Объем креативной экономики Москвы увеличится к 2030 году почти в два раза
Способствовать этому будет ставка на кластерное развитие инфраструктуры и концентрация творческих специалистов в столицеСовокупная выручка московских компаний креативных индустрий к 2030 г. достигнет 11,1 трлн руб., прогнозирует гендиректор Агентства креативных индустрий (АКИ) Гюльнара Агамова. Таким образом, она почти в 2 раза превысит показатель 2023 г. – 5,8 трлн руб. «Ведомости. Москва – 2030» разобрались, за счет чего власти города планируют достигнуть столь амбициозных целей, а также какие векторы развития творческого сектора столица обозначает для себя как приоритет.
Творческий вклад в экономику
В 2023 г. выручка креативных индустрий в Москве уже увеличилась на 47% к 2021 г. (3,9 трлн руб.) до 5,8 трлн руб., фиксирует Агамова. Причем темпы роста креативных компаний оказались выше, чем у городского бизнеса в целом. Данные за 2024 г. официально еще не публиковались.
Закономерно становится больше и размер налогов столичных организаций в сфере креативных индустрий. В 2023 г. он вырос на 35% к 2021 г. до 392,3 млрд руб., отметила Агамова: «И эти показатели сопоставимы с поступлениями от сфер образования и бытовых услуг».
Как результат, вклад креативных индустрий в экономику столицы увеличивается. В 2023 г. их доля в валовой региональный продукт (ВРП) города, по данным НИУ ВШЭ, выросла на 1,7 п. п. к 2019 г. до 9,1%, рассказал в интервью «Ведомости. Москва – 2030» руководитель столичного департамента культуры Алексей Фурсин (см. стр. 3–4).
Что такое креативные индустрии
Согласно закону о развитии креативных индустрий, к ним относятся индустрии, основанные на историко-культурном наследии (художественные промыслы, ремесла, деятельность музеев и галерей и т. д.), информационно-телекоммуникационных технологиях (в том числе создание видеоигр, рекламная деятельность и деятельность СМИ), прикладном творчестве (создание и производство одежды, аксессуаров, дизайн, архитектура, гастрономия), а также на произведениях литературы, искусства, результатах издательской и исполнительской деятельности.
Такая динамика связана с тем, что в последние годы москвичи и россияне в целом стали больше интересоваться отечественными компаниями, их продуктами и услугами, объяснила Агамова. Тренд, по ее словам, укрепился после 2022 г., когда уход иностранных брендов создал пробелы на рынках и открыл возможности для российского бизнеса.
Другая причина – запуск и развитие в Москве инфраструктуры и мер поддержки для предпринимателей креативной сферы, также добавила она. В 2019 г. стартовал мегапроект по созданию Московского кинокластера. А уже в 2020 г. для целевой помощи креативному бизнесу было запущено АКИ.
Еще один фактор, который стал следствием политики поддержки властями Москвы творческого сектора, – увеличение количества креативных компаний в столице. По итогам 2024 г., согласно данным АКИ, в городе насчитывалось примерно 113 500 таких организаций, что на 6% больше, чем в 2023 г.
Драйвером креативных индустрий, по словам Агамовой, выступает и «огромный экспортный потенциал» креативной продукции: «И спрос на нее высокий. Помимо прямого экономического эффекта это способствует решению еще одной важной задачи – по продвижению российской культуры и традиций на мировой арене».
С учетом перечисленных факторов к 2030 г., как ожидается, вклад креативных индустрий в ВРП Москвы составит не менее 11%, отметил в беседе с «Ведомости. Москва – 2030» Фурсин. В ВВП России, согласно принятой федеральным правительством Концепции развития креативных индустрий, доля креативных индустрий должна за тот же период достичь 6%.
Центр кинопритяжения
Одной из приоритетных для властей столицы отраслей креативной экономики является киноиндустрия. Еще с 2019 г. в столице реализуется мегапроект по созданию Московского кинокластера (подробнее о реализации мегапроекта по созданию столичного кинокластера читайте на стр. 6). Его цель – расширение и обновление киноинфраструктуры столицы, все этапы проекта должны быть завершены к 2030 г. Ключевыми объектами кластера стали кинопарк и кинозавод «Москино», две площадки киностудии им. Горького – на ул. Сергея Эйзенштейна и в Валдайском проезде.
В результате развития кинокластера Москва должна стать ключевой точкой притяжения для российских кинопроизводителей. К 2030 г. в городе будет сниматься до 80% российских кинопроектов, прогнозирует Фурсин. Уже в 2024 г. на объектах инфраструктуры столичного кинокластера было снято 120 проектов, что в 2,5 раза больше, чем в 2023 г., а выручка московских компаний из индустрий кино и анимации перевалила за 250 млрд руб., фиксируют в столичном департаменте культуры.
Кроме того, за счет реализации проекта кинокластера и введения дополнительных мер стимулирования город рассчитывает на привлечение кинопроизводителей из других стран. Среди таких мер – рибейты на создание международных кинопроектов, прием заявок на получение которых стартовал с 1 апреля 2025 г. Рибейты позволят производителям компенсировать до 30% затрат на съемки в столице.
Высоко оценил инфраструктуру Московского кинокластера гендиректор холдинга «Газпром-медиа» Александр Жаров. На локациях кинопарка «Москино» телеканал ТНТ совместно с партнерами снимал сериалы «Постучись в мою дверь в Москве» (вышел в 2024 г.) и «Рейс 314» (дата премьеры пока не анонсирована). А на кинозаводе «Москино» – медицинского процедурала «Склиф» (релиз запланирован на 2025 г.). Кинокластер предоставляет доступ к современным производственным мощностям, позволяет экономить время и деньги на логистике и обеспечивает комфортную инфраструктуру для всех – от актеров до технической команды, отметил Жаров: «Уже сейчас это полноценный центр притяжения для киноиндустрии».
Видеоигровой ренессанс
Еще одним приоритетом для города, по словам Фурсина, является развитие видеоигровой индустрии. В 2022 г. ее оборот в столице существенно просел, поскольку многие компании-разработчики релоцировались в зарубежные юрисдикции, отметил Фурсин. И сейчас цель – «создать эту индустрию практически с нуля», пояснил он.
Уже сейчас АКИ реализует для московских видеоигровых стартапов акселератор «Фабрика видеоигр», в рамках которого участникам оказывается образовательная и менторская поддержка, в частности, для привлечения инвестиций на реализацию своих продуктов и их питчинга перед потенциальными заказчиками. Кроме того, АКИ активно работает над развитием экспортного потенциала видеоигровой индустрии: в прошлом году эта организация провела презентацию продукции российских разработчиков в Индонезии, а в 2025 г. приняла участие в видеоигровом фестивале в Египте.
Также в этом году для индустрий видеоигр и анимации в Москве будет запущен специализированный кластер на территории «Сколково». В нем будут базироваться компании-резиденты, отобранные в ходе конкурса. А инфраструктура кластера будет наполнена всем необходимым для создания видеоигр: здесь расположатся офисы резидентов, студия захвата движения (позволяет создавать реалистичную графику), студия звукозаписи, киберспортивная и выставочная зоны, кинозал для просмотра созданного материала, а также пространства для образования и отдыха – лекторий, капсульный отель и т. д.
К 2030 г., как рассчитывают в АКИ, резидентами кластера станут около 70 столичных студий, которые разработают «несколько десятков востребованных видеоигровых проектов, в том числе масштабных и высокобюджетных». А выручка видеоигровой индустрии Москвы к тому же периоду должна увеличиться более чем в 2 раза в сравнении с 2023 г., когда она составила 23,4 млрд руб.
Видеоигровой кластер Москвы обеспечит «критически важную поддержку» индустрии, считает руководитель фонда для поддержки инди-разработчиков Indie GO Fund Владимир Вареник. Начинающие студии, которые станут его резидентами, получат доступ к дорогостоящей инфраструктуре, что позволит им вывести продукты «на принципиально новый качественный уровень», уверен он: «А образовательные программы и нетворкинг между компаниями помогут в обмене опытом и будут способствовать созданию комплексных проектов в рамках коллабораций».
Запуск индустриального кластера – это системообразующий шаг и важный сигнал признания городом отрасли как полноценного и значимого сектора экономики, резюмировал генеральный директор Организации развития видеоигровой индустрии Василий Овчинников: «Удерживать и развивать специалистов видеоигровой индустрии необходимо именно за счет системной поддержки и создания благоприятной среды для профессионального роста».
Фабрика искусств
Москва, помимо создания инфраструктуры для производства кино и видеоигр, активно занимается развитием индустрий дизайна, искусства, а также издательского дела, отметили в АКИ. Эффект уже заметен: выручка индустрий дизайна и искусства в 2023 г. увеличилась на 39% к 2022 г. до 11 млрд и 4,8 млрд руб. соответственно. А в сфере издательского дела она за тот же период перевалила за 327 млрд руб.
Для книжников столица реализует программу «Издательские сезоны», в рамках которой обеспечивает продвижение их продукции на российском и международных рынках. Например, издательство «Абрикобукс» участвовало в столичной книжной выставке Non/fiction на стенде АКИ, рассказала «Ведомости. Москва – 2030» его главный редактор Людмила Никитина: «И это позволило не только оптимизировать расходы, но и получить доступ к мощной информационной поддержке».
Экспортное продвижение продукции издателей АКИ обеспечивает за счет участия в международных выставках России и дружественных стран. Летом 2024 г. в столице впервые состоялась Московская международная издательская неделя, которую посетили представители 13 стран. Итогом мероприятия стало подписание 34 международных контрактов на издание книг. В частности, «Абрикобукс», по словам Никитиной, достиг договоренностей о выпуске своих книг в Сербии, Аргентине, Парагвае, Бразилии и странах Ближнего Востока. Кроме того, при поддержке АКИ осенью прошлого года делегация московских издателей посетила Шанхайскую международную детскую книжную ярмарку. Там «Абрикобукс» заключил пять зарубежных контрактов, добавила Никитина.
В свою очередь, представители столичной арт-индустрии с 2024 г. могут присоединиться к проекту «Арт-сезоны», в рамках которого начинающие художники и галереи бесплатно участвуют в крупнейших арт-ярмарках и маркетах. Благодаря поддержке АКИ возможность представить свое творчество на столичных ярмарках современного искусства blazar и «Арт Москва» получила и художница Нисо Атаханова. Участие в таких мероприятиях, как говорит она, позволяет художникам показать свою работу большой публике, найти «своих» коллекционеров и будущих галеристов, а также начать проекты с бизнесом. Например, после выступления на «Арт Москве» Атахановой предложили сотрудничество с галереей Hidden place, где впоследствии в 2024 г. она представила свои работы в рамках выставки «Сто лет назад».
В городе для художников с 2025 г. на бесплатной основе доступен и новый творческий центр «Московские мастерские», где размещены 35 художественных студий с мольбертами, гончарными кругами, покрасочными камерами, специальными зонами для сушки работ. Сейчас резидентами центра являются более 30 художников – живописцев и керамистов. Наибольшую ценность в «Московских мастерских» представляет возможность обмена опытом с коллегами, которые занимаются разными видами искусства, уверена Атаханова.
Компаниям из индустрии дизайна Москва также оказывает значимую поддержку. Для них в столице проводятся конкурс дизайн-решений для российской промышленности «Фабрика дизайна» и конкурс дизайна мерча и сувенирной продукции «Дизайн-цех», по результатам которых участники могут заключить контракты с бизнесом, а также городскими и федеральными организациями.
За три года существования проекта «Фабрика дизайна» в нем приняло участие более 1470 специалистов, а результатом конкурса стало 187 подписанных соглашений между ними и заказчиками, сказал «Ведомости. Москва – 2030» президент Союза дизайнеров России Виталий Ставицкий: «Любые меры поддержки дают положительный эффект для нашей индустрии, которая фактически находится на передовой российской экономики».
В авангарде креативной экономики
Заявленные Москвой целевые показатели по вкладу креативных индустрий в экономику города к 2030 г. вполне реализуемы с учетом их текущих темпов роста, считают в НИУ ВШЭ, РЭУ им. Г. В. Плеханова и Президентской академии (РАНХиГС).
Главный драйвер креативной экономики города – это столичная среда, в которой сконцентрированы и большое количество талантливых специалистов, и ключевые заказчики, говорит ведущий эксперт факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ Олег Иванов. Другой важный фактор роста – кластерный подход, который реализуют московские власти, уверен Иванов: «Он создает точки притяжения внутри креативных индустрий».
30%
занятых в креативной экономике России, или почти 1,4 млн человек, работают в Москве.
Способствовать развитию креативной экономики в Москве будет и растущий внутренний спрос на культурный и цифровой контент, думает научный сотрудник Научно-исследовательского центра пространственного анализа и региональной диагностики Президентской академии Дмитрий Евдокимов.
В то же время приоритетность индустрий кино, анимации и геймдева для города логична в том числе потому, что эти направления пользуются большим интересом у молодежи – как в рамках высшего, так и в рамках среднего профессионального образования, фиксирует декан Высшей школы креативных индустрий РЭУ им. Г. В. Плеханова Дмитрий Котов.
Среди ограничений креативной экономики столицы – высокая конкуренция за кадры, особенно в IT и дизайне, отмечает Иванов. Кроме того, для стабильного развития индустрии необходимо проработать понятные правовые рамки для гибридных форм занятости, добавляет он: «Многие специалисты в креативных индустриях работают как самозанятые или как фрилансеры, но официальная статистика их пока не замечает, а меры поддержки обходят стороной».
Действия московских властей соотносятся с федеральной Концепцией развития креативных индустрий, утвержденной правительством в 2021 г., отмечает Евдокимов. Но столица в структуре своей экономики уже давно опередила целевые показатели по креативным индустриям, установленные в этом документе до 2030 г., и это делает город безусловным флагманом этой отрасли, продолжает он.
«Уже сейчас Москва задает стандарты и формирует институциональные рамки, которые в дальнейшем могут масштабироваться на федеральный уровень», – резюмирует Евдокимов.