Новая мобильность: почему автолюбители предпочитают каршеринг личному транспорту
Только в Москве число активных пользователей выросло с 30 000 до 1,7 млн за 10 летПо данным департамента транспорта Москвы, за первые семь месяцев 2025 г. водители совершили более 28 млн поездок с помощью сервисов каршеринга, что на 3 млн больше (25 млн), чем за аналогичный период предыдущего года. Согласно оценкам ведомства, ежедневный объем аренды в городе стабильно превышает 150 000, что отчасти позволяет снизить нагрузку на транспортную систему Москвы и негативное влияние на окружающую среду.
Помимо этого средняя продолжительность одной поездки увеличилась до 63 минут – это говорит о постепенном переходе потребителей от эпизодических коротких поездок до более продолжительных маршрутов как по городу, так и за его пределы, добавили в дептрансе.
«Каршеринг – хорошая альтернатива личному автомобилю, которую предлагает город. Мы видим, что более 30% автовладельцев в Москве пользуются арендой машин», – отмечал глава департамента Максим Ликсутов в июле этого года.
Уверенный рост спроса в столице во многом связан с удобством и доступностью услуги, считают опрошенные «Ведомости. Городом» эксперты. Все больше горожан в последние годы отказываются от личного автомобиля и на постоянной основе пользуются каршерингом, отметил автоэксперт Игорь Моржаретто. Сервисы активно развиваются: расширяются зоны покрытия, а также появляются новые возможности использования арендных машин, говорит он.
«При этом стоимость услуги остается конкурентной по сравнению с такси. Несмотря на общий рост цен на транспортные услуги, включая такси, каршеринг дорожает менее быстрыми темпами, что повышает его привлекательность среди автолюбителей», – заметил Моржаретто. Как ранее подсчитали эксперты из группы компаний Б1, в среднем для российского потребителя каршеринг за год обходится на 35% дешевле такси.
Столичный лидер
Согласно статистике московских властей, число активных пользователей каршеринга выросло с 30 000 до 1,7 млн человек за последнее десятилетие. Чаще всего автомобиль в аренду берут мужчины в возрасте 40 лет, а стаж вождения превышает семь лет. Постепенный рост числа пользователей сервисов каршеринга в Москве во многом связан с увеличением затрат на содержание личного автомобиля, считает Алексей Иванов, владелец сети дилерских центров «Альянс Тракс».
«За последний год стоимость обслуживания автомобиля в среднем выросла на 30%. Довольно сильно подорожали запчасти, особенно на иномарки ранее ушедших из России брендов, а также выросла стоимость автострахования, например, только КАСКО прибавило в цене 10–15%», – добавил Иванов. Он также отметил, что автовладельцу зачастую надо оплачивать машино-место и парковку в городе. Каршеринг избавляет автолюбителя от этих трат, а также дает пользователю больше гибкости и мобильности – ему не нужно возвращаться на место парковки арендованного автомобиля, считает эксперт.
По данным дептранса, за последние годы Москва стала мировым лидером по темпам развития сервиса: количество машин в парке выросло с 35 000 до 41 000, что в 117 раз больше, чем десятилетие назад (сервис каршеринга заработал в Москве в 2015 г.).
Сегодня парк столичного каршеринга является крупнейшим в мире и предлагает разнообразный выбор: от отечественных автомобилей до электромобилей и машин бизнес-класса. Если ранее преобладали автомобили российского производства, корейских, немецких и чешских марок, то сейчас доминируют китайские бренды при сохранении части прежнего модельного ряда, говорит Моржаретто. «Сервис становится менее роскошным, но более доступным», – пояснил эксперт.
Расширение автопарка арендных машин поддерживало правительство Москвы. С 2018 г. компании получают субсидии на обновление автопарка: за 7 лет сервисам передали 1,4 млрд руб., что позволило компенсировать часть средств на закупку 65 000 новых машин. Кроме того, для операторов каршеринга действует льготный тариф на парковочные разрешения, что делает парковку на территории города бесплатной для пользователей.
Не только мегаполисы
На текущий момент основные игроки в отрасли – «Делимобиль», «Яндекс.Драйв», «Ситидрайв» и «Белка». Российский рынок каршеринга в целом демонстрирует двузначные темпы роста. По оценке группы компаний Б1, финансовый объем рынка в 2024 г. достиг 63 млрд руб. против 44 млрд руб. в 2023-м. Данные Росстата подтверждают устойчивую положительную динамику: в апреле 2025 г. объем услуг по стране был на 7,3% выше, чем годом ранее. При этом объем каршеринговых услуг в этот период оценивался в 5,6 млрд руб.
Примечательно, что рост популярности каршеринга характерен не только для Москвы: в Санкт-Петербурге спрос на услуги аренды машин в 2024 г. вырос на 18%. Чаще всего жители Северной столицы брали автомобиль на срок от одного дня: число таких поездок за год увеличилось на 60%. В большинстве случаев пользователи путешествовали на арендованном авто по Ленинградской области, но некоторые автолюбители ездили в том числе в Москву, Казань и южные города России.
Значительную динамику показывают и города-миллионники – в Нижнем Новгороде за первое полугодие 2024 г. спрос вырос на 45%, что побудило операторов активно расширять парки и присутствие. Также довольно популярен каршеринг и в курортных городах Краснодарского края, в частности в Сочи: житель этого города потратил более 6 млн руб. на каршеринг в течение пяти лет и стал рекордсменом по суммарной дистанции – 54 000 км, свидетельствуют данные сервиса «Демимобиль».
Недавно сервисы каршеринга заработали в Калининграде, отметил Моржаретто. Кроме того, во II квартале этого года услуги аренды машин стали доступны для жителей Челябинска и Ярославля, добавил Иванов. Это одни из набирающих популярность туристических направлений, куда россияне едут в отпуск или отправляются в краткосрочные путешествия на выходные, если они живут в соседних регионах, уверен эксперт.
«Постоянно модернизирующаяся дорожная инфраструктура вкупе с растущим внутренним туризмом позитивно сказывается на каршеринговой отрасли. При этом эти сервисы становятся более популярными в том числе среди корпоративных клиентов, а это практически гарантированная база и стабильный спрос», – отметил Иванов и добавил, что за первое полугодие 2025 г., по данным сервисов каршерига, количество корпоративных пользователей из сфер строительства, доставки, финансов увеличилось на 53%. Исходя из этого можно ожидать, что рынок каршеринга в ближайшие годы будет только расти, считает он.
Российский каршеринг перешел из стадии становления в фазу ускоренного роста, превратившись из технологичной новинки в массовый и экономически обоснованный способ передвижения. При сохранении текущих условий – парковочных льгот, доступности лизинга и региональной экспансии операторов – у сектора есть все предпосылки для значимого развития в 3–5 лет, не исключает Моржаретто.
Официальные стратегии и отраслевые прогнозы также свидетельствуют о значительном потенциале дальнейшего роста рынка. Ключевой ориентир развития каршеринга в Москве был достигнут значительно раньше запланированного срока: целевой показатель в 40 000 автомобилей, установленный Стратегией развития транспортного комплекса на 2030 г., был выполнен уже по итогам 2024 г.
В свою очередь эксперты группы компаний Б1 прогнозируют, что к 2028 г. финансовая емкость российского рынка может вырасти до рекордных 235 млрд руб., а совокупный парк – удвоиться и достичь 136 000 автомобилей. Этот оптимизм подкреплен глобальными трендами: по оценкам P&S Intelligence, мировой рынок каршеринга может вырасти до $11,4 млрд к 2032 г., хотя по итогам 2024 г. показатель находился на уровне $7,3 млрд.