Особенности работы реестра российского ПО

С 2016 года в него включено более 19 000 программных продуктов
Евгений Разумный / Ведомости

В реестре отечественного ПО содержатся тысячи продуктов. Но это не значит, что включение каждого из них говорит об успехах в области импортозамещения в этой области.

C 2016 г. в реестр отечественного программного обеспечения было включено более 19 000 программных продуктов от более чем 7000 правообладателей. Включение софта и программно-аппаратных комплексов в реестр позволяет получить доступ к льготам, продавать решения без НДС и дает возможность участвовать в госзакупках. Но эксперты сходятся во мнении, что стек решений перекрывает потребности импортозамещения исключительно формально. В реестре представлены однотипные продукты, многие из которых не имеют истории внедрения, основаны на одних и тех же решениях с открытым исходным кодом (open source). В то время как отрасль нуждается в узкоотраслевых программах, совместимых с отечественным аппаратным обеспечением.   

Есть, но не все

По данным Минцифры, в 2022 г. в реестр российского ПО включили 3728 решений, а в 2023 г. – уже 4333. В то же время и исключений было в три раза больше: в 2022 г. из реестра исключили 250 решений, а 2023 г. – 792. Большая часть из них, около 600, – однотипные записи от одной компании, т. е. исключили отдельные наименования и собрали под одной реестровой записью, пояснил представитель министерства. 

Хотя реестр российского ПО содержит уже несколько десятков тысяч наименований решений, но полноценных аналогов западным разработкам по некоторым направлениям все еще нет, обозначает проблему партнер, лидер практики технологического консультирования ДРТ Тимофей Хорошев. Например, системы класса PLM (Product Lifecycle Management – управление жизненным циклом изделия) в машиностроительной области пока не могут быть полностью импортозамещены. Только в октябре 2023 г. Объединенная двигателестроительная корпорация начала тестирование российского аналога. 

Недостает узкоспециализированных решений и компонентов, продолжает руководитель подразделения по разработке системного и встраиваемого ПО «Ауриги» Денис Тюрин. Например, существует множество настольных и серверных дистрибутивов Linux, но отсутствуют встроенные операционные системы или операционные системы реального времени (RTOS), специализированные и сертифицированные для медицинских устройств, автомобильной промышленности и авиации, перечисляет он.  

Недостаточно представлены в реестре решения цифровых двойников промпредприятий, говорит генеральный директор «Станкосервис» Василий Чуранов. Нет в реестре выбора графических и видеоредакторов и интегрированных средств разработки, говорит руководитель продуктового направления Innostage Евгений Федоров.

На российском рынке не хватает систем для управления разработкой и хранения дистрибутивов, средств автоматизации сборки, перечисляет руководитель производственного блока нового российского вендора НОТА (холдинг Т1) Юрий Мацыгин.

Правила реестра

Сейчас для желающих включить свой продукт в реестр российского ПО действуют строгие правила. Правообладатели из иностранных государств либо организации, владельцами которых являются иностранцы более чем на 50%, не смогут включить свои решения, указывает юрист «Афонин, Божор и партнеры» Олег Дульский. Также зарубежные граждане не могут участвовать в гарантийном обслуживании, технической поддержке и модернизации включаемой в реестр программы.

Минцифры не реже одного раза в год проверяет сведения, содержащиеся в реестре, продолжает Дульский. По результатам проверки ведомство может сообщить правообладателю о необходимости исправить ту или иную информацию, например актуализировать ссылки на пользовательскую документацию. Если правообладатель не выполняет запрос, доступ к реестровой записи ограничивается на 30 дней. По истечении срока Минцифры исключает запись о ПО из реестра, если в нее не было внесено изменений, объясняет юрист.

Также о несоответствии требованиям реестра в Минцифры могут сообщить третьи лица, говорит Дульский. Так, в ноябре 2023 г. «Ростелеком» обратился в Минцифры с просьбой проверить операционную систему «Ред ОС М» на предмет соответствия ее технических компонентов требованиям законодательства. Отдельным основанием исключения может быть предоставление подложных документов. Например, по этой причине программный комплекс Ankey SIEM от «Газинформсервиса» был исключен из реестра, после переработки решение вернулось в реестр.

Попасть обратно в реестр можно после повторной подачи и рассмотрения заявления, напоминает Дульский. По общему правилу заявление можно подать сразу, однако если программу исключили из-за предоставления недостоверных сведений или подложных документов, подать его можно будет только через год после исключения, говорит юрист. Опыт показывает, что при смене правообладателя продукта и несвоевременном обновлении сведений происходит исключение из реестра, обращает внимание руководитель направления производственных решений АСКОН Михаил Пономаренко. Для того чтобы попасть обратно, нужно вновь собрать документы и подать их на рассмотрение комиссии, которая собирается раз в месяц, говорит он.

В целом же основные проблемы у заявителей возникают не с технологическим стеком, который необходимо использовать, и не с доказыванием долей российских бенефициаров, а с большим комплектом документов, который необходимо подготовить, часть из которых является формальной, обращает внимание патентный поверенный РФ Борис Герасин. Таким образом, заявитель 30% документов готовит просто потому, что «надо». Еще одной проблемой является субъективное толкование экспертизой некоторых положений методических рекомендаций, за счет чего от эксперта к эксперту может разниться комплект документов, объясняет он.

Лицензионная чистота

Сейчас Минцифры рассматривает возможность ужесточения требований к включаемому в реестр ПО, знает директор по развитию и цифровой трансформации РДТЕХ Евгений Осьминин. Существующие формальные требования постепенно дополнятся рядом критериев: функциональностью, количеством внедрений, технологическим стеком, наличием сервисов поддержки и т. д., перечисляет он. 

Особое внимание уделяется критериям совместимости программного обеспечения с отечественным аппаратным обеспечением, продолжает эксперт. Например, в начале декабря 2023 г. «Коммерсантъ» со ссылкой на источники писал о том, что уже в I квартале 2024 г. в реестре могут появиться две категории софта. В одну выделят поставщиков, которые докажут «достаточный уровень переработки» ПО, основанного на компонентах open source, обеспечат совместимость с российскими процессорами и браузерами и обучение пользователей. Они смогут пользоваться всеми преференциями. Софт второй части реестра сохранит только налоговые льготы.

Проблема реестра в том, что туда легко попадают недобросовестные разработчики, которые перепродают open source решения без дополнительных доработок продукта, говорит генеральный директор российского объектного хранилища Platformcraft Антон Аплемах. Такая практика демпингует рынок отечественных разработок и тормозит процесс развития самописных решений. К тому же часть из спектра компонентов ПО может попасть под санкции или просто исчезнуть с рынка, предупреждает исполнительный директор ВИСТ Николай Годунов.

Действительно существует распространенная практика включения в реестр СПО-продуктов (свободного ПО) с минимальным объемом доработок, подтверждает генеральный директор «МойОфис» Павел Калякин. «Мы считаем, что это не только нечестная конкуренция, но и серьезные риски в части информационной безопасности, доступа к данным и гарантии непрерывности бизнес-процессов для организаций, выбравших такие решения. Рано или поздно вопрос лицензионной чистоты станет головной болью как для заказчиков, так и для разработчиков, создававших свои продукты без оглядки на положения лицензий СПО», – сетует он. 

Заказчики опасаются ситуаций, при которых из реестра будет исключено используемое ПО, а все инвестиции будут «выброшены в мусор», говорит генеральный директор АНО «Национальный центр компетенций по информационным системам управления холдингом» Кирилл Семион.

Нужна модернизация

Сейчас реестр выглядит как список продуктов без подробных сведений о характеристиках, наличии пробных версий, уровне поддержки, стоимости и особенностях лицензирования, отмечает Денис Тюрин из «Ауриги». Указание в реестре возможности интеграции IT-решений в экосистему сильно бы стимулировало поток обращений к правообладателям, добавил GR-директор PIX Robotics Сергей Вотяков. Также стоит добавить отраслевую сегментацию для упрощения поиска нужного продукта, добавляет генеральный директор BSL Сергей Костин.

Еще одна проблема заключается в широком толковании классов ПО, из-за чего некоторые важные виды софта упускают из внимания, словно их не существует вовсе, говорит заместитель генерального директора Postgres Professional Иван Панченко.

Пока что реестр российского ПО напоминает data-lake, или неструктурированный массив данных, говорит старший менеджер практики «Стратегия роста и продаж» «Рексофт консалтинга» Антон Зуевич. Он выполняет функцию списка одобренных ПО и ПАК, но не выполняет функцию конфигуратора или маркетплейса, где можно подобрать нужную программу. Такой маркетплейс очень поможет заказчикам, поможет развитию реестра и внедрению системы рейтингов разработчиков и отзывов пользователей, предлагает эксперт. Это даст отрасли толчок к созданию качественных продуктов, соответствующих потребностям рынка, резюмировал он.