Время новых дорог

Как национальный проект меняет логистику и жизнь россиян
Пенза, ул. 40 лет Октября /Министерство цифрового развития, транспорта и связи Пензенской области

Сегодня Россия – страна с 1,5 млн км дорог, которые обеспечивают бесперебойную логистику для бизнеса и мобильность граждан. Но транспортные артерии нуждаются в постоянной модернизации: ремонте и обновлении дорожного полотна, а также в строительстве новых трасс по всей территории.

Эти задачи решает национальный проект «Безопасные качественные дороги». Благодаря ему в России строятся, ремонтируются дороги и искусственные сооружения, устанавливаются элементы дорожной безопасности, обновляется парк общественного транспорта. Всего с момента старта нацпроекта в 2019 г. было построено и обновлено более 88 000 км дорожной сети. 

«Дорожное хозяйство – одна из значимых отраслей отечественной экономики. И очень важно, что дорожные строители уверенно реализуют намеченные планы, обеспечивают высокий темп развития дорог, в том числе магистралей в составе опорной сети дорог и международных транспортных коридоров», – отметил президент Владимир Путин, открывая движение по новым участкам федеральных трасс (Республика Дагестан, Свердловская и Ленинградская области, Донецкая народная республика, Краснодарский край) в пяти субъектах в октябре 2023 г. 

С 2020 по 2023 г. по всем видам программ с федеральным финансированием построено, реконструировано и приведено в нормативное состояние более 114 000 км дорог, говорил вице-премьер Марат Хуснуллин в январе на выставке «Россия». 

Обновление дорожной сети страны проводится в том числе по нацпроекту «Безопасные качественные дороги», который реализуется по решению президента. Ключевая задача нацпроекта – создание в российских регионах качественной, надежной и доступной транспортной инфраструктуры. Помимо ремонта дорожного полотна для этого строятся и масштабные сооружения: обходы крупных городов, транспортные развязки, искусственные сооружения (мосты, путепроводы и т. д.). 

Так, значимый объект – Высокогорский мост в Красноярском крае – был завершен в 2023 г. Сооружение обеспечило круглогодичную транспортную доступность населенных пунктов и промышленных объектов в зоне Нижнего Приангарья, в том числе на территории Северо-Енисейского, Енисейского и Мотыгинского районов. До появления моста их жители зависели от погодных условий: до левобережной части края летом добирались паромом, а зимой – ледовой переправой.  

В Пензенской области открыли движение по новому путепроводу на улице 40 лет Октября. В результате была завершена реконструкция одного из самых масштабных проектов региона, что помогло обеспечить вывод транзитного транспорта из центра города и соединить аэропорт с федеральной трассой Р-208 Тамбов – Пенза. 

В задачи нацпроекта входит также формирование опорной сети дорог страны. Благодаря этому каркасу устанавливаются прочные логистические связи между основными точками генерации транспортного спроса России. Протяженность опорной сети составит 136 000 км федеральных и региональных дорог. Она формируется по единым критериям, которые определены правительством РФ. К ним относятся автодороги, которые связывают по кратчайшему пути Москву и центры субъектов РФ, а также сами центры друг с другом, с городами численностью более 100 000 человек и обходные дороги к ним. В критерии входят дороги, обеспечивающие подъезды к транспортным узлам и пунктам пропуска через государственную границу и участки трасс с прогнозируемой интенсивностью движения более 10 000 автомобилей в сутки, кроме улично-дорожной сети городов (5000 автомобилей в сутки на Дальнем Востоке и в Арктической зоне РФ) .

Ключевая задача дорожников к 2027 г. – обновить 85% дорог опорной сети. Благодаря этому будет обеспечена логистическая связанность территорий страны с учетом социально-экономических запросов населения. По итогам 2023 г. 70,7% опорных дорог сети были приведены в нормативное состояние.  

В числе одного из отремонтированных объектов – шесть участков трассы М-4 «Дон» – Бобров – Таловая – Новохоперск в Воронежской области. Дорога имеет важное значение для региона: по ней функционируют автобусные перевозки по междугородним маршрутам, ею пользуются сельхозпроизводители, а также транзитный транспорт. Магистраль связывает центры трех муниципальных районов.  

«Выиграть другой образ жизни»

В послании Федеральному собранию президент Путин уделил особое внимание развитию транспортного комплекса. По его словам, в текущем году будет продлена магистраль М-12 «Восток» до Екатеринбурга, а в следующем – до Тюмени. Помимо этого за шесть лет в России должно быть построено более 50 обходов городов, включая новый значимый проект – строительство трассы Джубга – Сочи. Магистраль сократит время в пути от трассы М-4 «Дон» до Сочи в 4 раза, что позволит активно развиваться Черноморскому побережью. «Мы уже привели в порядок федеральные трассы и практически 85% дорог в крупных агломерациях. Надо строго выдерживать этот уровень. При этом в предстоящие годы особый акцент сделаем на развитии именно региональных дорог», – сказал президент.

Инструменты нацпроекта помогают регионам полноценно модернизировать дорожный каркас, уверен заместитель руководителя Росавтодора Игорь Костюченко. По его словам, инициатива позволяет региональным властям решать те проблемные вопросы, с которыми долгое время не удавалось разобраться. «Новые и обновленные развязки, мосты и путепроводы, построенные участки дорог позволят повысить качество жизни населения», – отметил Костюченко. 

Многие годы дорожная отрасль финансировалась по остаточному принципу, говорит начальник управления развития автомобильных дорог министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Сергей Никитин. Однако со стартом нацпроекта ситуация изменилась, что дало импульс для развития региональных маршрутов и улучшения их состояния. В качестве примера Никитин приводит собственный регион. В Саратовской области до 2019 г. в нормативном состоянии находилось 9% дорог. По итогам 2022 г. этот показатель удалось увеличить до 30,1%, а к концу 2023 г. значение составило 34,6%. «Когда для жителя мегаполиса запускают скоростную электричку, он понимает, что выиграл 20 минут, которые он до этого стоял в пробке. А для жителя сельской местности строительство дороги значит порой, что он выиграл другой образ жизни. Это гораздо важнее», – уверен Никитин. 

Качественное развитие дорожной сети напрямую влияет на экономические показатели регионов. Разработанная экспертами НИУ ВШЭ гравитационная модель показала, что при уменьшении времени в пути между центрами регионов на 1% происходит увеличение объема торговли между регионами на 1,7%. А растущая мобильность граждан увеличивает их возможности по поиску работы, и предприятия могут рассчитывать на более квалифицированных сотрудников.

Укрепление связанности территорий и повышение мобильности населения – один из ключевых приоритетов для развития транспортного комплекса, говорил в ноябре 2023 г. премьер-министр Михаил Мишустин. По его словам, отрасль динамично движется вперед, надежно снабжает промышленность, бизнес и граждан всеми необходимыми товарами и услугами, а также обеспечивает стабильные поставки на экспорт продукции отечественных компаний. 

Высокий темп строительства дорог отражается и на развитии внутреннего туризма. По данным опроса ВЦИОМа, более трети граждан за последние пять лет ездили отдыхать на машине. В числе преимуществ автотуризма респонденты назвали свободу, гибкость передвижения, экономию денег и средств, а также комфорт. На сегодняшний день отмечается значительный рост объема движения транспорта по дорогам, в том числе за счет внутреннего туризма, отметил Марат Хуснуллин во время пленарного заседания Дня строительства на выставке «Россия». Поэтому данному направлению работы уделяется особое внимание. С 2019 г. общая протяженность обновленных туристических маршрутов по нацпроекту составила более 8200 км.

Безопасность и комфорт

Еще одно важное направление нацпроекта – снижение количества погибших в ДТП. В планах до 2030 г. сократить их число в 3,5 раза: до 4 человек на 100 000 граждан. Впрочем, за время реализации нацпроекта Россия уже заметно поднялась в международных рейтингах безопасности дорог. По данным ВОЗ и Всемирного банка, в 2022 г. в среднем в стране в результате аварий погибло менее 10 человек на 100 000 населения, в 2012 г. показатель был вдвое больше. 

Число жертв ДТП снизилось почти на 4500 с 2017 г. в России, сообщил начальник ГУОБДД МВД России Михаил Черников. Во многом это связано с улучшением качества дорог, что напрямую влияет на уровень их безопасности. В 2015–2022 гг. траектория транспортных рисков в Российской Федерации стала располагаться устойчиво ниже «мировой линии», отметил научный руководитель факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. В последние годы, когда начал действовать национальный проект, страна четко пересекла критическую линию и перешла в разряд более безопасных стран, подчеркнул он. «Это совокупная заслуга и ГИБДД, и Росавтодора, и всех наших дорожников», – объяснил эксперт. 

И это при том что с 2019 г. изменилась логистика движения пассажиров и грузов. Так, более чем втрое увеличилась интенсивность транспортных потоков, включая восточноазиатское направление, а также на треть возросла автомобилизация жителей.

При этом и наземный общественный транспорт пользуется популярностью у жителей. По данным Росстата, ежегодно такой вид транспорта перевозит свыше 10 млрд пассажиров. 

Благодаря нацпроекту за четыре года в российские регионы поступило почти 6000 автобусов, троллейбусов, электробусов и трамваев. Машины оснащены всем необходимым для комфорта и безопасности пассажиров. «В рамках развития городского транспорта реализованы мероприятия по обновлению подвижного состава общественного транспорта в городских агломерациях. За счет мер поддержки Минтранса России в регионы поставлено более 8000 единиц общественного транспорта», – подчеркнул министр транспорта РФ Виталий Савельев. Всего в регионы по итогам 2024 г. поступит более 7700 единиц техники, в том числе по линии Минтранса – около 7400.

Волгоград. Новые электробусы /Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области

Доверительные отношения

Еще одна из отличительных особенностей нацпроекта – вовлеченность населения. Жители активно участвуют в его реализации, начиная от выбора объектов ремонта и заканчивая их приемкой в эксплуатацию. Система учета общественного мнения объединяет несколько федеральных каналов связи. По ним с 2019 г. было принято более 34 500 обращений, и в 98% случаев граждане получили ответы.

Одновременно 98% опрошенных ВЦИОМом россиян высказались за продление нацпроекта «Безопасные качественные дороги». За время своего существования он вошел в пятерку самых узнаваемых гражданами, а почти треть респондентов назвали его реализацию наиболее полезной для страны.