520 млн рублей на зарплаты и финансовые гарантии на три сезона: «Лада» из Тольятти вернулась в КХЛ

    Самарская область и «АвтоВАЗ» должны помочь создать конкурентную команду для топ-лиги
    Тольяттинская «Лада» третий раз вступает в КХЛ – на создание боеспособной команды мало времени, зато есть 1,4 млрд руб., часть из которых от родного «АвтоВАЗа» /Андрей Холмов и Елизавета Уткина

    Попали под оптимизацию 

    В Континентальной хоккейной лиге (КХЛ) с сезона 2023/24 будет на одну команду больше: возвращается «Лада» из Тольятти и, что уникально, делает это в третий раз. 

    «Лада» была в лиге дебютные для КХЛ два сезона, в первом даже вышла в плей-офф (проиграли первый раунд ЦСКА), но в 2010 г. клуб исключили, потому что он не предоставил финансовых гарантий на новый сезон, а репутацию уже заслужил спорную. Тогдашний гендиректор Вениамин Липский рассказывал о долгах в 300 млн руб. (из них около 60 млн – зарплаты игрокам), из-за которых пришлось создавать новое юридическое лицо, чтобы заявиться хотя бы в Высшую хоккейную лигу, на уровень ниже. 

    За сохранение места в КХЛ в Тольятти боролись – устраивали митинги, писали президенту РФ (тогда – Дмитрию Медведеву), но безуспешно. 

    Проблему «Лады» четко сформулировал вице-президент КХЛ Владимир Шалаев в эфире «Эха Москвы»: «Мне представляется неправильным насильно заставлять полюбить хоккей руководителей и представителей бизнеса Самарской области. Кто только ни помогал клубу: и правительство, и КХЛ. Все, что могли, мы сделали. Мы уверены, в Самарской области хоккей никому не нужен». 

    В итоге «Лада» пропустила четыре сезона в КХЛ, но вернулась в 2014 г. Правда, с похожими финансовыми проблемами. Бюджет не позволял собрать состав для полноценной борьбы за плей-офф, «Лада» четыре года подряд заканчивала вне топ-10 Восточной конференции, но второй раз исключили ее не за результаты. 

    КХЛ внедряла систему оптимизации: 27 команд лиги (сейчас с появлением «Лады» станет 23) оценивали в специально разработанном рейтинге, где учитывались экономическое состояние, эффективность работы, доля государственного финансирования, популярность у аудитории, инфраструктура и другие показатели. По итогам трехлетнего цикла «Лада» и ханты-мансийская «Югра», ставшие аутсайдерами рейтинга, с сезона 2018/19 лишились мест в КХЛ.  

    В лиге на уровень ниже «Лада» тоже не блистала: за четыре сезона только раз прошли раунд плей-офф, два раза проигрывали первую же серию, а в 2021 г. вообще туда не попали.  

    Под КХЛ состав команды придется радикально менять. 

    Гарантии на три сезона 

    У «Лады» будут деньги, чтобы укомплектоваться. Генеральный директор Александр Чеботарев после заседания совета директоров КХЛ, где приняли финальное решение, заявил, что клуб входит в лигу с бюджетом 1,4 млрд руб. И уточнил, что получится соблюсти баланс 50/50 – по регламенту лиги максимум половина средств может поступать из государственных источников. 

    Чеботарев рассказал, что вместе с Самарской областью финансирование «Лады» берут на себя компания «АвтоВАЗ» и региональный фонд поддержки спорта. Ранее он анонсировал, что на зарплаты в бюджете предусмотрят около 405 млн руб. (пол зарплат в КХЛ на сезон 2023/24), а вместе с премиями на игроков собираются потратить до 520 млн руб. 

    Генеральный директор «Лады» Александр Чеботарев обещает собрать конкурентный состав для КХЛ даже в условиях ограниченного бюджета и жестких сроков /ХК «Лада»

    В интервью «Ведомости. Спорту» генеральный директор клуба уточняет, что планку в 1,4 млрд руб. установили совместно с лигой как необходимую сумму для конкурентоспособности, а затем стали формировать бюджет из разных источников. 

    Подъем «Лады» в КХЛ подается в том числе как достижение губернатора Самарской области Дмитрия Азарова: после положительного решения КХЛ он напомнил, что пообещал жителям Тольятти сделать все для возвращения. Для полноты картины нужно помнить, что в январе 2018 г. он еще как временно исполняющий обязанности губернатора обещал сохранить «Ладу» в КХЛ. Новая попытка удалась. 

    Незадолго до совета директоров президент КХЛ Алексей Морозов в интервью «Матч ТВ» пояснял, что лига добилась от клуба не только гарантийных писем, касающихся финансирования, но и документов, подтверждающих работы по модернизации арены (представитель «Лады» рассказывал, что к началу сезона планируют уложиться, страховочный вариант – провести первые несколько матчей на выезде).  

    Причем бюджет, по словам Морозова, подтвержден не только на ближайший, а сразу на три сезона вперед: это важно еще и в том смысле, что через год пол зарплат планируют поднять до 450 млн руб. – он будет составлять половину от потолка. 

    «Финансовые гарантии предоставлены на определенную сумму. По нашим подсчетам, с похожим бюджетом уже есть клубы в КХЛ, показывая неплохие результаты. «Ладе» хватит средств, чтобы подписать игроков в пределах пола зарплат и выше», – оценивал тогда Морозов. 

    В апреле 2022 г. Чеботарев заявлял, что в «Ладе» обсуждали снижение действующих контрактов, потому что не ясно было, продолжит ли финансирование «АвтоВАЗ». В интервью «Ведомости. Спорту» сейчас он уточняет, что такое действительно было, но позже партнер выполнил все обязательства по контракту и более того – первым откликнулся на призыв губернатора Самарской области увеличить и объем финансирования, и срок гарантий (до трех лет), чтобы команда могла подняться в КХЛ. 

    В разговоре с «Ведомости. Спортом» директор по связям с общественностью «АвтоВАЗа» Сергей Ильинский отмечает, что финансовое участие компании в жизни клуба не прекращалось. 

    «Мы не подтверждаем, что на каком-то из этапов это сотрудничество прерывалось, даже несмотря на резкое падение российского автомобильного рынка на 78,5% в апреле 2022 г., – отмечает он. – Появление в Тольятти хоккейной команды и все ее достижения неразрывно связаны с «АвтоВАЗом» и нашим многолетним сотрудничеством. Даже в тех условиях предприятие оставалось социально-ориентированным и исполняло рекламный контракт с ХК «Лада». 

    Срочная комплектация 

    Ильинский добавляет, что сотрудничество «АвтоВАЗа» и «Лады» как организаций из Тольятти максимально органично, а автопроизводитель в силу возможностей продолжает поддерживать клуб вне зависимости от лиги, в которой он играет. Но подчеркивает, что география турниров, в которых принимает участие «Лада», позитивно влияет на автомобильный бренд. 

    После новостей о возвращении клуба в КХЛ компания еще раз проанонсировала специальную серию машин Niva Travel, ориентированную на хоккейную аудиторию. Она появилась на старте сотрудничества «АвтоВАЗа» с КХЛ в целом (о контракте объявили 30 ноября 2022 г.). В «АвтоВАЗе» уточнили для «Ведомости. Спорта», что планируют продать несколько тысяч таких машин в 2023 г. 

    Кроме того, в конце ноября «АвтоВАЗ» подписал спонсорский контракт с петербургским «Зенитом». Часть его активации – весенний розыгрыш автомобиля Lada среди болельщиков команды, оформивших Fan ID. Не раскрывая финансовых деталей, Ильинский обращает внимание, что компания не подписывает рекламных контрактов на крупные суммы. 

    «Они весьма умеренны в финансовом плане и не обременяют маркетинговый бюджет компании, – говорит он «Ведомости. Спорту». – К примеру, наше сотрудничество с «Зенитом» заключается в предоставлении клубу автомобилей. Затраченные средства возвращаются к нам в виде увеличения объема продаж». 

    «Лада» планирует привлечь дополнительные рыночные доходы и за счет контракта с партнером-букмекером, такие переговоры уже идут, отметил в интервью «Ведомости. Спорту» Чеботарев. «Пока рано говорить о конкретных суммах, но мы уже ощущаем, что аудитория клуба интересна букмекерам», – рассказывает он.  

    С игроками, которые выступали за «Ладу» в минувшем сезоне, клуб остается на связи, новый состав придется формировать в очень короткие сроки и практически в ручном режиме /Пресс-служба ХК «Дизель»

    Сейчас в приоритете – комплектация состава. «Ладе» придется собирать команду своими силами, потому что от идеи драфта расширения в КХЛ отказались еще в сентябре 2022 г., когда только началась работа над возвращением команды в лигу. В ноябре спортивный директор клуба Игорь Масленников заявлял, что с просьбой о драфте обратятся снова, но в итоге эту идею не одобрили. 

    Такую процедуру в КХЛ впервые провели в 2011 г., когда после авиакатастрофы возрождали ярославский «Локомотив», повторяли в 2013 г. при вступлении в лигу владивостокского «Адмирала» и через год при появлении ХК «Сочи». Тогда эти клубы могли выбирать по игроку из других команд, выставленных для этой процедуры. 

    Дополнительные сложности для «Лады» создают и сроки: к концу апреля, когда клуб может начинать оформление контрактов, на рынке уже мало доступных игроков – большинство востребованных хоккеистов получили предложения. И все же в Тольятти рассчитывают на состав, который позволит бороться за выход в плей-офф. 

    Еще предстоит решить проблему с закреплением прав на игроков, рассказывает Чеботарев. У «Лады» пока нет доступа в Центральное информационное бюро КХЛ (ЦИБ), где регистрируются все контракты. 

    «Мы с лигой сейчас обсуждаем, как выйти из ситуации, – говорит гендиректор «Ведомости. Спорту». – Пока ведем только переговоры с игроками, которые нас заинтересовали, они ждут. В мае должны получить пароли от ЦИБа, тогда будем заниматься подписанием контрактов, отправлять квалификационные предложения».  

    С игроками, которые выступали за «Ладу» в этом сезоне, клуб договорился оставаться на связи, чтобы пригласить их в команду нового уровня или на просмотровый контракт, если в этом будет заинтересован новый тренер, объясняет Чеботарев. Кто возглавит команду, «Лада» пока не объявила, но руководители уже проанонсировали, что хотят видеть на этом посту человека с тольяттинским прошлым.