Наталья Попова: «Культура становится важным элементом инновационной экосистемы»

Первый заместитель гендиректора «Иннопрактики» – о науке, бизнесе и культуре
компания Медиа Миры
компания Медиа Миры

Технологическая революция набирает обороты в России, и ее локомотивами становятся компании, которые успешно соединяют фундаментальную науку с коммерческим успехом. Наталья Попова, первый заместитель генерального директора компании «Иннопрактика» и общественный омбудсмен в сфере защиты прав высокотехнологичных компаний-лидеров, в интервью «Ведомости. Инновации и технологии» рассказала о том, за счет чего компании становятся лидерами технологического прорыва и как формируется будущее российской инновационной экономики.

– Насколько крепки сейчас связи между наукой и бизнесом? Как изменилась ситуация за последние несколько лет?

– Произошло качественное укрепление этих связей. Еще лет 10–15 назад часто существовал разрыв между научной идеей и ее коммерциализацией. Сегодня мы видим в нашей стране выстраивание полноценной системы, обеспечивающей трансфер науки в бизнес.   

Мы целенаправленно выстраиваем коммуникации между научным сообществом и бизнес-средой с 2012 г., выявляя потребности бизнеса в инновациях и находя для них эффективные решения у исследователей. Начинали с того, что собирали команды ученых под конкретные задачи крупного бизнеса. Этот формат – выполнение НИОКР – успешно работает до сих пор.

Со временем мы поняли, что важно не только создать технологию, но и грамотно ею распорядиться. Так у нас появилось отдельное направление по управлению интеллектуальной собственностью. Следующим этапом стало создание в 2018 г. Следующим этапом стало создание в 2018 г. «Инновационного инжинирингового центра», входящего в экосистему «Иннопрактики». Он специализируется на «доращивании» отечественных разработок до стадии, когда они готовы к внедрению. Эволюция этого подхода привела нас к поддержке уже зрелых технологических лидеров – «национальных чемпионов».   

После того как проект «Национальные чемпионы» был завершен в качестве ведомственного (в 2016–2019 гг. его вело Минэкономразвития РФ), самые активные его участники создали «Ассоциацию национальных чемпионов», и мы поддержали их. Примерно тогда же был учрежден институт общественного омбудсмена по защите прав высокотехнологичных компаний-лидеров.

– А чем «национальные чемпионы» так важны в цепочке, связывающей науку и бизнес?

– По сути, эти компании и есть воплощение тесной связи науки и бизнеса: они имеют собственные НИОКР, ориентированы на создание наукоемких продуктов и демонстрируют впечатляющие темпы роста. В среднем ежегодный темп роста их выручки за последние три года ориентировочно составляет 30%.

Примечательно, что часть национальных чемпионов вышла из университетских лабораторий, стартапов. В качестве примера можно привести группу компаний «Унихимтек», которая была создана на базе лаборатории МГУ и успешно занимается производством композитных материалов для разных отраслей, включая авиацию и космос.

Еще один пример роста на базе собственных разработок – история компании «Моторика», российского лидера в сфере протезирования и средств реабилитации, в том числе с помощью нейротехнологий, которая сейчас выходит на международный уровень.  

ГК «Геоскан» совместно с Томским государственным университетом открыли студенческое конструкторское бюро «ГеосканТОМСК» на базе факультета инновационных технологий.

Производитель промышленных систем электрообогрева (СЭО) группа компаний «Специальные системы и технологии» (ССТ) делится знаниями и опытом своих экспертов в рамках образовательного проекта «Академия электрообогрева». Кроме того, ГК «ССТ» запустила ежемесячный онлайн-семинар по предпроектному инжинирингу и помогает обучающимся решать нестандартные задачи для реализации проектов на предприятиях нефтегазового комплекса, нефтехимической и химической отраслей.

Компания «Аргус-Спектр», работающая в сфере разработки и производства беспроводных систем безопасности, основана в 1993 г. в Санкт-Петербурге учеными Политехнического университета. Сотрудничество с ведущими вузами Санкт-Петербурга позволяет заводу применять в своих разработках новейшие информационные технологии и достижения науки, а также пополнять ряды своих сотрудников молодыми талантами.  

Наиболее интересен для нас опыт стран БРИКС+

– Можно ли в целом дать характеристику российской модели инновационного развития?

– Российская модель инновационного развития, которая активно формируется в последние годы, – это модель, ориентированная на достижение технологического суверенитета.

Вот почему для нас так важна поддержка национальных чемпионов. Они занимают конкурентные ниши, реализуют импортозамещающие проекты и имеют потенциал глобального лидерства. Сегодня уже 142 национальных чемпиона работают в 30 регионах России. По нашим расчетам, всего в стране существует около 1000 подобных компаний, занимающих лидерские позиции в разных отраслях.

– В чем наша модель ориентируется на международный опыт, а в чем – уникальна?

– Российская модель инновационного развития опирается на два столпа: экономику знаний (фундаментальную науку) и коммерческую экономику. В этом мы ориентируемся на общемировые тенденции. Однако уникальность отечественной модели – в ее фокусе на системном импортозамещении и технологическом лидерстве в условиях текущей глобальной повестки, а также в активной роли государства как катализатора этих процессов через нацпроекты.

Думаю, наиболее интересен для нас сегодня опыт стран БРИКС+, с которыми мы выстраиваем равноправное технологическое партнерство. Мы не просто копируем чужой опыт, а создаем новые форматы сотрудничества, такие как технологические хабы и платформы.

– Каковы перспективы выхода российских компаний на рынки стран БРИКС+ и ШОС? Есть ли уже успешные кейсы?

– Перспективы очень серьезные, и компании уже активно этим путем идут. Это связано с исчерпанием части импортозамещающих ниш внутри страны и с готовностью партнеров из этих стран к равноправному сотрудничеству.

Например, компания «Т8» развивает технологии связи и инфраструктуру оптических сетей, ее решениями заинтересовались африканские партнеры из госсектора. ИT-решения компании Zecurion в области корпоративной кибербезопасности признаны мировыми аналитиками. Компания «Моторика» в 2025 г. открыла офис в Индии и планирует освоение рынка протезирования Южной Азии.

Для нас выход компаний на рынки БРИКС+ и ШОС стал одним из стратегических направлений. Уже создан хаб в Китае (Сямэнь), готовится к открытию аналогичный хаб в Индии (Нью-Дели). Успешным кейсом является российско-индийская платформа в области высоких технологий. Это взаимовыгодный проект, который работает не только на экспорт российских технологий, но и на локализацию индийских производств у нас.

В рамках визита российской делегации в Индию в 2025 г. НИУ ВШЭ и Университет Дели (Индия) договорились о создании международной научной зеркальной лаборатории в области хранения, обработки и передачи данных в космических системах. Проект реализуется в партнерстве с ГК «Геоскан» (входит в экосистему «Иннопрактики»), специализирующейся на разработке беспилотных авиационных систем, малых космических аппаратов, а также программном обеспечении для обработки данных и 3D-визуализации. 

Также в текущем году «Ассоциация национальных чемпионов» заключила соглашение о технологическом сотрудничестве с университетом UNISA (ЮАР).

– С какими сложностями приходится сталкиваться при выходе на иностранные рынки?

– Есть три главные сложности. Первая – необходимость кастомизировать решение под локальный рынок. Даже самый «готовый» IT, который успешно продается в России, как правило, должен быть изменен под потребности локального рынка.  

Вторая сложность – потребность в локальном партнере. Практически невозможно работать не в формате совместного предприятия, при котором мы осуществляем трансфер технологий, а партнер берет на себя кастомизацию, получение необходимых разрешений и продвижение на рынке.  

Сложность номер три – так называемый White Label. К сожалению, суровая реальность диктует свои условия: продавать российские технологии под российским брендом в частном секторе довольно трудно. Поэтому практически во всех наших проектах в странах БРИКС мы вынуждены делать ребрендинг, чтобы то или иное решение стало полностью локальным с точки зрения внешнего мира.

– В чем вы видите причину разрыва между научными разработками и их внедрением в промышленность?

– Возможно, это комплекс причин. Помимо дефицита «длинных» и «дешевых» денег существует вопрос управления. Для высокоприоритетных проектов необходима единая модель управления на всех стадиях – от исследования до серийного производства. Важную роль мог бы сыграть независимый интегратор, который сопровождал бы сборку и реализацию продукции, формировал долгосрочный спрос.  

Роль такого интегратора мог бы выполнить «Инновационный инжиниринговый центр», входящий в экосистему «Иннопрактики». Центр успешно выстроил системную работу с крупнейшими корпорациями через сеть координационных советов и разработал механизм «доращивания», который применяется в государственной грантовой программе (ее оператором выступает АНО «Центр поддержки инжиниринга и инноваций»).

Крупные корпорации непосредственно вовлечены в реализацию грантовой программы: они выбирают производителя, «гарантируют» будущий рынок сбыта, согласовывают технические требования на продукт, а также участвуют в приемке результатов. Это позволяет унифицировать техтребования к продуктам, консолидировать потребности заказчиков и распределить риски между основными отраслевыми игроками. Программа показала свою востребованность: на данный момент в ее реализацию вовлечено 53 корпорации. Поддержано 112 проектов на общую сумму 18,6 млрд руб., а подтвержденный спрос со стороны корпораций на разрабатываемые продукты составляет 421 млрд руб. 31 компания уже запустила производство новой продукции, еще 30 компаний заключили с корпорациями договоры на поставку созданной продукции, при этом уже фактически полученная выручка от разработанной продукции составляет 4,8 млрд руб.

Кроме этого, для создания устойчивого спроса на отечественную продукцию важно инициировать изменения в законодательстве о закупочной деятельности. Нужны системные механизмы, которые бы обеспечивали долгосрочный спрос со стороны крупных корпораций и государства на инновационные решения наших компаний.

Наиболее своевременными являются меры финансовой поддержки

– Действительно ли бизнес заинтересован развивать науку или ему проще купить готовое производство или разработку?  

– Давайте посмотрим, что говорят цифры. По результатам исследования «Ассоциации национальных чемпионов», на конец 2024 г. совокупная выручка компаний – «национальных чемпионов» превысила 847 млрд руб., а их совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) составляет около 35%. Эти компании выросли именно на основе собственных разработок и НИОКР. Они не просто покупают готовое, они создают новые технологические продукты и целые рынки. Более того, они сами обрастают «инновационным поясом» из небольших технологических компаний, стимулируя, таким образом, развитие всей экосистемы. Конечно, вопросы финансирования остаются, но тренд очевиден: бизнес видит большую ценность и потенциал в развитии собственной науки и технологий.

– Достаточно ли специалистов, которые могли бы обеспечить переход от науки к технологии? Кто и где их готовит?

– Высокотехнологичный бизнес испытывает потребность в инженерах, технологах, исследователях, способных не просто генерировать идеи, но и доводить их до конкретного продукта. Понимая, что эта задача системная, «Иннопрактика» работает над выстраиванием образовательной цепочки «школа – вуз – компания». На уровне высшего образования мы активно занимаемся поддержкой компаний в открытии профильных лабораторий в университетах. А в марте 2025 г. мы совместно с Национальным агентством развития квалификаций запустили пилотный проект «Кадровая поддержка быстрорастущих высокотехнологических компаний».  

Но готовить кадры важно, закладывая интерес к технологиям еще в школе. С 2017 г. мы поддерживаем проект Фонда развития физтех-школ «Наука в регионы», который повышает уровень знаний школьников по дисциплинам естественно-научного цикла и компетенции педагогов в 47 регионах.

Таким образом, проблема дефицита кадров решается, но это задача не одного дня.

– В каких мерах поддержки нуждаются отечественные инновационные компании? Кто готов обеспечить такую поддержку – государство или бизнес?

– Необходимо объединение усилий. Наиболее своевременными являются меры финансовой поддержки. Институт омбудсмена по защите прав высокотехнологических компаний-лидеров и «Ассоциация национальных чемпионов» видят решение в следующих шагах: дифференциации условий льготного кредитования для наиболее значимых проектов, механизмах реструктуризации кредитов и, что крайне важно, стимулировании выхода компаний на IPO.

Мы уже направили в правительство и ЦБ предложение о запуске программы компенсации расходов на IPO, оператором которой мог бы стать Центр поддержки инжиниринга и инноваций (АНО «ЦПИИ»). Также мы в 2023 г. создали с «Ассоциацией национальных чемпионов» специальную программу «Биржевые чемпионы», за два сезона в ней участвовали 14 компаний. Один из выпускников – компания Iva Technologies – уже вышел на IPO и привлек 3,3 млрд руб. с открытого рынка. Другой – «ДжетЛенд Холдинг», владеющий краудлендинговой платформой JetLend, – провел IPO на «СПБ бирже» в марте 2025 г. и привлек 476 млн руб.

«Иннопрактика» со своей стороны также готова поддерживать привлечение рыночных инвестиций, а я лично – в качестве частного инвестора, в том числе через «Фонд технологических инвестиций».

Инновация – результат работы междисциплинарных команд

– Сейчас в комбинации «наука и бизнес» появляется третий элемент – «культура». Из-за чего происходит такая трансформация?

– Эта трансформация не случайна и является закономерным ответом на вызовы новой миросистемы. Если ранее культура воспринималась как некий фон или сфера прикладного применения технологий, то сегодня мы видим, что она становится равноправным «активом» и ключевым элементом инновационной экосистемы.   

Культура – это источник смыслов и креативности. В эпоху, когда технологические возможности становятся универсальными, конкурентное преимущество рождается не в лаборатории самой по себе, а на стыке глубоких знаний и уникальных смыслов, которые способна генерировать культурная среда. Именно культура формирует те самые «мягкие» компетенции – креативное мышление, способность к нестандартным решениям, понимание контекста, без которых невозможно создание прорывных, ориентированных на человека продуктов и сервисов.

Кроме этого, культура, особенно опирающаяся на традиционные гуманистические идеи, является тем самым универсальным языком, который позволяет находить точки соприкосновения поверх политических барьеров. Она становится мостом для взаимовыгодного диалога, основой для «мягкой силы» в ее самом продуктивном, деловом измерении.

Именно поэтому «Иннопрактика» инициирует и поддерживает проекты, на практике показывающие, как культура объединяет людей и создает почву для долгосрочного сотрудничества. Например, «Школа «Иннопрактики» знакомит молодых профессионалов в области искусства из разных стран с Россией. Более 200 участников из 51 страны, работая с российскими наставниками, создают уникальные произведения, доказывая, что «творчество объединяет». Продолжением этой работы стал международный конкурс молодых художников «Картина мира», который мы проводим совместно с Третьяковской галереей.  

Включение культуры в инновационную экосистему – это не дань моде, а осознанная необходимость.

– Как культурные ценности влияют на формирование инновационной среды? И чем вообще можно измерить такое влияние?

– Ценности формируют благоприятную для инноваций среду, влияют на количество и смелость стартапов, на готовность бизнеса и государства инвестировать в долгосрочные НИОКР. Культура, которая поощряет интерес к науке и бизнесу, – это та самая питательная среда для фундаментальной науки, без которой прикладные инновации не реализуются в полной мере. Также ценности определяют способ кооперации. Инновация сегодня – это почти всегда результат работы междисциплинарных команд. Культура доверия, открытости, способности слышать специалиста из другой области – это не просто «приятный бонус», а производственная необходимость и эффективный обмен идеями.  

Именно поэтому с самого начала своей деятельности «Иннопрактика» активно участвует в популяризации инновационной деятельности и научно-технологических достижений России. Мы создали несколько успешных медиаформатов. Транслируемые на центральных ТВ-каналах программы «Наука», «Дом ученых» направлены на популяризацию достижений российской науки и формирование имиджа ученого как современного, творческого, талантливого и успешного профессионала. 

Мы поддерживаем молодежное сообщество «Разгон» через три ключевых направления, каждое из которых нацелено на практическое воплощение инициатив социально активной молодежи. «Разгон Агро» ориентировано на популяризацию аграрного образования и современных технологий в АПК, участники проекта стали героями реалити-шоу «Практиканты».

Совместно с «Движением первых», АО «Газпромбанк» и «Роскосмосом» молодежное сообщество при нашей поддержке реализует проект «Разгон Космос». В его рамках команды школьников под руководством инженеров собирают аэростаты и запускают их в ближний космос для проведения научных экспериментов и сбора данных. Шестнадцать выпусков этого шоу уже опубликованы на платформе «VK Видео».   

А исторический проект «Разгон Констелляции» в партнерстве с ГИТИСом и Российским военно-историческим обществом (РВИО) погружает молодежь в историю через искусство: студенты-актеры разыгрывают сцены судьбоносных решений исторических лидеров. Проект уже набрал более 6 млн просмотров.

Также в плане измерений влияния культуры на инновационную среду можно отследить количество и устойчивость партнерств между научными институтами, бизнесом и культурными институциями (музеями, театрами, архивами). Заключение долгосрочных соглашений – это индикатор доверия и понимания взаимной ценности. Так, проект международного конкурса «Картина мира», например, показал свою востребованность, и мы с партнерами – Государственной Третьяковской галереей, Академией художеств имени И. Репина и другими – объявили о начале проведения второго конкурса в 2026 г.  

Помимо этого, тема влияния культуры появляется в повестках обсуждений крупных публичных мероприятий. Мы сами наблюдаем это в эволюции тематических векторов наших конгрессов «Инновационная практика: наука плюс бизнес» – от дискуссий на темы технологий, экономики к диалогу о ценностях и культурном коде. Это, на мой взгляд, тоже можно отнести к измеримому сдвигу.

Одна из ключевых задач XII Конгресса «Инновационная практика: наука плюс бизнес», организованного «Иннопрактикой» и МГУ, – как раз перевести концепцию взаимодействия науки, бизнеса и культуры в практическую плоскость. В конечном счете, синергия этих «трех китов» – это и есть наш путь к устойчивому развитию и укреплению суверенитета в многополярном мире.