организаций, которые, по оценке Transparency, наиболее значительно препятствовали соблюдению прав человека. Сейчас попасть на сайт проекта Unmask the сorrupt («Разоблачи коррупционера»), в рамках которого был составлен рейтинг, из российского сегмента интернета невозможно. По данным Transparency, на тот момент фонд ежемесячно получал от жителей Чечни по $60 млн.

    Сейчас на форму футбольного клуба нанесен только один логотип — фонда Ахмата Кадырова. Ранее грозненцы заявляли о сотрудничестве с еще двумя компаниями. SAT & Company — казахский промышленный холдинг с владельцем Кенесом Ракишевым, которого Рамзан Кадыров называл «дорогим братом и другом», действительно являлся официальным спонсором «Ахмата». Логотип фирмы размещался на форме клуба, однако размер вливаний в команду оставался неизвестным и, по оценкам Sports.ru, был крайне незначительным. В 2018 г. SAT & Company переименовалась в Fincraft Resources на фоне введения персональных санкций против Кадырова-младшего. Но спонсорством «Ахмата» фирма продолжила заниматься под прежним названием. В декабре, когда санкциям подвергся сам «Ахмат», компания выпустила пресс-релиз, в котором заявила об отказе от дальнейшего участия в жизни команды.

    Вторым партнером «Ахмата» был Московский индустриальный банк. Но он, по всей видимости, перестал работать с клубом еще до введения санкций. В начале 2019 г. Центробанк объявил о процессе санации банка из-за того, что выявил многомиллиардные убытки в его работе. По решению суда владевший банком чеченец Абубакар Арсамаков вместе с партнерами выплатил 198 млрд руб. В ноябре 2020 г. он умер от коронавируса.

    «Ахмат» был внесен в санкционный список в декабре прошлого года вместе с фондом Ахмата Кадырова, бойцовским клубом «Ахмат», промоутерской компанией смешанных единоборств Absolute Championship Akhmat и фирмой «Чеченские минеральные воды». Внесение организаций в санкционный реестр произошло в соответствии с «актом Магнитского» из-за нарушений прав человека на территории Чеченской республики.