«В современном мире важно развиваться не только внутри своей страны»

Гендиректор Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова – о приоритетах и перспективах развития творческих сфер Москвы
Пресс-служба АКИ
Пресс-служба АКИ

В 2025 г. в «Сколкове» откроется первый в России кластер видеоигр и анимации, его резидентами станут ведущие отечественные компании, сообщил в конце октября в своем Telegram-канале мэр Москвы Сергей Собянин. Этот кластер является частью общей стратегии столичных властей по развитию креативных индустрий.

В 2020 г. с этой целью было создано Агентство креативных индустрий (АКИ). О том, какие задачи ставились на старте работы перед АКИ, почему важно регистрировать результаты интеллектуальной деятельности, а также о приоритетных сферах развития и перспективах экспорта российских игр, кино и анимации в интервью «Ведомости. Городу» рассказала генеральный директор агентства Гюльнара Агамова.

«Работа вбелую позволяет системно растить цены на произведения»

– Агентство креативных индустрий было создано в 2020 г. Какие задачи ставились на тот момент городскими властями? Увеличение доли креативных индустрий в ВРП Москвы, например, было одной из них?

– Москва – это огромный мегаполис, в котором сосредоточено множество творческих людей и предпринимателей из этой сферы. Агентство креативных индустрий появилось для дальнейшего успешного развития экономики Москвы, и соответствующий запрос был сформирован со стороны бизнеса. В этом и заключалась основная задача агентства, но с акцентом не только и не столько на развитие творческого потенциала, сколько на бизнес-составляющую – научить творца формировать прибыль и интегрировать креативные индустрии в другие сферы предпринимательства.

Что касается увеличения доли ВРП, это, конечно, одна из задач и это происходит постепенно. В том числе за счет увеличения количества компаний в Москве, занятых в данном секторе. Сейчас их число уже приблизилось к 110 000 – это компании, работающие в сфере моды, музыки, издательском бизнесе, кинокомпании, создатели видеоигр и т. д. Как результат – за последние два года оборот столичных компаний, занятых в креативных индустриях, вырос в 1,5 раза и по итогам 2023 г. составил 5,8 трлн руб.

– Есть ли прямая корреляция между ростом количества креативных компаний и обелением этого сектора? Ни для кого не является секретом, что, по крайней мере ранее, существенная часть креативной экономики была в серой зоне. Что мотивирует компании переходить в легальное поле?

– Не для всех секторов креативной экономики характерна серая зона. В каких-то отраслях ее практически нет, как, например, в кино, анимации, музыке, видеоиграх. Потому что почти две трети их заработка – это лицензионные соглашения и депонированные результаты интеллектуальной деятельности. Представители этих индустрий знают, что, если они не зарегистрируют игру или трек, их могут украсть. И чем больше и лучше ты депонируешь, тем, собственно, выше твоя прибыль.

Но в некоторых отраслях этот процесс пока действительно не до конца отрегулирован, и люди не всегда понимают, зачем им официально оформлять свою деятельность (как юрлицо, ИП или самозанятый) и регистрировать права на интеллектуальный продукт. Так, например, отчасти функционирует сегодня сфера изобразительного искусства / арт-индустрия, где в серой зоне остается пока еще довольно существенная часть творцов. Художники не всегда знают, как зарегистрировать интеллектуальные права на свое произведение, правильно оформить свои отношения с коллекционерами, галереями и музеями и т. д., а также не всегда понимают – зачем в принципе им все это нужно делать. АКИ сейчас плотно работает с этой сферой, наша задача – научить ее представителей правильной работе и взаимодействию друг с другом. И очевидно, что эта работа уже находит отражение: по итогам 2023 г. выручка арт-индустрии выросла к 2022 г. на 39% и составила почти 4,8 млрд руб.

Мы постоянно запускаем – не только для художников, но и для всех, кто работает в креативной сфере, – бесплатные обучающие программы, в рамках которых эксперты пошагово разъясняют – как и что необходимо сделать, чтобы выйти в белую зону и начать зарабатывать. Также мы ведем большую кампанию по популяризации искусства, в частности, рассказываем бизнесу о том, чем им могло бы быть полезно сотрудничество с творцами. Результаты есть – крупные девелоперы начали привлекать к своей деятельности представителей искусства. Художники делают для них не только паблик-арты, но также участвуют в создании концепций развития тех или иных территорий.

– А какие все же ключевые факторы оказали влияние на эту динамику?

– Рост обусловлен целым рядом как экономических, так и культурных факторов. Во-первых, здесь действительно также есть прямая связь с увеличением количества юрлиц и индивидуальных предпринимателей: сейчас в арт-индустрии в Москве зарегистрировано более 2600 компаний и ИП. Выходить из тени компаниям арт-индустрии выгодно, поскольку тогда галереи, прозрачно ведущие свою деятельность, могут претендовать на финансовые меры поддержки от города и участвовать в проектах типа «Арт-сезоны» (дает возможность бесплатного участия в крупнейших ярмарках и маркетах современного искусства. – «Ведомости. Город»). Это может быть особенно ценно для небольших частных галерей, которые только начинают свой путь в индустрии. Также работа вбелую позволяет системно растить цены на произведения российских авторов и привлекать больше зарубежных коллекционеров.

Во-вторых, сказывается постпандемийный эффект – сейчас для людей покупать предметы искусства в интернете является нормой, в столице стало больше онлайн-площадок с работами современных художников. В-третьих, есть определенная тенденция покупать русское и поддерживать российских художников, дизайнеров. Как по идеологическим, так и по практическим соображениям. Те, кто раньше летал в Европу на арт-ярмарки, выставки и аукционы, сейчас делают это значительно реже или покупают предметы искусства на столичных ярмарках.

«Мы «подружили» представителей индустрий кино и моды»

– Если говорить о других сферах, то сегодня уже заметны качественные сдвиги в кинопроизводстве – в частности, в Москве сейчас реализуется мегапроект по созданию кинокластера. Также очевиден прогресс в индустрии моды. Почему именно эти сферы были выбраны как приоритетные и какие успехи здесь можно зафиксировать?

– Начну с моды – эта сфера действительно очень активно развивается в столице. За последние три года оборот компаний здесь вырос на 46% и уже превысил 230 млрд руб. Причем приоритетной эта сфера стала внезапно – в 2022 г. из России ушло большое количество зарубежных брендов. Тогда мы поняли, что необходимо развивать отечественные бренды и производство, создавать инструменты поддержки для дизайнеров, в том числе начинающих. Стартовали с проведения маркетов в торговых центрах столицы. Запрос на участие в них был довольно высокий – на каждый маркет приходило по 500–700 заявок от дизайнеров и мастеров со всей страны. Чтобы открывать новые имена, в 2022 г. была запущена Неделя моды, и сегодня дизайнеры со всей России стремятся к тому, чтобы показать на ней свои коллекции.

В апреле – сентябре 2024 г. проходил пилот конкурса «Киношоурум» – проект АКИ на стыке двух сфер – кино и моды, созданный для поддержки модной индустрии и интеграции работ талантливых российских дизайнеров в отечественный кинематограф. Мы получили свыше 200 заявок из более чем 30 регионов России. В результате – 32 победителя пилотного проекта разработали образы героев для новых оригинальных сериалов онлайн-кинотеатра Okko, и после их выхода зрители смогут приобрести предметы одежды в торговых точках Москвы. Во всем мире, когда фильм выходит в прокат, люди, стараясь подражать образам героев, начинают покупать соответствующую одежду. В России этот инструмент пока используется не очень активно. Мы «подружили» представителей индустрий кино и моды, и в итоге в кино начали приходить дизайнеры и мастера и предлагать использовать в съемках свои работы.

Что касается кинокластера – запрос на его создание пришел от представителей киноиндустрии, которым здесь, в столице, чтобы не летать куда-то далеко, нужна была инфраструктура для создания своих проектов. Москва проанализировала опыт других стран, и стало понятно, что в городе можно создать кластер полного цикла, который не будет уступать, а в некоторых моментах даже будет превосходить мировые аналоги. К примеру, по площади московский кинокластер равен семи Голливудам. И главное, чего удалось добиться при реализации данного проекта, – объединения всех креативных индустрий: кинопродакшнов, аниматоров, дизайнеров, создателей графики, rental-компаний и проч.

– Сейчас в повестке развития – индустрия видеоигр. Чем это обусловлено? И что планируется делать в этом направлении?

– Запрос на видеоигры и ранее, и сейчас огромный: если посмотреть данные различных исследований, россияне тратят на видеоигры в четыре раза больше денег, чем на книги. Совокупные траты москвичей на покупку игр и внутриигровые активности, к примеру, составляют порядка 323 млрд руб. в год. Проанализировав эти данные, мы поняли, что нужно смотреть в сторону видеоигр. С уходом из России крупных игровых компаний для отечественных разработчиков появилась целая ниша, которую они в перспективе смогут занять. К тому же наши игры очень востребованы как в России, так и за рубежом.

Можно сказать, что сфера видеоигр сейчас переживает второе рождение. В 2024 г. мы создали «Фабрику видеоигр»: это акселератор, цель которого – поддержка столичных разработчиков игр и гейм-дизайнеров. Среди разработок участников «Фабрики видеоигр» есть как совершенно новые проекты, так и продолжение популярных компьютерных игр. Их мы сможем увидеть уже в 2025 г.

Также в 2025 г. в Москве, на базе «Сколково», будет запущен первый в стране кластер видеоигр и анимации. Его площадь составит около 40 000 кв. м, и в нем будет вся необходимая для разработки инфраструктура, образовательные, событийные и акселерационные программы. В числе мер поддержки участникам кластера будет доступна помощь с поиском частных инвестиций. В списке будущих резидентов кластера уже несколько десятков компаний.

При этом в современном мире важно развиваться не только внутри своей страны, но и выходить на международные рынки. Кино и видеоигры как раз являются очень перспективными направлениями для экспорта и развития международного сотрудничества.

– А какие территории сейчас перспективны для развития экспортного направления и международного сотрудничества?

– В первую очередь наиболее дружественные или территориально близкие страны. С 2023 г. АКИ заключило несколько десятков международных соглашений о сотрудничестве с иностранными государственными организациями и бизнес-структурами, а также способствовало заключению экспортных контрактов. В частности, в сфере моды и легкой промышленности – с Таиландом, Турцией, Индонезией и Узбекистаном, в области кино и анимации – с Таиландом, Египтом, Ираном, издательского дела – с Египтом и Сербией, гейм-индустрии – с Индонезией. Мы рассчитываем на увеличение контрактов и расширение списка стран.

Креативные индустрии в эпоху глобальных потрясений становятся одними из самых адаптивных к кризисам сегментов экономики и, как следствие, – одними из самых перспективных. Развитие экспортного потенциала отечественных креативных индустрий – история не только про деньги, это еще и та самая мягкая сила, благодаря которой Россия может взаимодействовать с внешним миром в условиях существующих ограничений.

Самое популярное
Наш город
Реквием по «Патрикам»: почему самый модный район Москвы теряет популярность
Как возникает и почему угасает востребованность городских локаций
Свободное время
Цирк, балет и много волшебства: как порадовать малыша в Новый год
Праздничные елки для самых юных зрителей
Свободное время
Елка для взрослых и царские куклы: куда пойти в выходные 6–7 декабря
Только интересные события в Москве
Культурный город
Геометрическое наследие: в Дохе открылся музей Макбула Фиды Хусейна
Проект индийского архитектора Мартанда Хосла основан на эскизе самого художника
Другие города
Архитектура, дизайн и урбанистика: главные события декабря
Отраслевые конференции и выставки в России и за рубежом
Другие города / Интервью
Надежда Замятина: «Если долго жил на Севере, на юг лучше уже не переезжать»
Директор Центра арктической и северной урбанистики – о жизни городов за полярным кругом
Наш город
Без колебаний: в столичном регионе сохранится аномально высокая температура
Превышение над климатической нормой составит пять градусов
Городская недвижимость
Стратегический актив: как репутация помогает девелоперам увеличить продажи
Почему авторитет бренда прямым образом влияет на рыночные позиции
Другие города
Архитектурный дайджест: греческая пивоварня, дом из пикселей и китайцы в Венеции
Что произошло в мире архитектуры на прошлой неделе
Другие города
Чудо на льду: в каких городах работают самые атмосферные катки мира
Площадки для популярного развлечения становятся яркими точками притяжения в зимних мегаполисах
Городская недвижимость
Портфель для инвестора: вложения в какую недвижимость принесут стабильный доход
Как защитить и приумножить свой капитал
Городская недвижимость
Курс на стабилизацию: рынок недвижимости адаптируется к новым условиям
Господдержка пока остается ключевым фактором устойчивости отрасли
Наш город
Человекоцентричный город
Почему интересы жителей должны определять развитие среды
Свободное время
Финал «Очень странных дел», продолжение Fallout и еще пять новых сериалов
Что смотреть на стримингах в конце осени и начале зимы
Культурный город
Глазами Дмитрия Донского: на Куликовом поле создадут новый музей
Исторический комплекс появится в Тульской области к 650-летию легендарной битвы