Вырастить единорога

Как работают программы поддержки для быстрорастущих компаний
Freepik

Увлеченные стартапами, быстро наращивающими капитализацию, инновационные политики самых разных стран долго не замечали феномена быстрорастущих компаний (БРК). И особенно те предприятия, которые демонстрируют долговременное увеличение выручки благодаря технологическим инновациям и развиваются за счет собственной прибыли.

Ситуация стала меняться в последнее десятилетие, когда отдельные региональные, а позже и национальные правительства начали работать с газелями. С середины – второй половины нулевых были запущены десятки программ, призванных поддержать высокую траекторию роста национальных БРК до того момента, когда они последовательно превратятся из нишевых и региональных технологических игроков в национальных, а затем и глобальных чемпионов.

Многие страны стали внимательно разбираться со своими газелями, анализируя внутренние и внешние барьеры их роста. Внешние сильно зависят от местной нормативно-правовой базы и бизнес-климата. Внутренние, связанные с «болезнями быстрого роста», часто совпадают для разных юрисдикций.

Один из главных внутренних барьеров – система управления и стратегическое видение малой компании не успевают меняться так же быстро, как выручка. Бизнес за считанные годы становится средним, затем крупным, но его собственники и топ-менеджмент могут оказаться не готовы к этим вызовам. Кроме того, управляющая команда не до конца верит в возможность продолжения столь же быстрого роста. Для преодоления этого препятствия и выработки более амбициозной стратегии необходима консалтинговая помощь, к которой в критические моменты прибегают крупные компании. Но качественный стратегический консалтинг газели пока не по карману. Чтобы решить эту проблему, практически все национальные и региональные программы поддержки БРК организуют образовательно-консалтинговые треки, помогающие модернизировать стратегию быстрого роста.

Поскольку речь идет о вполне зрелых компаниях, доказавших свою бизнес-состоятельность, акселераторы для стартапов здесь не подходят. Необходим другой инструмент – промежуточное звено между акселерационной программой и индивидуальным консалтингом для крупного бизнеса.

Предложение Айзенберга

В 2009 г. такой инструмент предложил профессор американского колледжа Бабсон Дэн Айзенберг совместно с другим профессором того же колледжа, Винсентом Оньема. Новую программу назвали «скейларатор» (Scalerator): термин, с одной стороны, отсылает к акселератору, а с другой – к масштабирующемуся бизнесу, Scale Up-компании, как часто называют газели.

Первый скейларатор Айзенберга предлагал бизнесменам групповые практические занятия и обучающие семинары под руководством преподавателей колледжа Бабсон. Позднее в эту модель был добавлен еще один элемент – индивидуальное наставничество.

В 2010 г. Айзенберг запустил Babson Entrepreneurship Ecosystem Project (BEEP). Эта платформа для предпринимателей реализовывала различные проекты экономического развития (как внутри США, так и в других странах мира) с основным акцентом на поддержку газелей. За 10 лет через различные скейларационные программы на базе BEEP прошло более 400 компаний.

Исходя из этого опыта, авторы разработали методологию поддержки БРК. На ее основе организовали 21 скейларатор в шести странах. Это в том числе Manizales Mas (Колумбия), Scale Up Rio (Бразилия), Scale Up Panama (Панама), Scale Up Atlantic Canada (Канада) и Scale Up Guatemala (Гватемала) и др. Также на базе платформы BEEP были реализованы внутриамериканские региональные программы: Scale Up Milwaukee и Scalerator NEO.

Превратить в чемпионов

Один из примеров европейских скейларационных программ – Scale-up.NRW (Германия), стартовавшая в 2022 г. Она разработана при поддержке министерства экономики, промышленности, защиты климата и энергетики земли Северный Рейн – Вестфалия и направлена на масштабирование бизнеса и вывод региональных компаний на зарубежные рынки. Участники этой скейларационной программы расширяют управленческие команды и пересматривают стратегии работы. В августе 2023 г. состоялся первый выпуск. Согласно официальному пресс-релизу, каждая из компаний – участниц скейларатора достигла значимых результатов: многие смогли привлечь дополнительное финансирование, завоевать новые рынки сбыта, а также заключить соглашения о стратегическом партнерстве с другими компаниями.

Еще одна перспективная европейская программа – скандинавская Nordic Scalers 2.0, запущенная в 2021 г. Это проект пяти стран – Дании, Финляндии, Норвегии, Швеции и Исландии. Программу курирует межгосударственное агентство Nordic Innovation. Скейларатор предусматривает интенсивные менторские и коучинговые сессии, помощь предпринимателям в разработке сильной стратегии роста и масштабирования бизнеса, обмен знаниями и опытом с коллегами.

Из недавно запущенных национальных скейлараторов стоит упомянуть сингапурскую программу Scale-up SG и Scale Up Platform в ОАЭ. Scale-up SG направлена на поддержку местных инновационных компаний для превращения их в лидеров в своих областях и в будущих глобальных чемпионов, отмечал в начале 2023 г. министр торговли и промышленности Сингапура Ган Ким Йонг.

Scale Up из ОАЭ представляет собой онлайн-портал для малых и средних предпринимателей, обладающих высоким потенциалом роста. Бизнесменам доступны продукты и услуги для масштабирования в будущих единорогов (так называют компании стоимостью свыше $1 млрд). Платформа ориентирована на пять основных направлений: цифровая трансформация, глобальная экспансия, предоставление консультативных и экспертных услуг, помощь в продвижении экспорта, а также прямое финансирование.

Стратегический подход

В России одну из первых скейларационных программ разработал Институт менеджмента инноваций Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ. Программу реализовали при поддержке Российской венчурной компании (РВК) в рамках приоритетного проекта Минэкономразвития «Национальные чемпионы» в 2019–2020 гг. Второй скейларатор запустили в 2023 г. В нем также приняли участие компании, отобранные в проект «Национальные чемпионы». Скейларатор провели при поддержке РВК, компании «Иннопрактика» и Ассоциации быстрорастущих компаний-лидеров. А в мае 2024 г. стартует третий скейларатор. 

Как и в зарубежных программах, в российской версии помимо образовательного трека и блока нетворкинга предусмотрены регулярные индивидуальные встречи с консультантами по разработке дорожной карты стратегии прорывного роста. Особое внимание уделяется проработке экспортной стратегии и обзору актуального технологического ландшафта.

Сейчас в мире насчитывается около 60 скейларационных программ. Многие из них предусматривают достаточно жесткий отбор участников для превращения в глобальных чемпионов или единорогов. Как правило, в программы попадают быстрорастущие бизнесы среднего размера, доказавшие в процессе отбора, что они обладают потенциалом дальнейшего быстрого роста. Стоимость многих скейлараторов для отобранных компаний компенсируется полностью или частично национальными и региональными правительствами и институтами развития. В среднем программы длятся от полугода до года, хотя ряд скейлараторов предусматривает более длительные сроки.