Мбаппе провалил Евро, но неудача не остановит его на пути к величию

    Спортивные победы француза сопровождаются маркетинговым успехом
    EPA / ТАСС

    Килиану Мбаппе всего 22 года, но он уже суперзвезда мирового футбола: четырехкратный чемпион Франции (в составе «Монако» и ПСЖ), победитель и лучший молодой игрок чемпионата мира – 2018. Мбаппе и его партнерам по сборной прочили успех на Евро-2020, но в 1/8 финала команда Швейцарии оказалась сильнее характером, а Килиан не реализовал решающий пенальти в послематчевой серии. Этот эпизод может стать одним из ключевых в карьере молодого нападающего, которая пока выглядит как история успеха. «У Мбаппе сумасшедшая скорость, такую мало кто может развить, – объясняет уникальность французского игрока экс-футболист сборной России Дмитрий Булыкин. – Дриблинг, удар, взаимопонимание с партнерами – у Килиана все есть. Мбаппе хорошо оснащен технически, поэтому у него очень большой набор качеств, которые ценятся в футболе. В этом плане он еще долго будет сильным и перспективным игроком».

    Бонди – Монако – Париж

    Мбаппе родился и вырос в рабочем пригороде Парижа, в футбол начал играть в местной команде «Бонди», где работал его отец. Еще в детстве Килиан выделялся на фоне сверстников – «делал все лучше, быстрее и чаще», вспоминал позже тренер Антонио Риккарди. «Он был лучшим ребенком, которого я тренировал, – рассказывал специалист в интервью The New York Times». – Его невозможно и нельзя было сдерживать». В 12 лет Мбаппе попал в престижную футбольную академию Клерфонтен, затем – в молодежный состав «Монако», отказавшись от приглашения из мадридского «Реала». «Не хотел покидать свою страну так рано», – объяснял Килиан корреспонденту ESPN.

    Уже в 16 Мбаппе дебютировал во взрослой команде «Монако», а в 17 лет стал чемпионом страны и обратил на себя внимание топ-клубов. Реактивного и результативного парня (26+14 по системе «гол+пас» в сезоне 2016/17) желали заполучить и «Манчестер Сити», и «Арсенал» и, конечно, «Реал». Но Мбаппе выбрал Париж, чтобы быть ближе к семье. Сделку с «ПСЖ» провели в два этапа: год аренды, а затем выкуп. Общая сумма трансфера – 180 млн евро, финальный транш в 35 млн евро «Монако» получит, если парижский клуб до лета 2022 г продлит контракт с Мбаппе или продаст игрока. И пока сложно предположить, какой вариант вероятнее. В связи с пандемией даже топ-клубы ограничены в трансферных расходах, а Мбаппе стоит очень дорого. По состоянию на июнь 2021 г. Transfermarkt.com оценивает игрока в 160 млн евро, KPMG Football Benchmark – в 185 млн евро, а швейцарский институт CIES Football Observatory – в 90-120 млн евро. С начала коронакризиса Мбаппе потерял около 10-15% в рыночной стоимости, хотя провел впечатляющий сезон 2020/21 – 42 гола и 11 голевых передач за 47 матчей. Но «ПСЖ» не выиграл чемпионат Франции, а в Лиге чемпионов вылетел в полуфинале.

    «Если хочешь получить максимальное признание, в какой-то момент придется уйти из «ПСЖ», – обратился к Мбаппе экс-форвард сборной Франции Николя Анелька через колонку в The Athletic. – Если хочешь выиграть «Золотой мяч», а это важно, когда ориентируешься на Роналду и Месси, нужно соревноваться с лучшими. Французская лига непростая, но, думаю, самая сильная – в Англии». Переход в суперклуб – испанский или английский – пойдет на пользу не только футбольной карьере Мбаппе, но и его маркетинговым проектам, считает вице-президент по спорту и развлечениям агентства MediaCom Миша Шер. «Мбаппе был бы интереснее брендам, если бы играл в одной из лучших команд Англии или Испании, – объясняет Шер «Ведомости.Спорту». – Глобальная популярность таких клубов, как «Реал» или «Манчестер Юнайтед» делает их звездных игроков более привлекательными для компаний. С этой точки зрения «ПСЖ» не в одной лиге с этими командами. Думаю, Мбаппе непременно окажется в Мадриде или Барселоне – это лишь вопрос времени, и когда это произойдет, он станет самым продаваемым игроком на планете». 

    /Zuma / ТАСС

    Бутсы – часы – видеоигры

    Еще тинейджером Мбаппе так ярко проявил себя во взрослом футболе, что к 19 годам успел попасть в список самых высокооплачиваемых футболистов по версии Forbes. В рейтинге 2021 г. Килиан занимает 4-е место после Месси, Роналду и Неймара (и 31-е среди всех спортсменов) – $42 млн дохода за год. $26 млн Мбаппе зарабатывает в ПСЖ, еще $14 млн приносят рекламные соглашения. В случае подписания нового контракта – и в ПСЖ, и в любом другом клубе – зарплата Мбаппе наверняка вырастет. К примеру, по данным L’Equipe, парижский клуб готов предложить Килиану 30 млн евро в год без учета бонусов.

    Растет и интерес спонсоров к молодому футболисту. После победы на ЧМ-2018, по словам юриста Мбаппе, игроку поступило порядка 200 предложений о сотрудничестве. Но у команды Килиана есть четкий подход к выбору партнеров. На данный момент в портфолио Мбаппе лишь пять контрактов: Nike, Hublot (часы), Good Gout (здоровое питание), Bulk (уход за кожей) и Electronic Arts (видеоигры).

    Nike является спонсором Мбаппе уже 15 лет. В 2017 г. француз переподписал контракт, заявив в «Твиттере»: «Никогда не меняйте команду-победителя». По оценке L’Equipe, Nike платит Мбаппе 2–3 млн евро в год, постепенно превращая его в своего главного футбольного амбассадора. Так, летом 2019 г. Килиан отправился в промотур по США, где посетил матчи НБА и исполнил специальный бросок в главной бейсбольной лиге. Кроме того, в 2019 г. в продаже появилась первая именная модель бутс Мбаппе Mercurial, а в 2021 г. Nike выпустил коллаборацию Килиана и баскетболиста Леброна Джеймса – дизайнерские кроссовки и бутсы.

    Осенью 2018 г. Мбаппе стал ведущим амбассадором часового бренда Hublot – за 1 млн евро в год. В 2019 г. японский бренд по уходу за кожей Bulk Homme объявил о начале сотрудничества с Килианом – это поможет компании в продвижении на глобальном рынке, аргументировал сделку исполнительный директор Bulk Такуя Нагучи.

    Летом 2020 г. новым маркетинговым успехом Килиана стало появление его фото на обложке видеоигры FIFA 2021 компании Electronic Arts. «Оказаться на обложке FIFA, в которую я играю с детства, еще одна сбывшаяся мечта!» – прокомментировал Мбаппе сделку на своем сайте.

    Список партнеров французского футболиста наверняка вскоре увеличится, отмечает Миша Шер.

    «У Мбаппе пока нет спонсоров в некоторых основных категориях – автомобили (электрические), личная электроника, розничная торговля одеждой, спортивные напитки и финтех», – добавляет он.

    Уровень популярности Мбаппе позволит его команде диктовать брендам свои условия и выбирать лучшие предложения. «Я не верю, что пандемия может повлиять на стоимость контрактов с такими звездами, как Мбаппе, – говорит Шер. – Он идеальный герой для любого бренда, который хочет повысить мировую известность и установить связь с новым поколением потребителей».

    Дети – лайки – подписчики

    Важную роль в имидже Мбаппе играет благотворительность. Так, свои призовые за участие в ЧМ-2018 (более $500 000) игрок передал в фонд Premiers de Cordee, который организует спортивные мероприятия для детей с инвалидностью. Эта инициатива так впечатлила французский бренд экологичного питания для детей Good Gout, что в 2019 г. компания заключила с Мбаппе контракт на два года. «Современному потребителю, особенно молодому, важно, чтобы бренд, чью продукцию он покупает, был ответственным, стремился сделать мир лучше, – добавляет Шер. – Поэтому компании ищут героев с активной социальной позицией».

    В 2020 г. при поддержке Good Gout и других компаний-партнеров Мбаппе основал собственную благотворительную ассоциацию Inspired by KM. Ее задача – помочь 98 детям (отсылка к году рождения Мбаппе, 1998-му) 9–14 лет из разных слоев общества реализовать свою мечту, материально обеспечивая их до достижения работоспособного возраста.

    Сообщения о партнерских сделках и благотворительных проектах, конечно, появляются в соцсетях Мбаппе, хотя основная часть контента связана с его футбольной и личной жизнью. По количеству подписчиков в инстаграме француз пока серьезно уступает своему кумиру детства – Криштиану Роналду (300+ млн), но аудитория в 53,7 млн человек – хороший результат для 22-летнего игрока. «Брендам особенно интересны атлеты, которые сочетают результативность на поле с активностью за его пределами, – говорит Шер. – У Мбаппе все это есть, так что в недалеком будущем ему суждено стать самым востребованным спортсменом мира».

    И даже неудача на Евро не помешает карьере молодого француза, считает Булыкин. «Да, Килиан не проявил себя так, как от него ждали, – говорит он. – Но Мбаппе играл против сильных соперников, в каждом матче его опекали несколько футболистов. Может быть, где-то помешал его неправильный настрой. Не только молодые, но и более опытные игроки не всегда могут переключить тумблер – из положения «клуб» в положение «сборная». Особенно сложно это сделать в тот момент, когда нет определенности в будущем: начинаешь думать о том, чтобы не получить серьезную травму, которая может оставить без нового контракта. Но я не думаю, что Евро как-то скажется на карьере Мбаппе, все знают его качества и его способности».

    Другие материалы в сюжете