Семь лет «мусорной» реформе: как она изменила город и горожан
Избыточное потребление больше не в тренде, утверждают экспертыВ 2019 г. в России стартовала «Реформа обращения с отходами производства и потребления», более известная как «мусорная». Она рассчитана до 2030 г. и предполагает кардинальную перестройку системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО).
По планам властей, в рамках реформы должна быть создана необходимая инфраструктура для сбора отходов в населенных пунктах, ликвидированы несанкционированные свалки, снижено число мусорных полигонов, а также построены современные мусороперерабатывающие заводы, которые по сути формируют новую отрасль экономики – так называемую экономику замкнутого цикла. Это значит, что в идеале к 2030 г. 100% бытовых отходов должны отправляться на мусороперерабатывающие заводы, перерабатываться и вновь возвращаться в цепочку потребления, а не разлагаться на свалке.
Важную роль в создании такой централизованной системы играет внедрение раздельного сбора отходов: это организация сортировки мусора по фракциям (пластик, стекло, бумага, органика и т. д.). Без раздельного сбора большая часть отходов либо вообще не перерабатывается, либо идет в переработку с большими потерями – даже если есть хорошо развитая сеть мусороперерабатывающих заводов.
«Ведомости. Город» разбирался, как реформа отразилась на городской среде и на отношении к проблеме отходов среди ее жителей.
Предпосылки реформы
По прогнозам ООН, производство твердых бытовых отходов увеличится с 2,3 млрд т в 2023 г. до 3,8 млрд к 2050 г. Эксперты организации заявляют, что, помимо ущерба здоровью людей, загрязнения экосистем (почв, рек, морей), климатических изменений, дальнейший неконтролируемый рост отходов к 2050 г. приведет к почти двукратному росту стоимости их утилизации и составит $640 млрд.
Отходы, в свою очередь, порождают свалки. В России неконтролируемый рост бытовых отходов привел к росту несанкционированных мусорных полигонов. Кульминацией стала ситуация с полигоном «Кучино» в Балашихе: к 2017 г. он разросся до 54 га, а высота отходов местами достигала 80 м. Выброс газов от разлагающегося мусора, сброс вредных веществ в реку Пехорку, постоянные возгорания провоцировали проблемы со здоровьем у местных жителей. Отчаявшись решить проблему самостоятельно, они обратились напрямую к президенту во время прямой линии. В итоге в июне 2017 г. по поручению Владимира Путина полигон был закрыт, а его территорию рекультивировали. В следующем году, как писали «Ведомости», по Подмосковью прокатилась волна «мусорных» протестов с требованием закрыть свалки близ городов.
Обострение проблем с мусором потребовало контроля со стороны государства, подчеркнул президент на встрече с общественностью в феврале 2019 г. «Реформа должна быть грамотным образом и с минимальным ущербом и нагрузкой для граждан реализована, это безусловно. И здесь еще очень много вопросов», – отметил Владимир Путин.
Промежуточные итоги реформы
По данным Минприроды России, в 2024 г. впервые с 2020 г. в России сократилось количество отходов производства и потребления. Их общий объем составил 8,5 млрд т, что на 8,2% меньше, чем годом ранее. Общий объем утилизированных отходов достиг 3 млрд т, примерно треть из которых (922 млн т) отправилась на переработку.
По информации Российского экологического оператора (РЭО), на конец 2024 г. в России установлено 296 000 контейнеров для раздельного сбора отходов, которые в общей сложности охватывают 93 млн человек. Самый высокий процент охвата отмечается в Центральном федеральном округе – 84%, самый низкий – в Южном федеральном округе (45%).
За период проведения реформы ликвидировали 185 несанкционированных свалок (до 2024 г. включительно), говорится в докладе Минприроды. В 2019 г. этот показатель составлял 16.
«В 2019–2025 гг. введены в эксплуатацию 372 объекта обращения с ТКО. Среди них 200 – по обработке, 113 – по утилизации, 20 – по обезвреживанию, 39 – по размещению ТКО. На разных этапах строительства находятся еще 110 объектов инфраструктуры. Суммарно планируется до 2030 г. построить 408 объектов инфраструктуры в различных регионах России», – сообщили «Ведомости. Городу» в пресс-службе РЭО.
Важным фактором в увеличении доли сортируемого сырья эксперты называют развитие звеньев цепочки переработки: схемы раздельного сбора и перерабатывающие мощности. Например, 10 лет назад базовым решением было везти мусор на полигон. Сейчас отходы все чаще отправляются на мусороперерабатывающие заводы. Как поясняют эксперты, содержимое мусорных пакетов там поступает на конвейер, и с помощью компьютерного зрения специальное устройство выбирает пригодные для переработки фракции: алюминиевые банки, стекло, металл, пластик. Остальное отправляется на мусоросжигательный завод. Он сжигает мусор и преобразовывает его в тепловую и электрическую энергию.
Где сортируют лучше
Чем богаче или меньше город, тем лучше в нем развит раздельный сбор отходов, говорит старший преподаватель департамента маркетинга Высшей школы бизнеса ВШЭ Александр Лебедев. Например, хорошие показатели демонстрируют Мытищи и Суздаль: там доля сортируемых отходов даже выше, чем в Москве. В малых городах это связано с тем, что муниципалитеты лучше чувствуют ответственность перед горожанами, а также с простотой сбыта органических отходов из-за близости животноводческих комплексов. Богатые же города могут позволить себе более технологичные системы по сортировке, считает эксперт. Он также отметил, что хуже система работает в удаленных городах.
«По цифрам худшие показатели по раздельному сбору у Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов. Это связано с большими территориями и распределенным образом жизни. Организовать раздельный сбор отходов в многоквартирном доме проще, чем в частном секторе», – говорит Лебедев.
Он добавляет, что при этом одним из главных «врагов» раздельного сбора являются мусоропроводы. «Там, где мусоропровод не заварен, процент сортировки резко снижается», – констатирует эксперт.
Также существует корреляция между составом выбрасываемого мусора, типом местности и доходами жителей. Например, в сельской местности и в городских районах с более низкими доходами больше «мокрых» отходов – органики, загрязненных одежды и ветоши. В районах, где проживают люди с высоким доходом, в мусорных баках чаще встречаются пластик, стекло и бумага.
По его данным, доля отсортированных отходов за последние семь лет в Москве выросла примерно в два–три раза: сейчас на переработку отправляется 18–30%, в то время как в 2018 г. – 5–15%. Эколог Георгий Каваносян для Москвы называет цифру в 60% от всего входящего потока отходов.
При этом в целом по стране, по данным Минприроды, в 2024 г. обрабатывалось больше половины от всего объема ТКО.
Увеличению доли сортируемых отходов в Москве поспособствовало то, что в некоторых районах города стоят дополнительные контейнеры для бумаги и стекла (зеленые и желтые баки), отметил Лебедев. Также осенью 2024 г. в столице был запущен проект «Экоточки Москвы», предлагающий интерактивную карту с адресами пунктов приема вторсырья. Собранные отходы направляются на переработку через партнерскую сеть, курируемую департаментом природопользования и охраны окружающей среды Москвы. Всего в столице по состоянию на конец января действует более 740 экоточек, сообщили «Ведомости. Городу» в ведомстве. Из них 175 точек до 1 марта принимают на переработку натуральные ели, сосны, пихты, лапник.
По данным столичного департамента природопользования, в рамках проекта «Экоточки Москвы» в 2025 г. жители столицы собрали более 1700 т одежды, свыше 28 т электролома, почти 93 т книг, более 600 кг блистеров от лекарств, почти 586 т шин, а также более 48 000 новогодних елей. Из последних удалось получить более 200 кубометров щепы для мульчирования почвы и удобрения земли.
В Санкт-Петербурге ситуация с раздельным сбором требует улучшения, считает Лебедев. До 2022 г. заниматься сортировкой в городе было проще, так как был налажен экспорт пластиковых отходов в Швецию и Финляндию, где много мусороперерабатывающих заводов. Внутренних мощностей по переработке в Санкт-Петербурге не хватает, поэтому сейчас хорошо налаженный процесс заморозился. В столице показатели лучше еще и потому, что есть производства, заинтересованные в нагрузке, а также более удобная логистика.
Двухконтейнерная система: за и против
По информации РЭО, сейчас двухконтейнерная система работает в 47 регионах, среди них Москва, Челябинск, Красноярск. Она представляет собой два бака – серый и синий (первый предназначен для смешанных отходов, второй – для вторсырья). «Власти 17 регионов приняли решение отходы синего бака собирать отдельно (пофракционно). Еще в 11 регионах комбинируют оба подхода», – добавили в пресс-службе ведомства.
Реформа предполагает внедрение двухконтейнерной системы по всей стране к 2030 г.
Лебедев утверждает, что эта система способствовала прогрессу в раздельном сборе. «Из синего бака переработать можно около 40%. С течением времени этот процент увеличивается. Все больше находятся ценных фракций, меньше загрязненных, в частности “мокрых”. Из серого бака перерабатывается 10–20%», – объясняет эксперт.
По его словам, постепенно в обиход горожан входит сортировка мусора по отдельным фракциям дома, который затем отправляется единым блоком на мусорку. Он считает, что вопреки расхожему мнению, это реальная помощь в дальнейшем цикле переработки. Как это работает: люди дома отделяют «сухой» мусор от «мокрого», относят его на мусорную площадку и отправляют сухие фракции типа картона, пластика, стекла в контейнер «Вторсырье», а мокрые (обычно это остатки пищи) – в «Смешанные отходы». Мусор из этих контейнеров забирают разные мусоровозы для вторсырья и смешанных отходов соответственно и отвозят на мусоросортировочную станцию. Если сухие фракции приезжают отдельно от мокрых, доля пригодных для переработки отходов значительно увеличивается.
Руководитель проекта «Ноль отходов» проекта «Земля касается каждого» Алексей Киселев утверждает, что объем перерабатываемого вторсырья действительно увеличивается, но ведущую роль в этом играет рост мусороперерабатывающих заводов, а не раздельный сбор отходов. По его словам, ситуация со вторым в России оставляет желать лучшего. Эксперт довольно критично настроен к двухпоточной системе, так как считает, что она малоэффективна для целей сортировки.
«Упрощение системы раздельного сбора до двухпоточной снижает ответственность у населения, несмотря на преимущества в виде простоты и максимального вовлечения граждан. Из-за этого ухудшается качество сортировки. Большие объемы, которые собираются в контейнер для перерабатываемых отходов, часто неликвидны на рынке из-за своего низкого качества», – говорит он.
В качестве аргумента Киселев со ссылкой на сборник «Альбом лучших практик» РЭО приводит в пример эксперимент, проведенный в 2022 г. в Санкт-Петербурге. Тогда одновременно в разных районах города действовали две системы сбора – двухпоточная и многофракционная. В первом случае за три месяца эксперимента из синих контейнеров было собрано 29 т отходов: 22% составляло стекло, 13% пластик, 2% макулатура и 61% – засор. Во втором случае были установлены отдельные контейнеры для макулатуры, стекла и контейнер для пластика, металла и упаковки типа тетра-пак. За год эксперимента было собрано 346 т вторсырья: 60% – стекла, 20% – пластика, 14% – макулатуры, 6% – металла. Засор составлял всего 19%.
Похожие результаты двухпоточная система показала и в Свердловской области: состав отходов в контейнерах для несортируемых и сортируемых отходов практически не отличался. Эксперимент также отражен в сборнике «Альбом лучших практик» РЭО.
Эксперт считает, что эксперимент показал, что людям гораздо проще пользоваться многофракционной системой сбора. «Вместо сложного понятия «сортируемые отходы/вторсырье», включающего в себя большой перечень перерабатываемых компонентов, они видят исчерпывающее понятие, например «пластик», – уверен он.
Экология как личная ценность
По данным департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы, в 2024 г. в столице на переработку отправлено 1,6 млн т вторсырья – в 3,5 раза больше, чем в 2019 г.
Опрошенные «Ведомости. Городом» эксперты главными драйверами увеличения доли сортируемых отходов видят изменение потребительского поведения и рост интереса к теме экологии.
Еще 10 лет назад избыточное потребление считалось демонстрацией больших финансовых возможностей, считает Александр Лебедев. Такая модель неизбежно вела к увеличению количества отходов. Сейчас отношение к этому постепенно меняется. «Такое потребительское поведение уходит, становится неактуальным. Появляется больше шеринговых сервисов, сервисов мягкой заботы. И, соответственно, благодаря общей повестке поведение потребителей меняется, в том числе в позитивную сторону в случае с раздельным сбором», – говорит эксперт.
По мнению Киселева, лучше любых цифр отношение людей к вопросу сортировки показывают переполненные вторсырьем экоцентры и контейнеры для раздельного сбора вторсырья по всей стране.
Сооснователь экоцентра «Сборка» Сергей Тушев большой потенциал видит в том, чтобы вовлекать горожан в раздельный сбор. По его словам, сейчас заметная часть населения выключена из этого процесса, потому что с недоверием относится к выстроенной системе. «Доверие – это скрытый ресурс, который может дополнительно увеличить долю отправляемых на переработку материалов. Вернуть доверие людей можно через объяснение, как система реально работает: что можно сдать во дворе, что можно отнести в экоцентр, как еще можно ускорить изменения», – считает он.
Точкой роста для отрасли Тушев видит экологическое просвещение людей и комплексное вовлечение в осознанное потребление. По его мнению, горожанам важно дать понять, что они полноценные участники процесса, у которых есть право голоса. «Есть понятие «голосовать рублем», а мы используем термин «голосовать мусором», то есть мой выбор – отнести отходы в экоцентр, вызвать экотакси, сдать на акции или кинуть вторсырье в проверенный бак», – говорит он.
Посетители «Сборки» все чаще выбирают такой подход: в 2025 г. московский филиал экоцентра передал на переработку 1100 т вторсырья, что более чем вдвое превышает показатели 2020 г., а за все время существования экоцентра этот параметр составил 4000 т.
Из прижившихся экологических активностей горожан – различные акции вроде сбора крышек от пластиковых бутылок. В такие кампании стал вовлекаться и бизнес. Например, продуктовые ритейлеры запускают экофандоматы, куда сдают крышки от пластиковых бутылок и получают бонусы, которые в дальнейшем можно потратить на покупки. Магазины электроники регулярно запускают акции по типу «Экотакси»: вывоз старой техники в обмен на скидку на новые покупки в этой сети.
Собеседники «Ведомости. Города» сходятся во мнении, что вклад волонтерских организаций в раздельный сбор в объемах сортируемого сырья колеблется в пределах статистической погрешности. Но именно они сыграли решающую роль в формировании экологической осознанности среди горожан, считают эксперты. «Например, человек приходит на экодень, смотрит вокруг – и оказывается, что не только один он такой, который делит мусор на фракции. Люди видят людей. И это сильно воодушевляет продолжать заниматься раздельным сбором или увеличивать его за пределами экодней», – полагает Лебедев.