И треснул мир на макрорегионы
Качественная суверенизация права – это задача новой эпохиМеждународное право в его классическом виде подорвано нападением США и их сателлитов по НАТО на Югославию в 1999 г., а затем в 2014 г. окончательно разрушено санкционной атакой против России. Ситуацию качественно усугубляет объективный по своему характеру распад единых глобальных рынков, идущий не первый год. Он создает все более очевидные предпосылки для разделения мира на макрорегионы с различными правовыми режимами, причем характер взаимодействия между этими макрорегионами в настоящее время представляется полностью неурегулированным.
Складывающаяся картина уже близкого будущего человечества дополнительно усложняется многоуровневым характером макрорегионов. Зоны, объединяющие страны со схожими правовыми режимами, будут, в свою очередь, сосуществовать с таможенными зонами, объединяющими территории свободной или почти свободной торговли, а те – с валютными зонами. Их границы будут неустойчивыми, и нельзя исключать, что здесь возникнет подлинная многополярность. То есть некоторые страны вполне могут оказаться в нескольких различных зонах одновременно (например, входить в валютную зону юаня, правовую – Англии и торговую – США).
Регулирование взаимодействия между во многом неустойчивыми и на первых порах перетекающими друг в друга макрорегионами представляется головоломной правовой задачей, к решению которой человечеству тем не менее придется приступить уже в ближайшие пять лет. Кроме того, перед юридическим сообществом стоит не менее сложная задача, которая заключается в выделении из международного права корпуса положений, необходимых для функционирования современного разделяющегося человечества и потому сохраняющего свое действие (например, морское право, регулирование интернета и проч.). При этом отдельные страны и макрорегионы будут вводить свои правовые особенности (в том числе явочным путем).
Перед российским юридическим сообществом в этих условиях стоит вряд ли сознаваемая им в полной мере фундаментальная задача комплексной, всеобъемлющей суверенизации права. Сейчас она решается несистемно, кусочно-разрывным методом. В частности, сохраняющаяся приоритетность международных соглашений над российскими законами, закрепленная Конституцией, является совершенно неприемлемой содержательно. Необходима скорейшая и полная ревизия заключенных Россией международных соглашений с точки зрения национальных интересов, понимаемых прежде всего как развитие производительных сил.
Исключительно важным с практической точки зрения представляется установление режима защиты граждан России перед международными институтами. Правовую войну против собственных добросовестных граждан следует прекратить как можно быстрее.
Давно назрело введение энергичного и широкого по охвату контрсанкционного правового режима против враждебных России стран. Самоочевидным элементом такого режима, предложенным еще в 2015 г. Павлом Дуровым, является приостановка действия прав интеллектуальной собственности их юридических и физических лиц вплоть до полного возмещения материального и морального ущерба, нанесенного ими нашим гражданам.
Необходимо и оздоровление правовой системы России как таковой вне связи с драматическими внешними изменениями. Гармонизация российского законодательства, дезорганизованного изменениями последних 30 лет в пользу заведомо антиобщественных сил. В частности, необходима нормализация работы судебной системы. Гуманизация системы наказания.
Исправление этой ситуации и в целом решение описанных проблем в прямом смысле слова условие сохранения нашей Родины.
