Как развивается рынок виноделия в России

Производство отечественных вин в стране растет вместе со спросом
По данным Минсельхоза, в прошлом году отечественные виноделы произвели 51,3 млн дал вина, что на 14% больше, чем в 2023 г.
По данным Минсельхоза, в прошлом году отечественные виноделы произвели 51,3 млн дал вина, что на 14% больше, чем в 2023 г. / Максим Стулов / Ведомости

Производство вин в России растет, но российские производители из-за ряда причин пока не могут полностью удовлетворить растущий спрос. О темпах развития российского виноделия и препятствиях для развития отрасли – в материале «Ведомости. Аналитики».

В январе – марте в России было произведено 12,4 млн декалитров (дал) вина, что на 11,6% больше, чем за аналогичный период 2024 г., сообщили «Ведомости. Аналитике» в пресс-службе Минсельхоза. Лидерами среди регионов традиционно являются Краснодарский край и Республика Крым, на которые суммарно приходится больше 60% от всей выпущенной в стране продукции. В этих субъектах в текущем году фиксируется рост производства вина: на Кубани он составил 356 000 дал, в Крыму – 87 000 дал, отметил представитель министерства.

При этом растет выпуск как тихих вин, так и игристых. Всего в январе – марте в стране было произведено 8,4 млн дал тихих вин и 3,7 млн дал игристых, что на 11,5 и 15,6% выше уровней прошлого года.

«Потребители в магазинах и ресторанах все чаще выбирают российское вино, на него в настоящее время приходится порядка 60% от общего объема реализации вин», – рассказали в Минсельхозе.

Рост производства вин в России в I квартале этого года соответствует тенденции 2024 г., отмечает эксперт группы корпоративных рейтингов АКРА Антон Тренин. По его словам, рост был обеспечен как высокими показателями урожая 2023 г., так и рекордным сбором винограда в 2024 г.

Спрос превышает предложение

Потребительские привычки россиян относительно вина меняются: спрос на вина российских марок растет. По данным исследования SimpleWine, 3/4 опрошенных россиян считают российские вина конкурентоспособными. В 2024 г. продажи отечественной продукции в сегменте HoReCa (бары, рестораны и проч.) выросли на 92%, через винотеки – на 57%. Винные ритейлеры отчитываются о росте продаж российских вин на 20% и более.

Но рост присутствия российских вин на полках магазинов пока не может полностью удовлетворить растущий спрос.

По данным Минсельхоза, в прошлом году отечественные виноделы произвели 51,3 млн дал вина, что на 14% больше, чем в 2023 г. В частности, производство тихих вин составило 32,6 млн дал (+8,6%), игристых – 17,6 млн дал (+24,7%), крепленых – 1,1 млн дал (+29,6%). При этом, по данным Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками (Росалкогольтабакконтроль), объем розничных продаж виноградных вин в России в 2024 г. составил 57,1 млн дал, что на 1,2% больше, чем годом ранее, игристых вин – 23,5 млн дал (+8,6%), ликерных – 1,3 млн дал (+7,6%).

В результате поставки вин в Россию продолжают недружественные страны, несмотря на увеличение для них импортных пошлин с 20 до 25%. По данным Евростата, в феврале 2025 г. (последние доступные данные) импорт вин в Россию из Евросоюза вырос на 14% к январю до 7500 т, писали в апреле «РИА Новости». Лидеры по поставкам – Польша, Латвия, Италия и Португалия. Управляющий партнер аналитического агентства «ВМТ консалт» Екатерина Косарева обращает внимание, что не все экспортеры поставляют в Россию собственную продукцию. «Многие страны используют Латвию как перевалочный хаб для дальнейшей переправки партий вина в Россию, чтобы избежать прямых поставок», – поясняет она.

С 1 апреля 2025 г. в России вступил в силу новый ГОСТ на винные карты предприятий общественного питания, в соответствии с которым не менее 20% вина в них должно быть российского производства. Это приведет к дальнейшему росту спроса на продукцию российских виноделов, полагает заведующая кафедрой международных экономических отношений Южно-Российского института управления (ЮРИУ) РАНХиГС Татьяна Подольская.

«В первую очередь ресторанам интересны уникальные вина, произведенные из винограда автохтонных сортов, растущих в российских регионах и не имеющих аналогов в мире. Причем это не всегда вино в самой высокой ценовой категории, но всегда вино с историей», – замечает эксперт.

Поступательное движение

Перспективы дальнейшего увеличения объемов производства и продаж отечественных вин большинство экспертов связывают с развитием сырьевой базы.

Согласно данным Минсельхоза, производство винограда в России растет. В 2024 г. валовой сбор в хозяйствах всех категорий увеличился на 3% и составил 908 000 т, что является самым высоким значением в современной России.

Общая площадь виноградников в 2024 г. достигла 110 200 га (+5000 га к 2023 г.), причем 86 400 га находятся в плодоносящем возрасте. По данным министерства, сельхозпроизводители, за исключением личных подсобных хозяйств, в 2024 г. заложили 7430 га новых виноградников. Самыми популярными сортами для закладки стали «каберне-совиньон», «шардоне» и «пино-нуар». Наибольший прирост площадей виноградников зафиксирован в Крыму (+2000 га) и Краснодарском крае (+1900 га).

«Эти факторы создают предпосылки для продолжения положительной динамики производства вин в России в ближайшей перспективе. Но многое будет зависеть от фактического урожая», – считает Тренин.

Подольская отмечает, что увеличение площадей виноградников, в том числе в Крыму и Краснодарском крае, означает перспективу роста производства вин в будущем, но не в ближайшие годы. При этом, по подсчетам эксперта ЮРИУ, для выхода на полное самообеспечение России необходимо еще 95 000 га виноградников.

Вызовы отрасли

По данным АКРА, российские виноделы обеспечивают себя посадочным материалом примерно на две трети. Эксперты указывают на недостаточное число крупных виноградных питомников, несмотря на рост доли российских саженцев, отмечает Тренин. «Дополнительные сложности обусловлены длительным циклом выращивания саженцев (около пяти лет), а также ограничениями, затрудняющими импорт качественного посадочного материала», – говорит эксперт.

По мнению Тренина, тормозит темпы развития виноделия в стране также антиалкогольная политика в некоторых регионах, направленная на защиту здоровья населения и снижение потребления алкоголя. Среди популярных ограничений – запрет на ночную продажу алкоголя и сокращение числа торговых точек. Государству приходится искать баланс между заботой о благополучии граждан и поддержанием стабильности в отрасли, говорит эксперт.

По мнению Подольской, росту спроса на отечественные вина может способствовать развитие энотуризма (винный туризм): в рамках винных туров потребители приобщаются к истории и культуре потребления вина.

Не дешевле импортного

По оценкам АКРА, стоимость качественных российских вин составляет 1000–1500 руб. за бутылку. «При этом понятие «хорошего» вина, безусловно, субъективно», – уточняет Тренин.

Цены на вино приличного качества начинаются с 400 руб., считает вице-президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла, руководитель проекта Wineretail Александр Ставцев. По его словам, с 2017 г. российские производители начали постепенно выпускать более качественные категории вин, которые появились в ритейле. «Сейчас в рознице можно найти бутылку хорошего российского вина и за 10 000 руб.», – говорит эксперт.

Косарева указывает, что в стоимости бутылки вина на само вино приходится менее половины цены. «Значительная часть розничной цены приходится на акцизы, которые производители перекладывают на конечного потребителя. В стоимости иностранного вина заложены таможенные пошлины. Российские компании также закладывают в цену издержки на развитие, которые из-за высокой ключевой ставки ЦБ сейчас значительны», – поясняет она. Затормозить подорожание вина может относительно крепкий рубль, считает эксперт. По ее мнению, рост курса национальной валюты может способствовать роботизации и автоматизации производства.

Особенности маркетинга

Продвижение алкогольных напитков – относительно сложный процесс. В России его осложняет прямой запрет на рекламу алкогольных напитков на телевидении и радио и с ограничениями – в интернете.

В маркетинге вин прежде всего важна устойчивость образа для потребителя, утверждает Ставцев. Представление о российском вине с Кубани у покупателя пока размытое, говорит эксперт. При этом, по его мнению, есть и исключения: например, представления потребителей об игристом вине из Нового Света (Крым) отличаются от представлений о дагестанском игристом вине.

Более трудными для продвижения Ставцев считает тихие вина, так как в этом случае более важную роль играет регион, сорт винограда и позиционирование производителя.