Экс-игрок «Арсенала» разбогател на инвестициях в «альтернативу нефти». Компания Фламини оценивается в $25 млрд

    Французский хавбек не был великим футболистом, но стал выдающимся бизнесменом
    Матье Фламини – один из самых богатых футболистов мира. Свое состояние он нарастил уже после завершения карьеры /Chris Ratcliffe / Bloomberg via Getty Images

    «Арсенал» продолжает бороться за победу в Английской премьер-лиге. Эксперты единогласно признают, что это самая сильная версия лондонской команды с начала 2010-х, когда клуб в последний раз брал титул с Арсеном Венгером и доходил до финала Лиги чемпионов. Одним из членов того коллектива был Матье Фламини. Цепкий и не грубый опорник считался футболистом ротации, никогда не был большой звездой, но всегда играл надежно. Все изменилось после завершения карьеры – теперь Фламини руководит фирмой, которая оценивается в десятки миллиардов долларов.

    Рискованное вложение

    Матье родился в Марселе и с пяти лет занимался в академии местного клуба. В 2003-м хавбек подписал с «Олимпиком» профессиональный контракт, прекрасно проявил себя в дебютный сезон, в том числе в матчах Кубка УЕФА с «Ливерпулем» и «Ньюкаслом», и получил приглашение от «Арсенала». Арсен Венгер собирался освежить чемпионский состав молодыми игроками – Фламини должен был навязать конкуренцию в полузащите французу Патрику Виейра, испанцу Сеску Фабрегасу и бразильцам Жилберто Силве и Эду.

    Поначалу Матье выходил только на замены, но после трансферов Виейра в «Ювентус» и Эду в «Валенсию» стал получать больше игрового времени. В сезоне 2005/06 француз был игроком основы и помог команде дойти до финала Лиги чемпионов, где она уступила на последних минутах «Барселоне» (1:2). Когда пришло время переподписывать контракт, Фламини попросил увеличения зарплаты, переговоры затянулись, и в итоге по итогам сезона 2007/08 полузащитник перешел в «Милан», где его оклад увеличился до 4,5 млн евро в год.

    За семь лет в «Арсенале» Матье Фламини выиграл три Кубка Англии, два Суперкубка страны и дошел до финала Лиги чемпионов /Imago / ТАСС

    После переезда в Италию Матье ждала судьбоносная встреча: он познакомился с химиком Паскуале Гранатой, который предложил футболисту инвестировать в разработку левулиновой кислоты – вещества, которое должно стать дешевой и улучшенной альтернативой нефти. Кислота вырабатывается из крахмала и глюкозы, полностью растворяется в воде, при этом дает такую же энергию, как традиционное топливо. Применять левулиновую кислоту можно в самых разных отраслях – от фармацевтики до текстильной промышенности.

    Проблема была в дорогом и трудоемком процессе синтеза кислоты – Граната предложил вариант, как его удешевить. Фламини поверил в проект и стал его основным инвестором, также разработку поддержали Университет Пизы и Миланский технологический институт. По словам Матье, на тот момент он не рассказывал об инвестициях даже родственникам – они могли заволноваться, что футболист впустую тратит большие средства. Тайну пришлось держать до 2014 г., когда на заводе в Козерте (небольшой городок в 40 км от Неаполя) впервые успешно синтезировали левулиновую кислоту в промышленных масштабах.

    Тогда карьера Фламини еще продолжалась. Он вернулся в «Арсенал», но это уже была далеко не чемпионская команда – пределом мечтаний лондонцев было попадание в топ-4, а сам Матье довольствовался лишь выходами на замену. Летом 2016-го он перешел в «Кристал Пэлас», где за сезон провел лишь 10 матчей. Далее он отправился в «Хетафе» – последнюю встречу в команде из пригорода Мадрида хавбек провел в 2019 г. Интересно, что 39-летний Фламини так до сих пор и не объявил о завершении карьеры. Но еще во время второго приезда в Англию было ясно – футбол для Матье больше не на первом месте.

    Крупный бизнес

    Фламини с головой ушел в альтернативную энергетику – сферу, которая давно его интересовала. «Я рос у моря [на Корсике] и лицом к лицу столкнулся со многими мировыми проблемами — такими, как засорение водоемов пластиком. Уже тогда я увидел, что мы движемся не в правильном направлении», — рассказывал футболист о причинах, почему решил инвестировать в разработку левулиновой кислоты.

    Постепенно Матье стал большой знаменитостью в мире экоактивизма. В 2015 г. журнал NME номинировал Фламини на звание человека года, интервью у него взяли Financial Times и The Wall Street Journal. Кроме того, француз получил премию John Sime Award за лучшую инновацию в сфере биотехнологий и вошел в группу экспертов по экологии, созданную для консультаций организаторов Олимпиады-2024 в Париже.

    Матье Фламини – один из самых узнаваемых инвесторов в сфере альтернативной энергетики /Karwai Tang / WireImage

    Вместе с Гранатой Фламини основал компанию GF Biochemicals, которая быстро стала монополистом на еще неосвоенном рынке. По данным Bloomberg, в 2022 г. компания привлекла дополнительно $16 млн инвестиций. Летом прошлого года Матье занял пост генерального директора фирмы, тем самым окончательно подтвердив – с футбольной карьерой покончено. Как писала The Sun, сейчас GF Biochemicals оценивается в 21 млрд фунтов или около $25 млрд. Фламини принадлежит 60% компании.

    Английский таблоид Daily Star писал, что состояние футболиста равняется 11 млрд евро. В 2018-м Матье не стал отрицать, что сильно разбогател за счет бизнеса по производству левулиновой кислоты, но опроверг информацию о миллиардах на счету. «Вопреки тому, что я читал, у меня нет никаких 30 млрд евро. И эта сумма не соответствует оценке моей компании GF Biochemicals. Фактически, это общая стоимость рынка, который мы хотим атаковать новыми технологиями, разработанными в последние годы».

    Пока различные СМИ продолжают включать Фламини в списки самых богатых футболистов мира, Матье занимается и другими проектами. Так, вместе с бывшим партнером по «Арсеналу» Месутом Озилом он основал бренд One Unity, предлагающий линейку экологически чистых препаратов по уходу за кожей. Даже упаковки для них сделаны из сахарного тростника вместо привычного пластика. Также Фламини и Озил открыли благотворительный фонд Unity, куда перечисляют 1% от продаж косметики.

    Недавно Матье спросили – не собирается ли он инвестировать в футбол. Француз ответил, что думает об этом и не исключает, например, покупки акций «Арсенала»: «В жизни вы никогда не знаете, что случится дальше. Все зависит от того, появится ли у вас шанс и воспользуетесь ли вы им. Я действительно верю, что важно оказаться в правильное время в правильном месте и с правильными людьми».