ПСЖ тратит 650 млн евро в год на зарплаты, но избегает санкций УЕФА — как ему это удается?

    Месси, Мбаппе и Неймар стоят 3,35 млн евро в неделю, но убытки теперь можно списать на пандемию
    Месси, Мбаппе и Неймар обходятся ПСЖ в 3,35 млн евро в неделю
    Месси, Мбаппе и Неймар обходятся ПСЖ в 3,35 млн евро в неделю /imago images / Xinhua

    Политический фактор Мбаппе

    Главная сделка ПСЖ в 2022 г. – переподписание Килиана Мбаппе. 23-летний француз становился бы свободным агентом по окончании сезона, но в день последнего тура объявили о продлении контракта.

    Официально в клубе сообщили, что договор рассчитан на три года и что Мбаппе «станет основным элементом будущего клуба и на поле, и за его пределами» – так роль Килиана обозначил президент ПСЖ Нассер Аль-Хелайфи. Похоже, сохранить звездного форварда помогли не только деньги. 

    Накануне объявления мама Мбаппе заявила: предложения ПСЖ и мадридского «Реала» были идентичными с финансовой точки зрения, выбирать нужно было по дополнительным показателям. И решающей оказалась не детская мечта играть в королевском клубе.

    Хотя суммы очень внушительные. Инсайды немного расходятся в оценке, но достаточно оценить уровень, на котором идет обсуждение: по данным BBC, Мбаппе будет зарабатывать 40 млн евро за сезон при подписном бонусе в 150–200 млн евро, французский Eurosport сообщал о 100 млн евро/сезон и единовременной выплате в 300 млн, специализированный ресурс Capology, формирующий зарплатные рейтинги на основе собственных источников и открытой информации, говорит об 1 млн евро в неделю.

    После подписания нового контракта с ПСЖ Килиан признался, что остаться в родной стране ему советовали недавно переизбранный президент Франции Эмманюэль Макрон и экс-глава государства Николя Саркози – игрок связал такое внимание к себе с тем, что футбол стал важнее для французского общества, чем раньше. 

    Французский президент подтвердил, что говорил с Мбаппе о продолжении выступлений дома. «Роль президента в том, чтобы защищать интересы страны», – сформулировал Макрон.

    И все же он, вероятно, не главный политик, повлиявший на решение Килиана: переговоры с футболистом вел лично эмир Катара Тамим бен Хамад Аль Тани, фактический владелец ПСЖ. Он возглавляет страну с 2013 г. (тогда, в 33 года, стал самым молодым монархом в мире), за восемь лет до вступления на престол Аль Тани создал фонд Qatar Sports Investments, который вскоре приобрел парижский клуб, его же инициатива – крупные международные турниры в стране ради улучшения ее имиджа, в том числе чемпионат мира по футболу в ноябре – декабре 2022 г.

    Рекордные оклады

    Катарский фонд стал владельцем ПСЖ в 2011–2012 гг.: сначала приобрел 70% акций за 50 млн евро, а через год докупил остальные. К тому моменту единственный столичный клуб Франции не выигрывал медали Лиги 1 семь лет, а чемпионом не становился вообще с 1994 г.

    Все очень быстро изменилось. В первое же лето ПСЖ обновил клубный рекорд по тратам на трансферном рынке – 90 млн евро. Почти половина этой суммы, 42 млн евро, ушла на аргентинского полузащитника Хавьера Пасторе – он провел в клубе семь лет, но главной звездой так и не стал. После закупки ПСЖ взлетел на второе место (на три очка отстали от сенсационного «Монпелье»), а на второй сезон катарских инвестиций стал чемпионом. С тех пор – восемь чемпионских титулов и два серебра за 10 лет.

    В эпоху шейхов ПСЖ потратил на покупку игроков более 1,5 млрд евро (данные Transfermarkt), разница с выручкой от продаж – свыше 1 млрд, от других клубов за футболистов клуб получил только 466 млн евро.

    И это при том, что за Лионеля Месси летом 2021 г. платить не пришлось: ПСЖ воспользовался сложностями «Барселоны», которая из-за финансовых проблем не могла предложить аргентинцу новое соглашение, и пригласил его к себе как свободного агента. Официальной информации о подписном бонусе нет, но обслуживание контракта Месси – самая большая статья регулярных расходов клуба.

    Месси пришел в ПСЖ на правах свободного агента, но обслуживание его контракта обходится дорого
    Месси пришел в ПСЖ на правах свободного агента, но обслуживание его контракта обходится дорого /Baratoux Loic / ABACA

    По данным Capology, Лионель зарабатывает 1,22 млн евро в неделю – он самый высокооплачиваемый футболист мира. В топ-3 зарабатывающих футболом больше всех его партнеры по ПСЖ: оклад Неймара – 1,08 млн евро в неделю, Мбаппе с новым контрактом и 1,05 млн сразу следом. Дальше – огромный отрыв до Криштиану Роналду, который получает в «Манчестер Юнайтед» 0,6 млн евро за неделю.

    Суммарно на зарплаты в сезоне 2021/22 клуб тратил около 650 млн евро – такими данными оперировал, например, глава испанской Ла Лиги Хавьер Тебас, когда критиковал ПСЖ за разрушительные для мировой футбольной экономики траты, а руководство Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) – за бездействие. Он же уточнял, что убыток ПСЖ за сезон – около 300 млн евро.

    Финансовый отчет за только завершившийся сезон пока не обнародован, но пугающими были уже данные за сезон 2020/21 – до прихода Месси. Тогда ПСЖ был в минусе на рекордные для клуба 224 млн евро, это связывали в первую очередь с ковидными ограничениями: например, 37 млн евро потеряли только на продаже билетов, коммерческие доходы просели на 23 млн в том числе из-за закрытых магазинов и сокращения туристического потока. 

    Отдельно потери, вызванные пандемией, ПСЖ не обозначил, но финансово-аналитический проект Swiss Ramble подсчитал, что они превысили 100 млн евро. 

    Звучит удивительно, но есть и положительный эффект пандемийного кризиса: из-за него отложили внедрение внутрифранцузского потолка трат. С сезона 2020/21 должны были ограничить расходы на зарплаты и трансферы 70% от бюджета. Решение приняли в декабре 2019 г., но вскоре экономический ландшафт так сильно изменился, что реализацию отложили. И ПСЖ не только не пришлось распродавать дорогих в обслуживании футболистов (по неофициальным расчетам, у них соотношение доходило до 99%), но вскоре получилось и подписать Месси.

    Соответствие общеевропейским правилам финансового фейр-плей – постоянная тема для дискуссий, но чем дальше обновляются правила, тем проще ПСЖ им соответствовать. Глава Ла Лиги Хавьер Тебас после переподписания Мбаппе обратился в УЕФА с претензией и просьбой разобраться, как это возможно, но наказаний наверняка не последует.

    В первую очередь потому, что ПСЖ удается маскировать часть катарских инвестиций в рыночные спонсорские соглашения (как контракт с титульным партнером Accor Hotels, о его особенностях ниже), благодаря этому в годы до пандемии клуб по отчетам был даже в плюсе: 31,5 млн евро чистой прибыли в 2018 г., 27,6 млн – в 2019 г.

    К тому же в обновленных правилах финансового контроля УЕФА отсутствует четкий порог убытков, единый для всех клубов, а также есть оговорки о том, что частично отрицательный результат можно объяснить последствиями пандемии.

    Дополнительная страховка для ПСЖ – близкие теперь отношения босса клуба Нассера Аль-Хелайфи с главой УЕФА Александером Чеферином. Именно Аль-Хелайфи был главным соратником Чеферина, когда развернулась история с европейской Суперлигой, – благодаря тому, что ПСЖ сразу от идеи отказался, руководители сблизились.

    Катарская выручка

    За 10 лет катарского управления ПСЖ нарастил выручку примерно в семь раз: со 100 млн евро до 659 млн, официально объявленных накануне пандемии. Ковидный сезон 2020/21 обернулся падением до 570 млн евро, прогноз на сезон 2021/22 – 700+ млн.

    Стабильно самое прибыльное направление – спонсорские сделки и прямая реклама, они приносили около 290 млн евро, согласно отчетам за сезоны 2019/20 и 2020/21. База этих доходов – контракты, так или иначе связанные с Катаром. 

    Среди спонсоров ПСЖ шесть катарских компаний, в том числе национальный банк QNB, Управление туризма Катара, авиаперевозчик Qatar Airways и др. Кроме того, три сезона титульным партнером с логотипом на груди был гостиничный оператор Accor Hotels – формально французская компания, но в числе ее крупнейших акционеров – Qatar Investment Authority. С сезона 2022/23 этот статус перейдет к Qatar Airways – ожидается, что ПСЖ получит 70 млн евро в год, как и от Accor ранее.

    Параллельно с политически мотивированными сделками и вливаниями от владельца (около 500 млн евро за пять лет) ПСЖ активно развивается как площадка для рыночного спонсорства. У клуба еще 30 партнеров разного уровня. Выделяется Nike: с экипировщиком заключили новый контракт в 2019 г., по разным данным, он приносит от 50 млн до 75 млн евро.

    Активен ПСЖ и в новых направлениях: например, в начале сезона 2021/22 клуб подписал трехлетний контракт с криптовалютной компанией Crypto.com на 25–30 млн евро и получил часть денег в криптовалюте. 

    Еще раньше ПСЖ начал сотрудничать с проектом Socios.com: на их технологической базе выходят фан-токены, при покупке которых болельщики могут влиять на клуб, прибыль от продажи затем делится. Руководитель Socios.com Александр Дрейфус для «Ведомости. Спорта» охарактеризовал ПСЖ как активного, заинтересованного и готового к экспериментам партнера.

    Приход Лионеля Месси, одного из самых узнаваемых игроков в истории футбола, помог ПСЖ расширить партнерскую линейку. Директор клуба по взаимодействию со спонсорами Марк Армстронг в интервью Goal.com признался, что появление Месси ускорило уже идущие переговоры и помогло организовать новые совместные проекты. Он не разделил партнеров на категории, но обратил внимание, что после подписания Лионеля у ПСЖ появилось 11 новых спонсоров.

    Армстронг добавил, что сезон 2021/22 точно будет рекордным по спонсорской выручке, и рассказал о пиковом спросе на форму: с появлением Месси продажи выросли на 30–40%. Ведущее французское издание L’Equipe уточнило, что ПСЖ продал около миллиона футболок с фамилией Месси – без детализации, где именно их реализовали, невозможно сделать вывод о выручке для клуба, потому что по контракту с Nike ПСЖ получает разный процент от стоимости при продаже в официальном фан-шопе или магазине экипировщика.

    Такое влияние одного игрока неудивительно. Популярный спортсмен сейчас может привести за собой десятки миллионов зрителей или подключить новый регион, уверен основатель агентства Players Василий Ящук.

    «Восприятие спорта давно вышло за рамки конкретной игры или конкретной команды, – поясняет Ящук в интервью «Ведомости. Спорту». – Теперь это совокупность лайфстайл-контента, высказываний и публичной жизни игроков, общего информационного фона. Работает принцип «люди идут за людьми», а значит, чем шире представлен бренд, чем активнее он переводит зрителя в болельщика, тем больше он готов тратить».

    Селебрити обладают колоссальной силой, если ее правильно применять, подчеркивает Ящук в разговоре с «Ведомости. Спортом». Аудитория готова доверять медийным личностям, следовать за ними, сопереживать и главное – поддерживать. В современных реалиях восприятие бренда во многом зависит от того, какие лица этот бренд представляют, утверждает Ящук.

    «Селебрити позволяют бренду проникнуть в повседневную жизнь пользователей, зачастую не связанную с футболом, – продолжает он. – А это значит, что увеличивается частота контакта с брендом. На мой взгляд, трансформация в ближайшие три года без узнаваемых лиц невозможна. Но важно не только привлекать состоявшихся звезд, а развивать своих. В целом весь контент вокруг клуба нужен для того, чтобы трансформировать обычного пользователя интернета в платежеспособного болельщика».

    Прыжок к главной цели

    Продажа брендированной одежды – одно из самых активных направлений работы ПСЖ. В последние годы клуб старается использовать статус родного города как одной из столиц мировой моды.

    Кроме коллекций повседневной одежды, куда ненавязчиво интегрирован клубный бренд, ПСЖ экспериментирует с игровой формой. Например, в 2018 г. на матчи Лиги чемпионов команда выходила в комплектах из совместной коллекции ПСЖ с брендом Air Jordan – это именной проект величайшего баскетболиста в истории Майкла Джордана, созданный Nike. Удачно совпали даже логотипы: на некоторых вещах Эйфелеву башню с эмблемы клуба меняли на так называемого Джампмэна – силуэт тянущегося в прыжке с мячом баскетболиста с расставленными ногами.

    Единственная цель, которой ПСЖ не достигал еще никогда, – большая победа в Европе. Ближе всего к трофею команда была в ковидном сезоне 2019/20, когда Лигу чемпионов доигрывали в формате «Финала восьми», но проиграла в финале «Баварии». Кроме того, ПСЖ лишь дважды добирался до полуфинала: в 1995 и 2021 гг. 

    Перед новым сезоном клуб сменил тренера: управлять суперзвездной командой будет француз Кристоф Галтье. 55-летний специалист прежде никогда не работал с игроками такого статуса, но его главное достижение – чемпионство с «Лиллем» в сезоне 2020/21, когда он и без звезд в составе опередил ПСЖ.

    Кристоф Гальте никогда не работал со звездами уровня Месси или Мбаппе, но опередил ПСЖ в чемпионской гонке, когда тренировал скромный «Лилль»
    Кристоф Гальте никогда не работал со звездами уровня Месси или Мбаппе, но опередил ПСЖ в чемпионской гонке, когда тренировал скромный «Лилль» /EPA

    Чтобы освободить место для Галтье, в Париже заплатили 10 млн евро неустойки аргентинцу Маурисио Почеттино, отработавшему на год меньше, чем было запланировано в его контракте, – такая компенсация среди 10 самых больших, выплаченных клубным тренерам. Правда, и сам Почеттино уже получал за увольнение больше (14,6 млн евро от английского «Тоттенхэма» в 2019 г.), и ПСЖ платил более внушительную сумму (19,9 млн евро Лорану Блану в 2016 г.).

    Новый тренер начал с заявления о том, что хотел бы сохранить в команде Неймара, о продаже которого ходили слухи («он один из лучших в мире, я четко представляю, как его использовать»), и обозначил свою главную задачу на новой работе – реализовать потенциал команды.

    Чтобы утвердиться в статусе лидера европейского футбола и открыть еще больше перспектив для монетизации, ПСЖ нужна победа в Лиге чемпионов.