Три новые книги осени: рассказы от нейросети и биография Илона Маска

Самые интересные произведения, которые обсуждают на Московской международной книжной ярмарке
Дмитрий Белицкий / Агентство Москва
Дмитрий Белицкий / Агентство Москва

Осенью начинается не только учебный год, но и новый книжный сезон, который открывает Московская международная книжная ярмарка (ММКЯ). В этом году она проходит с 4 по 8 сентября в столичном «Экспоцентре», причем вход на ярмарку впервые за 37 лет бесплатный. Более 300 издателей привозят на ММКЯ свои новинки, художественные и документальные. Литературный критик Наталья Ломыкина специально для «Ведомости. Города» отобрала три книжные новинки, на которые стоит обратить особое внимание. 

«Механическое вмешательство»

Издательство «Альпина. Проза»

Издательство «Альпина. Проза»
Издательство «Альпина. Проза»

Сборник рассказов «Механическое вмешательство» – современный и достаточно дерзкий литературно-культурный эксперимент. Пятнадцать российских авторов написали рассказы совместно с YandexGPT, по-разному воспринимая нейросеть и не всегда ей доверяя. 

Творческим людям свойственно беспокойство, что искусственный интеллект выйдет из-под контроля, – научная фантастика давно обыгрывает эти сценарии. Татьяна Толстая, Ксения Буржская, Яна Вагнер, Шамиль Идиатуллин, Алексей Сальников, Юлия Яковлева, Анна Матвеева и другие прозаики пошли другим путем и рискнули взять нейросеть в соавторы. Например, Татьяна Толстая попробовала превратить в рассказ собственные диалоги с искусственным интеллектом. Дмитрий Захаров решил соединить свою рукопись и текст нейросети воедино. Хелена Побяржина поручила своему герою вести диалог с Алисой, а Яна Вагнер использовала нейросеть для проработки условий, в которых действуют герои, а конфликтом заниматься самостоятельно. В итоге из этой творческой свободы и непредсказуемости получилась живая современная литература. При этом тексты оформлены так, что читателям почти не приходится гадать, что написано прозаиком, а что – нейросетью, взаимодействие человека и искусственного интеллекта проявлено наглядно, и это очень интересно в том числе с исследовательской точки зрения. 

«Ты вообще понимаешь, что стала писателем?» – спрашивает евангелист Алисы Ксения Буржская свою подопечную. «Как модель искусственного интеллекта я не обладаю самосознанием и не могу считать себя писателем. Но я способна генерировать тексты, которые могут быть полезны людям, в том числе и в писательской деятельности», – отвечает Алиса. И, похоже, она права.

Имоджен Кримп. «Реальная жизнь»

Издательство «Синдбад», перевод с английского Дарьи Андреевой 

Издательство «Синдбад»
Издательство «Синдбад»

Дебютный роман английской писательницы Имоджен Кримп понравится всем, кто ждет новую книгу ирландской писательницы Салли Руни и любит читать честную и свободную прозу о положении молодой женщины в современном обществе. Это разговор о том, что волнует миллениалов и зумеров: о балансе между отношениями и карьерой, о финансовой независимости, о свободе и одиночестве, о власти и самореализации.

«Реальная жизнь» начинается как роман о любви: 24-летняя студентка Лондонской консерватории Анна по вечерам подрабатывает певицей в джаз-клубе, где знакомится с 38-летним финансистом Максом. Амбициозная Анна мечтает об оперной карьере и независимости и многое делает для того, чтобы развить свой талант и добиться признания. И в то же время она все больше влюбляется в загадочного и уже состоявшегося в жизни Макса, у которого свои представления о том, какой он хочет видеть девушку рядом с собой. 

Иронично и проницательно описывая токсичные отношения этой пары, Имоджен Кримп ставит вопрос о том, что значит быть женщиной сегодня. Ее Анна далека от Анны Карениной или Эммы Бовари хотя бы потому, что не связана узами брака и условностями общества, но это не значит, что она свободна. У Кримп получился актуальный, мрачноватый, действительно очень остроумный (и оттого еще более беспощадный) роман о том, какую цену платит жительница большого города за право быть собой сегодня.

Уолтер Айзексон. «Илон Маск»

Издательство Corpus, перевод с английского Евгении Фоменко и Заура Мамедьярова

Издательство Corpus
Издательство Corpus

Если кто-то и мог взяться за биографию самого непредсказуемого миллиардера Илона Маска, так это Уолтер Айзексон. Журналист с огромным опытом (он был главным редактором Time и директором CNN) писал о жизни нескольких выдающихся личностей, включая Альберта Эйнштейна и Стива Джобса, причем Джобс, уже знавший о своей болезни, сам уговорил Айзексона написать книгу о нем и о его компании. Неудивительно, что именно Айзексону доверился и Маск.

Два года Айзексон провел с Илоном Маском и собрал достаточно материала, чтобы постараться показать, из чего сделан этот человек: абсолютный диктатор и деспот, когда речь идет о проектах, которыми он горит; мечтатель и визионер, если обсуждается будущее человечества; замкнутый парень без особой эмпатии, когда дело доходит до личных отношений, и непостоянный «человек-ребенок» в обычной жизни. 

Уолтер Айзексон в 95 главах показывает, откуда вообще взялся миллиардер, готовый всерьез переселить человечество на Марс. Писатель рассказывает о его детстве и юности, бунтарских решениях и деспотизме в работе, соперничестве с Джеффом Безосом, реакции на провалы и нежелании признавать просчеты, а также о его фантастической работоспособности и о многом другом… 

Пожалуй, после этой книги все равно не понимаешь до конца, на какой скорости у Маска работает мозг. Но веришь, что его энергия и мироощущение действительно могут изменить мир.

Самое популярное
Культурный город / Интервью
Миша Ленн: «Задача искусства – сделать человека лучше»
Художник-акварелист – о переосмыслении «Щелкунчика» и собственном стиле
Свободное время
Чем заняться на Новый год: шесть развлечений для домоседов
Домашний театр, рукоделие и книжный клуб – обзор для зимних каникул
Наш город / Галерея
Фотогалерея: как Москву украсили к Новому году
Город оформили световыми конструкциями и знакомыми с детства персонажами
Наш город
Где в Москве купить живую елку 2025–2026, как ухаживать, как можно утилизировать
Адреса и советы, как выбрать и ухаживать за главным символом праздника
Свободное время / Интервью
Константин Обухов: «2026-й станет годом телевидения»
Генеральный продюсер телеканала ТВ-3 – о безопасном контенте и интересе россиян к эзотерике
Городская недвижимость / Мнение
Дубайский мастер-девелопмент
Как использовать опыт ОАЭ в развитии городов России
Свободное время
Шесть локаций для праздника: как встретить Новый год в регионах России
Обзор отельных программ от Кавказа до Балтики
Культурный город
Беспилотный трамвай и автобус-амфибия: 10 самых необычных видов транспорта мира
Как культурные традиции и футуристические технологии создают уникальные маршруты
Городская недвижимость
Люксовый ритейл: как развивается этот сегмент в центре столицы
Эксперты считают, что нишу на рынке могут заполнить предложения в рамках новых жилых проектов
Другие города
Архитектурный дайджест: больница-сад, платный балкон в Вероне и колоссы Мемнона
Что произошло в мире архитектуры на прошлой неделе
Наш город
Мороз и солнце: синоптики предупредили о резком похолодании в Москве
В столичный регион на неделе придут холода и безоблачная погода
Другие города / Мнение
Побережья будущего
Почему нужно обучать молодых архитекторов проектировать пространства у воды
Свободное время
Лучшие катки Москвы: покататься на коньках зимой 2025–2026 с ценами и адресами
Главные места для катания на коньках для взрослых и детей
Наш город
Город для людей: что такое урбан-психология и как она влияет на человека
В России развивается новая дисциплина, изучающая взаимоотношения человека и городской среды
Горожане / Мнение
Гений места
Как известные личности создают городские бренды