Генератор прибыли. «Реал» планирует увеличить доход со стадиона в 2,5 раза

    Заработать на «Бернабеу» 10+ млрд евро за 25 лет поможет американская компания Legends
    Стадион «Сантьяго Бернабеу» /Getty Images

    Домашнюю арену «Реала» – 80-тысячный «Сантьяго Бернабеу» – начали реконструировать в 2019 г., и по планам стройка закончится только к 2023 г. Ускориться помогла пандемия: «Реал» воспользовался перерывом в чемпионате и отсутствием болельщиков на трибунах, чтобы нарастить темпы строительства на 50%. Весь сезон 2020/21 клуб провел на резервной арене «Альфредо ди Стефано», но в сентябре 2021 г. команда вернулась на «Бернабеу», несмотря на продолжение реконструкции. За 560 дней, что на стадионе не проводились матчи (с 1 марта 2020 г. по 12 сентября 2021 г.), обновили газон, расширили количество посадочных мест до 84 000, сняли старую крышу и начали устанавливать новую, снесли торговый центр La Esquina и подземную парковку арены.

    Marca перевела размах реконструкции в цифры: на строительные работы ушло 33 170 152 кг стали – такое же количество требуется на 120 самолетов Airbus A380. Кроме того, потребовалось 57 545 кубометров бетона, что равно объему воды в пруду Ретиро, крупнейшем парке Мадрида. Грузоподъемность всех кранов, используемых на арене, составляет 4 106 тонн, на стройке ежедневно трудятся 800 человек.

    От идеи до кредита

    Сейчас для «Реала» это главный проект, история которого началась в 2010 г. На общем собрании президент клуба Флорентино Перес заявил, что превращение стадиона в мультифункциональное сооружение поможет значительно увеличить доходы и позволит «Реалу» выдерживать конкуренцию в футболе будущего, где станет еще больше арабских денег. Обновленная арена по плану сможет генерировать доход 300 дней в году не только за счет футбола, но и других соревнований и развлекательных мероприятий: тенниса, баскетбола, киберспорта, концертов и т.д.

    В октябре 2012 г. клуб получил четыре проекта, каждый из которых выполнили по два архитектурных бюро: Herzog & de Meuron и Rafael Moneo; Foster and Partners и Rafael de la Hoz; Populous и Estudio Lamela; GMP Arquitectos и L35-Ribas. Спустя два года стало известно, что победили последние. В 2017 г. строительство наконец согласовали городские власти, в 2018 г. – сосьос (зарегистированные члены клуба) «Реала» одобрили займ для финансирования реконструкции.

    «Мы хотим сделать «Сантьяго Бернабеу» лучшим стадионом в мире, – говорил тогда Перес. – Это будет авангардное место, которое станет символом Мадрида… И позволит нам увеличивать доход, чтобы оставаться лидерами. Это будет одно из самых привлекательных мест для туристов из любой точки мира».

    В долг до 2049 года

    В 2019 г. клуб официально объявил о начале реконструкции, а также займе в 575 млн евро сроком на 30 лет со ставкой 2,5%. Финансирование проекта взяла на себя JP Morgan и Bank of America Merrill Lynch совместно с Banco Santander, Societe Generale и CaixaBank. Деньги поступили на счет «Реала» в три транша: в июле 2019 г., 2020 г. и 2021 г. При этом возвращать займ клуб начнет только с 2023 г. «Условия кредита предусматривают 3 года отсутствия амортизации основного долга, что позволяет «Реалу» платить фиксированный ежегодный сбор в размере 29,5 млн евро с 30 июля 2023 г. и до истечения срока его действия 30 июля 2049 г.», – пояснил клуб в апреле 2020 г.

    По данным El Confidencial, в сентябре 2021 г. стоимость реконструкции спортивного комплекса уже составляет 725 млн евро без процентов, что на 150 млн больше, чем планировалось изначально. Чтобы покрыть дополнительные расходы, клуб был вынужден взять новый кредит.

    Ремонтные работы на «Сантьяго Бернабеу» /Getty Images

    В декабре 2021 г. получил средства на финансирование работ, которые изначально не были включены в проект реконструкции. Сумма займа составила 225 млн евро сроком на 27 лет с фиксированной процентной ставкой 1,53 % и льготным периодом для погашения основной суммы, что является лучшими условиями кредитования за всю историю спортивной индустрии. «Реал» закрыл сделку без ипотечных гарантий или финансовых ограничений, которые могли бы повлиять на управление клубом. Средства пойдут на постройку подземной теплицы – она позволит автоматически складывать газон, хранить его в оптимальных условиях и без деформации. Это сделано для того, чтобы проводить больше мероприятий, не затрагивая газон.

    Генератор прибыли

    Внешний вид стадиона полностью изменится: его обтянут конструкциями из особой нержавеющей стали, которая не будет отражать солнечный свет, а крышу сделают раздвижной – открываться или закрываться она будет всего за 15 минут.

    После реконструкции «Бернабеу» без ущерба для футбольного расписания сможет принимать теннис, баскетбол и даже американский футбол. Ради многофункциональности строят теплицу, а систему газона делают подвижной и «двойной»: когда натуральное поле, поделенное на шесть сегментов, «уезжает» вниз, а из-под них выкатывается искусственный газон. Запасное поле тоже можно убрать – тогда откроется площадка, на которой можно проводить неспортивные мероприятия: конференции, концерты, выставки или ярмарки.

    Для баскетбола или тенниса поле планируют делить на две части: с обеих сторон по центру возведут две временные трибуны, установят корт и площадку – одновременно можно будет проводить два матча двух видов спорта.

    Под куполом разместят огромный 360-градусный экран: его можно будет двигать в зависимости от нужд проходящего на арене мероприятия. Кроме того, техническое оснащение стадиона позволит зрителям использовать свой смартфон для просмотра дополнительных медиаматериалов: повторов, нарезок или аналитики.

    VIP-зоны расширят до 25 000 кв. м., что серьезно увеличит доходы «Реала» в категории hospitality. На арене увеличится количество точек питания, также появятся пять ресторанов с видом на поле и Sky Bar. Бары будут работать до, во время и после мероприятий, а еду и напитки станет возможно заказывать через приложение прямо на место на трибуне. Появятся и торговые павильоны: лучшие мировые бренды электроники, престижные марки одежды и украшений.

    Вокруг стадиона проложат пешеходную дорожку, а на свободных местах откроют несколько ресторанов. Также у стадиона реконструируют и значительно расширят клубный магазин, а в районе улицы Падре Дамиан построят новый интерактивный музей.

    Легенда «Реала»

    В конце января «Реал» заключил сделку с американской компанией Legends, в числе ее основателей – миллиардер Джерри Джонс, хозяин самой дорогой спортивной команды мира («Даллас Ковбойз» из американского футбола). Legends специализируется на предоставлении комплексных решений для спортивных и развлекательных организаций и площадок. Контракт рассчитан на 25 лет и по разным подсчетам обойдется «Реалу» в сумму порядка 9 млрд евро за этот срок.

    По прогнозам Legends, сотрудничество должно увеличить доход стадиона со 168 млн евро в год до 447-491 млн. Если расчет оправдается, «Реал» заработает более 10 млрд евро в течение срока действия контракта. Legends же будет получать 20% дохода от всех активностей, которые будут проходить на «Сантьяго Бернабеу» и в его окрестностях.

    Это не первое сотрудничество «Реала» с американской компанией: в 2020 г. стороны заключили соглашение о развитии розничной сети. Legends поручили перестроить ритейл-бизнес клуба в рамках широкой модернизации цифровой стратегии «Реала». Компания, согласна условиям сделки, должна перезапустить три официальных клубных магазина в Мадриде, обновить платформу электронной коммерции и курировать новый флагманский мегамагазин. В 2018 г. клуб консультировался с Legends, чтобы получить рекомендации, как оптимизировать свои коммерческие возможности и создать цифровые впечатления для болельщиков.

    Сопрезидент и главный операционный директор Legends Майк Томон в разговоре с Front Office Sport назвал недавнюю сделку с «Реалом» «последним шагом в стратегии быстрого роста». Год назад компанию приобрел инвестиционный фонд Sixth Street Partners, который также владеет 20% акций баскетбольного «Сан-Антонио».