В январе индустрия гостеприимства стала драйвером развития экономики Москвы
В новогодние каникулы за счет туристов бюджет столицы пополнился на 18,7 млрд рублейВ период с 29 декабря по 8 января Москва привлекла 7 млн туристов, что, по данным столичной мэрии, в 1,5 раза выше показателя за аналогичный период 2024 г.
Массовый приток гостей дал прямой экономический эффект: по словам мэра Сергея Собянина, туризм в новогодние каникулы принес Москве 136,8 млрд руб., а вклад в городской бюджет составил 18,7 млрд руб. Этот показатель в полтора раза превысил прошлогоднее значение.
Все места забронированы
Массовый приток гостей обеспечил высокую заполняемость гостиниц, ресторанов, культурных учреждений, тем самым создав значительную добавленную стоимость для столичной экономики. По данным мэрии, по сравнению с прошлым сезоном выручка гостиниц от продажи номеров в период праздников в среднем увеличилась на 30%.
«С 31 декабря по 7 января загрузка наших отелей в столице достигла 78%, что на 5 п. п. выше показателей за аналогичный период прошлого года. Самыми популярными отелями среди наших гостей стали Cosmos Moscow Paveletskaya Hotel, Cosmos Smart Moscow Dubininskaya и Cosmos VDNH Hotel, где в некоторые праздничные дни загрузка приближалась к 100%», – рассказал «Ведомости. Городу» президент Cosmos Hotel Group Александр Биба.
Высокую загрузку отелей отметили и в гостиничном холдинге «Сафмар плаза»: заполняемость номеров превышала 70%, а в пиковые дни – с 30 декабря по 3 января – составляла 100%.
«В этом году наблюдался всплеск семейного туризма. Гости с детьми ходили на катки, посещали новогодние елки и театры, катались на собачьих упряжках. Представители стран Ближнего Востока приезжали в столицу на праздники целыми большими семьями. Они активно открывали карты «Мир», чтобы спокойно пользоваться всеми услугами и развлечениями. Особенно восточных гостей интересовали московские рестораны с русской кухней и шопинг», – отметил исполнительный директор гостиничного холдинга «Сафмар плаза» Константин Горяинов.
Добро пожаловать в Москву!
Для экспертов такой наплыв туристов в столицу не стал неожиданностью. Москва – это идеальный баланс культурного кода нашей страны и супертехнологичного города, считает председатель комитета по физической культуре, спорту и туризму московского отделения организации «Деловая Россия» Александр Аниканов: «Безопасность, доступность любых услуг 24/7, невероятное количество достопримечательностей, театров, музеев, ресторанов, кафе, торгово-развлекательных центров – все это делает Москву привлекательной в любое время года, тем более на новогодние праздники».
Необходимо учитывать, отметил Аниканов, и геополитические факторы: закрытие границ или ограничения на поездки в другие страны все чаще подталкивают российских туристов к выбору столицы в качестве альтернативного направления отдыха.
Несмотря на ограничения в глобальной экономике, среди гостей столицы в новогодние праздники было много туристов из Армении, Белоруссии, Индонезии, Казахстана, Китая, ОАЭ, Омана, Саудовской Аравии, Таиланда и других стран, что укрепило статус Москвы как международного туристического центра.
Для привлечения и удобства туристов столица использует самые разные инструменты, в том числе и новейшие технологические решения. Одно из них – экосистема Russpass, благодаря которой туристы имеют возможность прямо в телефоне или компьютере бронировать гостиницы, приобретать билеты, находить информацию о любых общественных мероприятиях и т. д. В праздники особой популярностью пользовался раздел «Новогодняя Москва» (теперь – «Зимняя Москва»). Здесь представлены адреса катков и музеев, идеи для отдыха с семьей, афиша событий, а также предложения индивидуальных туристических маршрутов и обзорных экскурсий с гидами.
«Гостей в эти праздники в Москве было значительно больше, чем год назад. Семейные группы в основном хотели погулять по центру города – Красная площадь, ГУМ, Манежная площадь, Никольская улица, Арбат и проч. Я старалась показывать туристам интересные объекты, рассказывала о малоизвестных фактах и надеюсь, что многих влюбила в нашу столицу», – поделилась с «Ведомости. Городом» московский экскурсовод Анастасия Шульгина.
Отдельно гид отметила дружелюбную систему досмотра при проходе в общественно значимые места и фестиваль «Зима в Москве», который впечатлил всех гостей без исключения.
Единое пространство праздника
В этом сезоне ключевым драйвером развития туризма стал проект «Зима в Москве», который создал незабываемую новогоднюю атмосферу и подарил жителям и гостям столицы яркие эмоции и впечатления. Проект включил в себя более 8500 мероприятий, проходивших в самых разных локациях столицы: это фестивали «Путешествие в Рождество», «Московское чаепитие» и др., мастер-классы, квесты и концерты под открытым небом, катки, горки и лыжные трассы. Яркую программу запустил на новогодних каникулах уникальный кинопарк «Москино». К «Зиме в Москве» активно подключились кафе и рестораны, подготовившие для туристов особое праздничное меню, в котором превалировали блюда и напитки традиционной русской кухни.
Проект «Зима в Москве» создал единое городское пространство праздника, что значительно упростило планирование поездки и повысило узнаваемость Москвы как места проведения незабываемого зимнего отдыха, отметил в беседе с «Ведомости. Городом» председатель комиссии по финансовым рынкам московского отделения «Опоры России» Егор Диашов.
«Такой подход привлек более широкий круг гостей и жителей города, не ограничиваясь только любителями зимних развлечений. Сочетание разнообразных мероприятий, удобная навигация и общее праздничное оформление города сделали «Зиму в Москве» успешным и популярным проектом, значительно способствующим развитию туристической индустрии столицы», – резюмировал Диашов.
«Надо отдать должное команде мэра: концепт «Зимы в Москве» сработал на 100%, а количество проведенных мероприятий, их разнообразие и масштаб впечатлили всех – и гостей столицы, и самих москвичей», – добавил, в свою очередь, Аниканов.
Заходите к нам на огонек!
В мероприятиях проекта «Зима в Москве» был активно задействован малый и средний бизнес. На семи локациях были открыты маркеты волшебства, где свою продукцию представили столичные бренды. Кроме того, был запущен проект «Заходи на огонек!». Чтобы стать его участником, представителям точек общественного питания, сферы торговли и услуг, индустрии красоты, образования, творчества, спорта и проч. необходимо было подготовить специальное предложение для жителей и гостей столицы. Это могли быть как бесплатные мероприятия (мастер-классы, семинары, показы или выступления), так и сезонные предложения, бонусы и подарки, скидки от 25% на товары и услуги. Обязательным условием было оформление своей площадки в стилистике проекта «Зима в Москве».
По словам Диашова, наиболее активное участие в проекте приняли представители сферы общепита, заполнив около 40% доступных локаций. Школы танцев и йоги предлагали бесплатные пробные уроки, театральные студии – интерактивные представления и новогодние спектакли, художественные мастерские – воркшопы по росписи елочных игрушек и созданию зимних композиций.
«Многие предприниматели оценили возможность бесплатного использования городских площадок в рамках проекта «Заходи на огонек!» и размещение информации о мероприятиях на «Яндекс.Картах» и в афише «Зимы в Москве», поскольку это обеспечило значительный приток посетителей, позволило увеличить узнаваемость брендов и повысить продажи», – пояснил Диашов.
Ставка на туризм
Подводя итоги работы индустрии туризма и гостеприимства в новогодние и рождественские праздники, Сергей Собянин написал в своем Telegram-канале: «Москва сохранила и упрочила статус важнейшего центра зимнего туризма в России».
Значимость этой отрасли для Москвы будет только расти. Развитие туризма является одним из приоритетов Стратегии развития Москвы до 2030 г. К этому сроку планируется увеличить турпоток до 52 млн человек в год, а доходы отрасли – до 500 млрд руб. Таким образом, вклад индустрии в валовой региональный продукт (ВРП) вырастет до 8%. Все это позволит столице продолжать укреплять свои позиции как ведущего центра внутреннего и международного туризма.
Судя по обратной связи от туристов после новогодних каникул в Москве в январе 2025 г., эти планы вполне реалистичны. Согласно проведенным опросам, 80% гостей намерены вернуться на зимние мероприятия в Москву в следующем году. Столица обещает вновь подарить им яркие впечатления: мэр Москвы Сергей Собянин поручил продолжить реализацию востребованных проектов в туристической сфере, включая проект «Зима в Москве».