Единый фронт: год коренного перелома в борьбе с мошенничеством – сессия в дни ПМЭФ-2025
«Ведомости. Инновации и технологии» собрали ключевые высказывания участников сессии о противостоянии кибермошенникамНа летней площадке «Т-Двора» прошла сессия «Единый фронт: год коренного перелома в борьбе с мошенничеством». На ней обсуждалось противодействие кибермошенничеству, в частности создание единой антифрод-платформы с участием банков, операторов связи и госорганов. О чем говорили участники сессии, ‒ в материале «Ведомости. Инновации и технологии».
Законодательные инициативы и координация
2025 г. стал переломным благодаря принятию закона №41-ФЗ, который ввел обязательную маркировку звонков, ограничил передачу сим-карт и дал россиянам право отказаться от спама, отметил на сессии первый зампредседателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Артем Шейкин.
«Благодаря слаженной работе государства, регуляторов и бизнеса мы создали настоящий единый фронт защиты», ‒ подчеркнул сенатор. В ближайшее время ожидается второй пакет законов, в том числе об ответственности за преступления с использованием искусственного интеллекта, добавил он.
Председатель комитета Госдумы по информационной политике Сергей Боярский рассказал, что самозапрет на выдачу онлайн-кредитов уже оформили более 11 млн россиян, а с апреля 2025 г. введен лимит на выдачу сим-карт ‒ не более 20 на человека. Банки и госорганы больше не смогут связываться с гражданами через иностранные мессенджеры, обратил внимание депутат.
Начальник управления по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий (УБК) МВД России Филипп Немов сообщил, что после ликвидации схем с подменой номеров злоумышленники все чаще используют виртуальные АТС и мессенджеры для атак. По словам замначальника следственного департамента МВД Даниила Филиппова, киберпреступления составляют уже 40% всех преступлений, а общий ущерб за пять месяцев 2025 г. вырос на 20% и достиг 81 млрд руб.
Технологии и государственная система
Россия должна развивать собственные технологии на базе искусственного интеллекта для защиты от мошенничества, особенно для операторов связи без собственных антифрод-систем, подчеркнул замминистра цифрового развития Александр Шойтов. Он сообщил о запуске новой государственной информационной системы, которая объединит банки, операторов и госорганы. Чиновник также подчеркнул необходимость координации усилий для информирования граждан о видах фрода.
Руководитель центра экосистемной защиты «Т-Банка» Олег Замиралов рассказал, что 60% мошеннических звонков сейчас совершаются через мессенджеры, а для противодействия этому необходимы совместные технологические усилия операторов и банков. «Решения на основе ИИ, которые анализируют звонки, – обязательный элемент защиты граждан от телефонного мошенничества, истории с черными списками не сопоставимы по эффективности с ИИ-технологиями. Мы сделали из нашего продукта по защите от мошенников – «Нейрощита» – коробочное решение и уже протестировали его с коллегами из «Билайна», – заявил он. Замиралов отметил, что защищать граждан от телефонного фрода нужно с помощью технологичных решений в единой связке оператора с банком.
Директор по управлению уровнем фрода «ВымпелКома» Петр Алферов подтвердил эффективность совместной работы. «Это действительно хороший инструмент. Мы видим, что уровень детектирования мошенников достаточно высокий. С Т-банком работаем над прототипом единой базы мошенников, к этому также подключаются другие компании», ‒ сказал он.
Алферов также отметил, что характер атак изменился, они могут начинаться с телефонного звонка, но продолжаться в мессенджерах, в которых уровень защиты ниже. «Мы наблюдаем за двумя метриками. Первая – жалобы на мошеннические звонки, то есть абонент понял, что это мошенник, и сообщил нам или банку, что попытка мошенничества состоялась. По этой метрике мы видим, что распределение между звонками 55% в телефоне и 45% в мессенджере. Вторая метрика ‒ это количество успешных атак, то есть когда звонок закончился потерей денег. И там статистика совсем другая: 81% успешных атак происходит в мессенджерах и 19% в телефоне. Мы видим, что через телефонию дозвониться гораздо сложнее, а через мессенджеры препятствий, чтобы достать свою жертву, практически нет», ‒ подчеркнул он.
Директор по продуктовому развитию «Солара» Владимир Бенгин призвал к созданию публичных рейтингов эффективности операторов в борьбе с мошенничеством.