ФИФА хочет проводить ЧМ раз в два года. Футболисты против, но клубам могут хорошо заплатить

    Разбираем аргументы сторон
    ЧМ — главный бизнес-актив ФИФА /Robbie Jay Barratt — AMA / Contributor

    Сборная России не смогла выйти на чемпионат мира (ЧМ) – 2022 напрямую и продолжит отбор в стыковых матчах. Если попасть в Катар не получится, следующий шанс сыграть на ЧМ, возможно, появится у команды раньше, чем через четыре года.

    Международная федерация футбола (ФИФА) активно планирует глобальную реформу, которая увеличит количество ЧМ в два раза. Идея кажется финансово привлекательной для ФИФА, но пока она встречает резкое сопротивление со стороны футболистов и клубов. «Ведомости. Спорт» разобрался в аргументах сторон и условиях реализации проекта.

    Доля ЧМ

    Идею проводить ЧМ раз в два года активно обсуждают в течение осени. Один из инициаторов – бывший тренер лондонского «Арсенала» Арсен Венгер, который сейчас возглавляет отдел ФИФА по глобальному развитию футбола. По его словам, опросы организации показывают, что болельщики поддерживают инициативу проводить ЧМ чаще. Он связывает критику с тем, что к изменениям не готово старшее поколение, привыкшее к нынешней схеме проведения.

    Президент ФИФА Джанни Инфантино тоже продвигает идею, но дипломатично. «Мы будем настойчивыми, только если решение пойдет на пользу и в экономическом, и в спортивном плане. Понимаю, что сложно смириться с нововведениями в том, что привычно уже сотню лет, но призываю лишь оценивать идеи с холодной головой», – говорил он в конце октября в интервью Sky Sports.

    Аккуратные формулировки Инфантино не мешают критикам проекта обвинять ФИФА в излишней меркантильности. На фоне пандемии у организации падают чисто футбольные доходы: по итогам 2020 г. из $266,5 млн общей выручки более половины – $158,9 млн – принесли видеоигры. Сейчас ФИФА стремится переподписать на более выгодных для себя условиях главный кибер-контракт – с канадской EA Sports, издателем симулятора FIFA, но многолетний партнер пока не соглашается на увеличение выплаты в два раза.

    ЧМ всегда был основным бизнес-активом ФИФА – например, турнир 2018 г. принес $5,3 млрд. Это 83% от общей суммы дохода за четырехлетний цикл. Доля наверняка будет расти: ЧМ в Катаре будет последним, где выступят 32 сборные. С 2026 г. ЧМ рассчитан на 48 команд, первый такой турнир совместно примут США, Канада и Мексика. Расширение состава участников увеличит количество матчей и вовлеченных стран, а следовательно, спрос на медиа- и спонсорском рынках.

    Глобальное обсуждение, где могут быть приняты какие-либо решения или хотя бы официально зафиксированы намерения, пройдет на саммите ФИФА 20 декабря. Пока звучат в том числе странные идеи: например, генеральный секретарь Федерации футбола Португалии Тиагу Кравейру предложил формулу, по которой одна страна не может участвовать в двух ЧМ подряд; Инфантино заявил, что организация рассмотрит и такие варианты.

    Как убедить клубы

    ФИФА еще не представляла экономического обоснования идеи, параллельно обсуждение возможных угроз и потерь запустили клубы и лиги. По информации французской L’Equipe, представители ведущих европейских чемпионатов заказали исследование консалтинговой компании KPMG, его вывод: лиги будут терять от 5 млрд до 8,5 млрд евро за сезон, если ЧМ будет проходить в два раза чаще.

    По данным Associated Press, на внутренних совещаниях против идеи открыто выступает президент УЕФА Александер Чеферин, выражающий мнение европейских национальных федераций. В целом актуальный тренд ФИФА – наращивание аудитории за пределами Европы. При расширении турнира до 48 команд только три новых слота из 16 достанутся европейцам, в то время как Африка и Азия получат по четыре дополнительных путевки, столько же – северо- и центральноамериканская конфедерация.

    Публично против новой идеи первой из лиг высказалась английская. «Все 20 клубов обсудили процесс реформы и единогласно выступили против этого предложения ФИФА, равно как и против любых планов, которые предполагают значительное увеличение длительности окон на матчи сборных. Клубы обеспокоены негативным воздействием предложений ФИФА на состояние игроков, болельщиков, предсезонную подготовку и качество соревнований», – сформулировано на официальном сайте АПЛ.

    Подавляющее большинство клубов не приветствуют идею ФИФА, подтверждает в разговоре с «Ведомости. Спортом» бывший руководитель направления по развитию Европейской ассоциации клубов Оливер Ярош (сейчас он управляющий партнер компании Club Affairs, которая консультирует участников европейского футбольного сообщества). Причем это касается не только более частого проведения ЧМ, но и вообще увеличения количества матчей сборных, добавляет он.

    «Позиции клубов от новых идей очень далеки, в то же время и существующая система не удовлетворяет их в полной мере, – подчеркивает Ярош. – Однако, если руководящая организация установит адекватные компенсации для клубов, это обеспечит поддержку с их стороны, поскольку сделает более выгодным участие футболистов конкретной команды в турнирах для сборных».

    Ярош уверен, что такой шаг навстречу действительно может изменить ситуацию, особенно если компенсационные выплаты станут одним из основных источников дохода для клубов наравне с выручкой от телеправ, продажи билетов и коммерческой деятельности.

    Кроме того, потенциально ЧМ раз в два года – платформа для развития на мировом рынке и охвата новой аудитории, что тоже может быть полезно для большинства клубов. Такая система взаимодействия, по мнению Яроша, могла бы заинтересовать клубы в том числе как способ получать стабильный доход и другие выгоды для бизнеса.

    Достойные деньги за выступление игроков в национальных командах способны превратить клубы в заинтересованную сторону.

    Система компенсаций действует и сейчас: между участниками ЧМ-2018 уже распределили $209 млн, такой же останется общая сумма и для ЧМ-2022. По итогам ЧМ в России больше всех за участие в турнире своих игроков получил «Манчестер Сити» – $5 млн, петербургскому «Зениту» за выступление шестерых футболистов заплатили $1,81 млн.

    Сумма зависит от времени, которое игрок провел в национальной команде, – соответственно, чем дальше прошла сборная в турнире, тем это выгоднее для клубов с точки зрения компенсации (и менее выгодно в плане подготовки собственной команды к новому сезону).

    Если ЧМ будут проходить в два раза чаще, выплаты клубам, соответственно, увеличатся. Возможно, как раз за счет этого ФИФА удастся продавить свою идею.