Как будет развиваться отрасль беспилотников

Добиться технологического прогресса в ней помогает нацпроект «Беспилотные авиационные системы»
Пресс-служба ГК «Транспорт будущего»
Пресс-служба ГК «Транспорт будущего»

Технологический прогресс кардинально изменил роль беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Раньше они использовались в основном для аэрофотосъемки, а сейчас берут на себя задачи во множестве областей. Фермерам дроны помогают мониторить посевы и бороться с вредителями, строителям − создавать 3D-модели местности, а энергетическим компаниям − проверять и даже ремонтировать линии электропередач.

Служат они и государству. Так, Росреестр с их помощью составляет карты местности и выявляет нарушения, Россельхоз мониторит состояние лесов. Спасателям БПЛА с тепловизорами помогают находить пропавших или попавших в беду.

Использование дронов безопаснее, а кроме того, оно снижает затраты на инспекции по сравнению с использованием традиционных методов, например вертолетов.

Ключевая сфера

К 2030 г. Россия должна стать лидером по развитию сферы БПЛА – такую задачу в январе поставил президент Владимир Путин. «Для этого на отечественной технологической и производственной платформе – как внутри страны, так и за её пределами – предстоит создать мощную индустрию, инфраструктуру и систему сервиса беспилотников. Эта сфера призвана стать одной из ключевых в технологическом развитии России», − говорил Путин (цитата по kremlin.ru).

В 2024 г. беспилотные авиационные системы выполнили почти 20 674 полетов в сельском хозяйстве, логистике, а также для выполнения авиационных работ (в частности, мониторинга и аэрофотосъемки) в рамках экспериментальных правовых режимов, рассказывал «Ведомостям» директор департамента цифрового развития и экономики данных Минэкономразвития Владимир Волошин. В 2022 и 2023 гг. вместе взятых был совершен лишь 31 полет, отмечал он.

При этом возможности для применения дронов в России отнюдь не исчерпаны, говорят опрошенные изданием «Ведомости. Промышленность» эксперты. «Сейчас их потенциал используется в лучшем случае на 10-15% − и то только за счет мониторинговых миссий», − рассказывает генеральный директор и основатель разработчика программного обеспечения для дронов «Флай Дрон» Никита Данилов.

Более широкому их применению мешает страх потерять технику и потраченные на нее деньги, рассуждает коммерческий директор разработчика беспилотников «Лаборатория будущего» Павел Каменев. Кроме того, для управления беспилотниками нужна соответствующая квалификация.

Ситуацию поможет изменить национальный проект «Беспилотные авиационные системы». По итогам первого года реализации он продемонстрировал почти стопроцентное выполнение показателей, сообщал в июне премьер-министр Михаил Мишустин. Председатель правительства отмечал, что такого результата удалось достичь благодаря слаженной работе частного бизнеса, государственных корпораций и научных организаций.

Цель на независимость и новые рынки

Цель нацпроекта − обеспечить технологическую независимость и сформировать новые рынки беспилотных авиационных систем (БАС), говорится на сайте правительства. Достичь ее предполагается, в частности, через формирование системы сертификации БАС, организацию серийного производства, создание необходимой для эксплуатации инфраструктуры, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), а также обеспечение притока высококвалифицированных кадров в эту индустрию.

«Компании часто сталкиваются с ограничениями ресурсов, рисками регулирования и неопределенностью рынка, поэтому государственная поддержка является критически важной для развития и роста сектора», − подчеркивает Вячеслав Чундышко, руководитель направления «Аэронет» в Майкопском государственном технологическом университете.

Нацпроект «Беспилотные авиационные системы» позволяет разработчикам дронов получить грант в размере до 100 млн руб. на оформление конструкторской документации или до 250 млн руб. на сертификацию нового беспилотного аппарата, говорится на портале «Национальныепроекты.рф.» При этом разработчики и производители дронов могут компенсировать часть недополученной прибыли − до двух млн руб. за каждый проданный с дисконтом аппарат, а также брать беспилотники в лизинг по льготной ставке от 3,5 до 8,5% годовых.

Это приносит свои плоды. В прошлом году производство гражданских беспилотников выросло в 2,5 раза – до 16 400 единиц, отчитывался Минпромторг. Во многом такая динамика связана с тем, что разработкой БАС стал заниматься малый и средний бизнес, для которого важны меры господдержки. В прошлом году ими воспользовался почти каждый третий производитель дронов, писал ТАСС (16+) со ссылкой на данные Корпорации МСП.

Дрон на площадке

Рост производства дронов потребует развития инфраструктуры. Именно поэтому к 2030 г. Росавиация по нацпроекту планирует оборудовать в российских регионах 290 посадочных площадок для эксплуатации беспилотников. На первом этапе, в 2025 г., они появятся в 16 субъектах, включая Москву, Санкт-Петербург, Новгородскую область, Ханты-Мансийский автономный округ, Республику Татарстан.

Создание площадок позволит дронам безопасно взлетать и садиться, а операторам − отслеживать их действия и местоположение. Там же можно будет установить зарядные станции и оборудовать зоны для обслуживания дронов.

Еще одна инфраструктурная мера поддержки − развитие региональной сети научно-производственных центров (НПЦ). На создание НПЦ можно получить от государства субсидии на покупку оборудования и строительство помещений в размере до одного млрд руб.

Статус НПЦ уже есть у 27 субъектов, из них 15, включая Москву, Санкт-Петербург, Московскую и Томскую области, присоединились к программе в 2024 г. На базе региональных центров работают около 400 резидентов. Они могут компенсировать до 90% затрат и по созданию БАС, говорил генеральный директора Корпорации МСП Александр Исаевич.

Кадры для отрасли

Среди других ключевых мероприятий нацпроекта − обеспечить приток высококвалифицированных кадров в сфере разработки, производства и эксплуатации БАС, говорится на сайте правительства. «Только в этом году потребность отрасли БАС в кадрах оценивается в 30 000 специалистов − нужно наращивать темпы», − заявлял в июне замглавы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев.

Сервис «РосНавык» в 2024 г. проанализировал рынок труда в сфере БАС и БПЛА. Он выяснил: в России на тот момент было открыто 3797 вакансий в указанных сферах, больше всего в Центральном, Северо-Западном и Приволжском федеральных округах. А самыми востребованными у работодателей были операторы БАС. За 1,5 года, предшествовавших исследованию, потребность в специалистах выросла в четыре раза, отмечал сервис.

Развитие отрасли и локализации сдерживает и нехватка специалистов с навыками в разработке и эксплуатации компонентов БАС, таких как винтомоторные группы и электродвигатели, говорил в выступлении на конференции «Ведомостей» исполнительный директор НПО «Андроидная техника» Евгений Дудоров. Он отметил, что компании часто вынуждены самостоятельно обучать сотрудников, так как образовательные учреждения пока не успевают за требованиями рынка.

В 2025 г. по нацпроекту «Беспилотные авиационные системы» планируется обучить не менее 5 000 таких специалистов. Сегодня пойти учиться можно в один из 73-х аккредитованных учебных заведений, среди которых Университет Иннополис, Московский авиационный институт и другие ведущие вузы страны.

Чтобы заниматься производством беспилотников, необходимо получить лицензию и разрешение на деятельность. В России уже не первый год идет реформа — проект по упрощению выдачи лицензий и разрешений. Ежегодно в стране оформляется порядка миллиона таких документов. Сегодня все данные можно получить на «Госуслугах». Количество документов, которые нужны для получения лицензий, уменьшилось в два раза, а для разрешений — в 1,5 раза.

Социальная реклама, автономная некоммерческая организация «Национальные приоритеты»

Erid:2VfnxxwhG3r

АРХИВ