Сменил имя на бренд, осуществил мечту принцессы и стал первым тонганцем на зимних Играх. История Бруно Банани

    Один из самых противоречивых олимпийцев в истории
    Саночник Бруно Банани стал первым тонганцем в истории зимней Олимпиады /Getty Images

    История зимних Олимпиад помнит множество экзотичных участников: ямайских бобслеистов, доминиканских лыжников, филиппинского фигуриста. Но не каждый спортсмен, дебютирующий на Играх, получает ярлык «извращенной маркетинговой идеи». Эти слова принадлежат президенту Международного олимпийского комитета (МОК) Томасу Баху. Он произнес их в отношении Бруно Банани, который стал первым участником зимней Олимпиады из королевства Тонга.

    Почему Бах так резко отреагировал на исторический момент для этого островного государства? Как Бруно Банани использовал маркетинговую хитрость для попадания на Сочи-2014? «Ведомости. Спорт» рассказывает историю сына тонганского фермера, впервые увидевшего снег только в 21 год.

    Прошел кастинг и согласился сменить имя ради Олимпиады

    В 2008 г. сестра короля Тонга Тупоу VI принцесса Салоте Мафиле'о Пилолеву загорелась идеей участия страны в зимних Играх. Она вдохновилась примером князя Монако Альбера II, который развил в своем государстве бобслей и сам пять раз участвовал в Играх.

    Для прославления Тонга на мировой арене был выбран санный спорт. В январе 2008 г. по заказу принцессы в королевство прибыли создатели этого вида спорта — немцы. Маркетинговое агентство Makai Europe, базирующееся в Лейпциге, должно было провести кастинг кандидатов и подготовить одного к выступлению на Играх-2010 в Ванкувере. Выбрать будущего саночника предстояло генеральному директору Makai Europe Матиасу Иле и тренеру по санному спорту Исабель Барщински.

    После прохождения теста на физподготовку и проката на импровизированных «санях» были выбраны два кандидата — военнослужащий Таниелу Туфугу и студент-программист Фуахеа Семи (будущий Бруно Банани). Они должны были отправиться в Германию на обучение санному спорту и подготовке к отбору на Олимпиаду.

    «Я бы выбрала того в серой футболке (Семи — «Ведомости. Спорт»). Потому что он единственный, кто не попросил надеть на него шлем. Не думаю, что это самомнение — просто смелость. А еще, на второй попытке его голова находилась ниже, чем у остальных», — сказала немецкий тренер Барщински после кастинга — соответствующий видеофрагмент есть в документальном фильме Being Bruno Banani («Быть Бруно Банани»).

    Для участия в Играх нужно было выполнить два основных условия: создать в королевстве Тонга национальную федерацию санного спорта и пройти квалификацию на соревнованиях. Для выполнения второго критерия саночнику необходимо набрать пять очков на пяти этапах Кубка мира. Одно очко дается, если спортсмен добрался до финиша без крушения, вне зависимости от времени попытки.

    На подготовку двух спортсменов к Олимпиаде потребовались бы большие траты — пойти на них королевство было не готово. Вполне возможно, именно по этой причине военнослужащий Туфугу в дальнейшей истории не упоминается. Готовить к стартам стали только Семи.

    «Мне на 100% нравится идея принцессы о дебюте королевства Тонга на зимних Играх, но, к сожалению, страна не настолько богата, чтобы оплатить весь проект: зарплата тренера, расходы на перелеты, инвентарь, проживание, и даже наше агентство — нам ведь тоже нужны деньги. То, что могут дать тонганцы, просто мало», — рассказывал в документальном фильме гендиректор Makai Europe Матиас Иле.

    Тогда компания пошла другим путем и придумала маркетинговую хитрость — изменить имя и фамилию студента на название известного бренда нижнего белья Bruno Banani и предложить производителю сделку: спонсирование подготовки к Играм взамен на бесплатную рекламу на инвентаре, форме и ... в паспорте спортсмена.

    До превращения в Бруно Банани тонганец носил имя Фуахеа Семи и был студентом-программистом /Mighty Paul Tu'ivai / Youtube

    На идею сменить имя студент отреагировал спокойно: «Если это единственный способ, то это я не против. Если это поможет мне с моим будущим, моей жизнью, поможет моей семье, я согласен». А тонганцу было, кому помогать. Отец Семи — фермер, выращивающий кокосы. Мама студента поборола рак крови. Вместе с семьей также живет младшая сестра Фуахеа.

    Упустил возможность попасть на Игры в Ванкувере

    В Германии Банани начал тренироваться под старым именем — в Тонга еще работали над изменением его паспорта. Дорога Бруно к Олимпиаде началась с постепенного продвижения к вершине трека: для исключения риска травм немцы посоветовали тонганцу дебютировать на 11-м повороте трассы. На этом уровне начинают тренироваться 10-летние саночники. Банани предстояло последовательно подняться по треку, добравшись до высоты юниорских стартов, затем женских, и, наконец, мужских. Чтобы получить разрешение перейти на новый уровень, Бруно должен был несколько раз доехать до финиша без крушений и травм.

    Весь этот путь 21-летний Банани должен был проделать за короткий срок: тонганец прибыл в немецкий город Альтенберг в январе 2009 г., за 13 месяцев до начала Олимпиады в Ванкувере. Для профессионалов в санном спорте задача, стоящая перед Банани, выглядела безумной.

    «Он (Бруно) немного чокнутый. Безумство — это одна вещь. Безумные вещи — это нормально. Но чокнутые штуки — другое дело, — говорил в фильме Being Bruno Banani тренер сборной Норвегии по саням Кристиан Пфальц. — Когда люди поздно приходят в санный спорт — это может быть опасно. Не так просто их научить. Это можно понять в сравнении с другими. Они начинают в районе 10-12 лет, у них 10-летнее преимущество. Спортсмены делают около двухсот попыток в год, значит у них на 2000 попыток больше, чем у тебя. А в санном спорте все сводится к количеству попыток».

    Тонганец стал быстро изучать мастерство саночника. За первую неделю Бруно добрался до высоты юниорских стартов — это половина всего трека. Банани подошел к делу как профессионал, хотя за всю жизнь занимался только регби.

    «Я просыпаюсь утром, и единственная вещь, о которой я думаю, это тренировка: что я буду делать, что поможет мне стать лучше. Так получается, что моя повседневная жизнь полностью завязана на санном спорте», — рассказывал Бруно.

    В апреле 2009 г. в королевстве Тонга выполнили обязательство и открыли федерацию санного спорта, утвержденную МОК. Благодаря этому Семи начал тренироваться под эгидой Международной федерации санного спорта (FIL) вместе со спортсменами из стран, в которых нет своих команд.

    В мае этого же года для Фуахеа Семи был подготовлен новый паспорт — теперь его официально стали звать Бруно Банани. Для немецкого агентства это стало большой победой. Оставалось только договориться с брендом Bruno Banani. Агентство организовало встречу Банани с основателем компании Вольфгангом Ясснером и презентовало тонганца.

    Рекламная кампания с участием Бруно Банани /TV Tonga Studios

    В это же время Бруно продолжал идти к цели. Он добрался до высоты женских стартов на треке в канадском Калгари и стал готовиться к полноценному дебюту на олимпийской трассе в Уистлере, где планировались соревнования в Ванкувере-2010. Этот трек оказался очень опасным — в день открытия Олимпиады на ней разбился грузинский саночник Нодар Кумариташвили.

    «Это безумие, что люди в принципе спускаются оттуда вниз, — отмечал двукратный чемпион мира, немецкий саночник Феликс Лох. — Иногда мы говорили «нет» и не позволяли людям выходить на трассу. Если бы мне предложили начать карьеру только сейчас, я бы не согласился. Особенно, если мне около 20 лет, и я только начинаю в санях».

    Бруно удалось добраться до профессиональных стартов меньше, чем за год. Уже к ноябрю 2009 г. он подготовился к этапу Кубка мира в Калгари. Исполнительный директор FIL Хартмут Кардец признал достижение Банани особенным: «Мы никогда не видели такого быстрого прогресса. Обычно ты регистрируешься, тренируешься два-три года, а через четыре-шесть лет можешь попробовать отобраться на Олимпиаду. Такого прыжка в развитии в санном спорте еще никогда не было».

    Банани успешно добрался до финиша на треке в Калгари, заняв 41-е место. К этому времени одноименный бренд согласился спонсировать Бруно — логотип компании появился на униформе и инвентаре тонганца. После еще трех заездов Банани осталось преодолеть последний трек для квалификации на Игры в Ванкувере. От успешности этого выступления зависели его шансы попасть на Олимпиаду — почти 100% или 0% в случае крушения.

    Тонганец не справился с особенностью трека около немецкого озера Кенигсзе: на одной из прямых идет резкая дуга, после которой нужно быстро направить сани вниз, чтобы удержаться. Бруно агрессивно пошел по дуге, но не справился с управлением и вылетел из саней. Его увезли в госпиталь и диагностировали сотрясение мозга.

    «Я будто бы все потерял. Такое чувство, правда, будто я всех подвел. Я ничего не хочу: ни возвращаться домой, ничего. Я просто хочу потеряться. Но это ничего не поменяет. Это жизнь», — рассказывал Банани после произошедшего.

    Вскоре умерла мама Бруно. Но тонганец не остановился и продолжил тренироваться. Участие в рекламной кампании Coconut Powered от Bruno Banani обеспечило продолжение спонсорства.

    Бруно Банани после встречи с фанатами на этапе Кубка мира по санному спорту /TV Tonga Studios

    Разоблачение личности Бруно Банани не помешало ему отобраться в Сочи

    Банани продолжил развиваться под руководством тренеров сборной Германии и в 2011 г. принял участие в чемпионате мира в итальянской Чезане. Постепенно имя Бруно стало все чаще появляться в СМИ — о нем говорили в немецких газетах, его обсуждали на немецком телевидении. И в начале 2012 г. правда вылезла наружу — немецкая газета Der Spiegel опубликовала расследование, после которого стало известно, что настоящее имя Бруно Банани — Фуахеа Семи. «Это почти как оскорбление человеческого достоинства», — отреагировал на новость вице-президент МОК Томас Бах.

    Историю Бруно Банани стали называть постановочной, но в королевстве Тонга не обратили внимания на реакцию общественности. «Люди меняют имена по причине. Мистер Том Харри сменил фамилию на Круз, потому что так звучнее. Мохаммед Али перестал быть Кассиусом Клеем, потому что так звучнее. По той же причине у нас есть санный спорт, и у нас есть Бруно», — сказала представитель королевской семьи Тонга Леафа Матаэле Ваврик.

    Национальный олимпийский комитет Тонга также не видел проблем в смене имени, а спортивный юрист Кристиан Крэе назвал маркетинговый ход «умным», не согласившись с трактовкой Баха. При этом болельщики на трибунах поддерживали экзотичного спортсмена на пути к Олимпиаде в Сочи-2014.

    В декабре 2013 г. состоялся заключительный этап квалификации на Игры в России — Банани успешно выступил на трассе в США. После пяти отборочных стартов Бруно нужно было войти в топ-38 атлетов, чтобы гарантированно попасть на Олимпиаду. Тонганец занял 33-е место и квалифицировался в Сочи.

    Банани осуществил мечту принцессы королевства Тонга и выступил на Олимпиаде в Сочи-2014 /ZUMAPRESS.com

    На Играх он стал 32-м. После этого успеха Банани попытался квалифицироваться на Олимпиаду-2018 в Пхенчхане, но сделать этого не смог. Кроме него больше никто из королевства Тонга не пробивался на зимнюю Олимпиаду. Бруно Банани навсегда вошел в историю как один из самых экзотичных и противоречивых спортсменов в истории Олимпиад.

    Другие материалы в сюжете