Трагедия смешных людей. Какой получилась «Главная роль» с Пенелопой Круз и Антонио Бандерасом
Кино наизнанку: «Ведомости» пригласили своих подписчиков на премьеру артхаусной комедииКино про кино — отдельная территория. На нее заходили только самые смелые или безрассудные режиссеры. И успех тут определяется только одним — хорошим вкусом. У аргентинцев Мариано Кона и Гастона Дюпра со вкусом все в порядке, поэтому их фильм «Главная роль» (в оригинале «Официальный конкурс») получился философским, но в то же время увлекательным и остроумным. Даже в оригинальном названии, от которого почему-то отказались прокатчики, кроется насмешка — Кон и Дюпра с завидной регулярностью попадают на кинофестивали. Их картины получают призы не только у себя на родине, но и награды Санденса, Венецианского фестиваля. А еще они последовательно разрабатывают темы эго, славы и странных механизмов успеха. В «Главной роли» чувствуется связь с такими их фильмами, как «Художник», «Шедевр» и «Почетный гражданин».
Сюжет картины кажется простым, как все гениальное. Офис главы крупной фармацевтической корпорации, в нем двое — шеф и помощник. Шеф только-только отметил 80-летие и задумался о том, каким его видят люди, что он оставит после себя, кроме денег. Идея приходит неожиданно — профинансировать фильм, но не какой-нибудь, а настоящий шедевр: со знаменитым режиссером и двумя великими актерами. Заполучить таких, имея миллионы, — не проблема, проблема — чтобы они совладали с собственным эго и не поубивали друг друга до завершения съемок.
За простым сюжетом кроется отличное знание изнанки кинематографа — как-никак Дюпра и Кон больше 20 лет в этой отрасли. Они вскрывают те самые швы, по которым искусство кино крепко сшито с прозой жизни. И эта проза о том, что каждый желает утвердиться за чужой счет. В нашем случае — инвестор за счет художников, режиссер за счет актеров, актеры за счет друг друга или своих помощников. Такова жизнь. Она состоит из абсурда и черного юмора. И того, и другого в «Главной роли» предостаточно.
Знаменитую режиссёрку Лолу Куэвас, нанятую миллионером, чтобы поставить фильм по роману Нобелевского лауреата, играет Пенелопа Круз. И в ее случае красота искупает любое сумасбродство — будь то бредовые речи, состоящие из всех клише сразу, странные эксперименты на репетициях или неэтичное поведение. Ни у кого не возникает вопросов, зачем она все это делает: просто может себе позволить. Это тот самый случай, когда магическое обаяние актера прикрывает короткую драматургическую экспозицию. Всего пара штрихов — и вы уже полюбили одного из ключевых героев. Мужские роли режиссеры расписали подробнее.
Иван Торрес в исполнении Оскара Мартинеса — зануда, презирающий массовую культуру, зрительское кино, фестивали и премии. Презирающий, потому что не вписался в эту индустрию и пошел по своему пути — преподавание, экспериментальные работы и все такое. Но желание славы никуда не делось, поэтому в ключевой момент, когда забрезжил шанс, что партнер по фильму сойдет с дистанции, он предлагает режиссеру сыграть обе роли.
Другое дело Феликс Риверо, которого играет Антонио Бандерас. Этот как раз поп-звезда со всеми вытекающими: поверхностностью, тщеславием, необязательностью и капризами.
«Главная роль» — очень театральная картина. Все ее интерьеры, экстерьеры, костюмы и мизансцены — словно из какой-то постмодернистской постановки. И в соответствии с главными законами драматургии в третьем акте зрителей ждет неожиданный поворот.
Зрители Венецианского фестиваля, в рамках которого прошла мировая премьера картины, отметили, что в пародийном образе Пенелопы Круз много от Лукресии Мартель, возглавлявшей жюри престижного киносмотра три года назад. А реальным продюсером «Главной роли» является каталонский магнат Хайме Роурес, который вложился в десятки знаменитых кинокартин.
«Когда заканчивается фильм? Сейчас? Когда идут финальные титры? На выходе из кинотеатра, когда мы спорим о нем? На следующий день, через месяц, через год? Или каждый раз, когда мы думаем о нем? Некоторые фильмы заканчиваются финальными титрами. Но другие, поверьте мне, могут никогда не закончиться», — в этот финальный монолог героини Пенелопы Круз режиссеры зашили собственное послание к зрителям. Да, немного пафосное. Но они тут же исправляются, показывая во весь экран прекрасное лицо Круз, расплывающееся в улыбке.
За неделю до выхода в прокат «Ведомости» пригласили своих годовых подписчиков на предпремьерный показ в кинотеатр «Москва».
«Кино с такими блистательными артистами априори не могло быть плохим. А тут еще и такая тонкая комедия! Я получил огромное удовольствие. Отдельная благодарность оператору за очень красивую картинку. Столько модных интерьеров в кадре увидишь не в каждом фильме, — говорит Андрей, сооснователь дизайн-студии. — На «Ведомости» я подписался три года назад. В бесконечной будничной суете мне захотелось чего-то олдскульного, и бумажная газета возымела некий терапевтический эффект. Неспешное чтение «Ведомостей» за чашкой кофе стало хорошей традицией».