Туристы стали больше интересоваться малыми городами России

Для увеличения турпотока необходимо дальнейшее развитие инфраструктуры
Россияне стали выезжать на выходные в пределах нескольких километров от места проживания в города, достопримечательности которых можно осмотреть за 1–2 дня
Россияне стали выезжать на выходные в пределах нескольких километров от места проживания в города, достопримечательности которых можно осмотреть за 1–2 дня / Unsplash

География поездок россиян в новые города и поселения России меняется. В 2024 г. путешественники посетили более 3000 городов и населенных пунктов страны – на треть больше, чем годом ранее. Об этом свидетельствуют данные сервиса «Яндекс путешествия».

По данным сервиса, в России растет популярность туристических поездок в малые города с населением менее 50 000 человек. В этом сегменте сильнее всего в минувшем году вырос спрос на поездки в города Воронежской области – в 21 раз по сравнению с годом ранее. Также зафиксирован рост количества поездок в малые города в Калужской области – в 2,3 раза год к году, Нижегородской области – в 2,1 раза, Республики Крым – в 2,1 раза и Алтая – вдвое, следует из данных «Яндекс путешествий».

По данным OneTwoTrip, растет также интерес к поездкам в более крупные города европейской части страны. По итогам I квартала 2025 г., спросом, в частности, пользовались поездки во Владимир. Доля города выросла в 2 раза относительно показателя аналогичного периода прошлого года и составила 0,8% от всех заказов внутри страны, говорит представитель OneTwoTrip Елена Шелехова.

На 40% год к году вырос спрос на поездки в Тулу (доля города увеличилась до 0,7%), спрос на поездки в Тверь и Рязань за тот же период вырос в 1,5 раза до 0,6% в каждый город. Также увеличился интерес к поездкам в Смоленск – на 65% год к году (доля – 0,5%) и Набережные Челны (рост на 63%, доля – 0,5%). Количество бронирований поездок в Вологду и Кострому выросло в 1,5 раза, а доли городов достигли 0,3%, отмечает Шелехова.

Интерес к малым городам и городам Центральной России растет из-за спроса на поездки выходного дня – россияне стали выезжать на выходные в пределах нескольких километров от места проживания в города, достопримечательности которых можно осмотреть за 1–2 дня, объясняет Шелехова. По ее словам, такое путешествие позволяет изучить новое направление, сменить привычную обстановку и «перезагрузиться».

Внутренний туризм в России в 2024 г. в целом достиг рекордного уровня: вице-премьер Дмитрий Чернышенко в январе оценивал количество туристических поездок по стране в 92 млн, тогда как в 2023 г. туристы совершили 78 млн поездок.

По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), наиболее популярными направлениями в прошлом году стали Краснодарский край – 48% всех проданных туров, Кавказские Минеральные Воды – 11%, Москва и Подмосковье – 8,5%, Санкт-Петербург – 7,5%, а также Крым – 6,5%.

Для дальнейшего развития внутреннего туризма в России необходимо развитие инфраструктуры, в том числе придорожных сервисов для автопутешественников. Например, «Роснефть» совместно с регионами прорабатывает туристические маршруты и ведет строительство гостиничных комплексов, рядом с которыми располагаются АЗС. Созданная компанией платформа «Горизонты России: Поехали с нами!» позволяет автотуристам выбрать и спланировать маршрут с учетом инфраструктуры придорожных сервисов и АЗС. Всего компания разработала и презентовала уже 36 уникальных маршрутов, которые расположены в 16 регионах страны: Тульской, Смоленской, Новгородской, Архангельской, Воронежской, Самарской, Ульяновской и Оренбургской областях, Карелии, Удмуртии, Башкирии, в Ставропольском, Красноярском и Алтайском краях, в Москве и Санкт-Петербурге.

В апреле компания представила четыре новых маршрута для автотуристов, путешествующих по Калужской области. Маршрут «Космический» проходит через Боровск и Калугу, «Патриотический» – ведет по местам боевой славы Калужской области, маршрут «По следам Цветаевой» пролегает по городу Тарусе. Для тех, кто приезжает в регион впервые, разработан маршрут «Калуга для новичков». Он включает арт-парк «Никола-Ленивец», парк птиц «Воробьи» и этнографический парк-музей «Этномир». «Башнефть» (входит в «Роснефть») в апреле представила туристический автомобильный проект «Маршруты Победы», посвященный 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Он охватывает 15 значимых объектов в разных городах и районах Башкирии.

Рост зависит от развития

В малых городах России пока не так много отелей, поэтому туристы, как правило, бронируют их заранее, отмечает Шелехова. Спрос на качественные средства размещения продолжает расти, подтверждает операционный директор департамента стратегического консалтинга Nikoliers Игорь Кокорев. По его словам, гостиничные проекты чувствительны к туристическому потоку, а на число туристов и динамику его изменения оказывают влияние несколько факторов, среди которых эксперт выделяет привлекательность объектов притяжения туристической инфраструктуры и транспортную доступность.

С 2025 г. в России начал действовать обновленный нацпроект «Туризм и гостеприимство», рассчитанный на шесть лет. В него вошло пять федеральных проектов, в том числе проект «Создание номерного фонда, инфраструктуры и новых точек притяжения». До 2030 г. государство планирует потратить на него 308 млрд руб., из которых 33,5 млрд руб. будут выделены в этом году. Федеральный проект предусматривает строительство 59 000 новых качественных номеров.

Увеличение внутреннего турпотока, а также активная государственная поддержка гостиничной индустрии стали импульсом к инвестиционной и девелоперской активности в гостиничной сфере, говорит генеральный директор IBC Real Estate Алексей Ефимов. Так, в рамках трех этапов программы льготного кредитования по постановлению правительства РФ № 141 от 9 февраля 2021 г. сейчас реализуются 239 проектов с общим объемом инвестиций около 1,2 трлн руб. Из них – 218 проектов по строительству гостиниц суммарно на 51 300 номеров, напоминает эксперт.

Особое внимание уделяется крупным проектам – от 120 номеров и выше, замечает Кокорев. По его словам, продление срока действия нулевой ставки НДС до 2030 г. дополнительно повышает привлекательность сектора. В результате развиваются два ключевых направления – возведение новых отелей и редевелопмент исторических зданий под гостиничные объекты, добавляет эксперт.

В условиях активного запроса со стороны бизнеса кабмин планирует расширить программу льготного кредитования строительства туристической инфраструктуры. 18 апреля 2025 г. на заседании правительства было объявлено о дальнейшем расширении программы льготного кредитования строительства туристической инфраструктуры. Это решение должно позволить расширить ввод номерного фонда в рамках программы на треть до 78 000 номеров, а также возвести 17 аквапарков, 11 горнолыжных комплексов и два круглогодичных парка развлечений. О готовности реализовать проекты заявили свыше 50 российских регионов.

Россияне стали выезжать на выходные в пределах нескольких километров от места проживания в города, достопримечательности которых можно осмотреть за 1–2 дня

Эксперты ВЭБ в 2023 г. оценивали потенциал роста количества туристов в России до 117,8 млн человек в год к 2030 г. Для этого, по их оценке, потребуется 382 600 новых гостиничных номеров. По состоянию на апрель 2025 г. в России функционируют 152 000 качественных номеров (гостиницы и апарт-отели современного формата категории «3–5 звезд». – «Ведомости») – это 13,5% от общего номерного фонда страны, отмечает партнер, региональный директор департамента консалтинга и аналитики NF Group Ольга Широкова.

Средняя продолжительность инвестиционного периода гостиницы составляет 4–5 лет, поэтому большинство заявленных проектов должны открыться к 2028– 2030 гг., указывает партнер, эксперт департамента гостиничного бизнеса и туризма Commonwealth Partnership (CMWP) Марина Усенко. При этом вряд ли строящихся гостиничных объектов будет достаточно для увеличения годового турпотока до 117,8 млн человек, полагает она. По ее словам, гостиничные проекты являются «наиболее сложными и затратными» по сравнению с другими типами коммерческой недвижимости. Это связано как с особым характером ведения бизнеса, так и с высокими инвестиционными издержками на начальном этапе, замечает Усенко.

По итогам 2024 г. объем номерного фонда в средствах коллективного размещения по России составил 1,2 млн номеров, что на 16% больше, чем в доковидном 2019 году, отмечает Ефимов. Из них в сетевых и несетевых классифицированных гостиничных объектах категории «3–5 звезд», номерной фонд которых составляет более 100 номеров, насчитывается 160 000 номеров – на 13% больше, чем в 2019 г., указывает он.

Препятствия для отельеров

Сдерживающими факторами для дальнейшей инвестиционной активности в отрасли являются высокая стоимость проектов и невысокая доходность относительно других сегментов коммерческой недвижимости, отмечает Ефимов. По его словам, на динамику строительства новых объектов могут также оказать влияние экономическое развитие региона, транспортная доступность и инфраструктура.

Эксперт добавляет, что ключевым вызовом для рынка туриндустрии также является рост издержек – увеличение операционных расходов на содержание и эксплуатацию отелей и заработной платы работников в отрасли. Несмотря на рост средней цены номера, расходы отельеров растут более высокими темпами, замечает Ефимов.

По данным IBC Real Estate, в Москве средняя цена номера по итогам 2024 г. выросла на треть к показателю предыдущего года. По итогам I квартала 2025 г. показатель увеличился на 16% год к году. CMWP оценивает рост средней цены номера по итогам января – марта в 12,8% до 12 394 руб. за сутки.

Согласно опросу «Яндекс путешествий», проведенному в 2024 г. среди 1000 отельеров и менеджеров индустрии гостеприимства из разных регионов России, улучшение дел в собственном бизнесе отмечает половина опрошенных (45%). Такое же количество предпринимателей ожидает, что финансовое положение их компании улучшится в ближайший год. Для 20% респондентов ситуация осталась неизменной с 2022 г., еще 17% считают изменения отрицательными, говорится в исследовании.

В ближайшие пять лет наиболее привлекательными для строительства и инвестиций в гостиничную недвижимость останутся регионы, в которых активно развивается внутренний туризм, а туристический поток демонстрирует ежегодный рост, полагает Широкова. В числе таких регионов она называет как исторически сложившиеся туристические зоны (курорты Черноморского побережья России и Кавказские Минеральные Воды), так и локации, которые стали популярными за последние несколько лет – Алтай, Камчатка, Сахалин, Иркутская область и др. Рост популярности этих направлений обусловлен сочетанием в них культурно-познавательного и активного туризма, объясняет эксперт.