Каким будет транспорт будущего и когда появится аэротакси

Как высокотехнологичный транспорт меняет облик городов
В мае 2024 г. в Москве был запущен первый беспилотный трамвай, но пока он курсирует в тестовом режиме без пассажиров
В мае 2024 г. в Москве был запущен первый беспилотный трамвай, но пока он курсирует в тестовом режиме без пассажиров /Алексей Орлов / Ведомости

В России активно развиваются технологии беспилотного транспорта. Но для их повсеместного внедрения необходимо изменить законодательную и нормативную базу.

Концепция умного города в последние годы привлекает все больше внимания в России и мире. Это не просто модное выражение, а реальный шаг к созданию комфортной и безопасной городской среды с использованием современных технологий. В конце 2023 г. гендиректор АНО «Цифровая экономика» Сергей Плуготаренко заявил, что потенциал рынка цифровых решений для «умных городов» в России составляет от 330 млрд до 840 млрд руб.

Концепция умного города предусматривает использование цифровых технологий и данных для оптимизации управления городскими процессами, повышения качества жизни граждан, улучшения экологии и экономической эффективности. В основе умного города лежат инновационные решения, которые интегрируются во все сферы городской жизни: от энергетики и коммунального хозяйства до транспорта и безопасности.

Транспорт – одна из ключевых составляющих умного города. На транспорте разрабатываются и внедряются современные решения, направленные на улучшение мобильности, снижение загрязнения окружающей среды и повышение безопасности дорожного движения. 

Среди наиболее перспективных решений можно отметить интеллектуальные транспортные системы (ИТС), которые используют данные с датчиков, камер и других устройств для управления транспортными потоками в реальном времени, электромобили и зарядные станции, сервисы каршеринга, которые снижают загруженность улиц, беспилотный транспорт и системы видеонаблюдения, призванные обеспечить безопасность жителей.

Цифровизация от истоков

Первый в России проект ИТС был разработан в Москве в 2011 г., его основная цель – разгрузить дороги и сделать их более безопасными. ИТС включает систему автоматической фиксации нарушений ПДД с помощью камер наружного видеонаблюдения, систему управление светофорами для регулирования транспортных потоков и оптимизации движения, а также систему информирования участников движения о дорожных условиях, графиках движения общественного транспорта и др.

На апрель 2023 г. нарушение ПДД на дорогах фиксировали почти 4000 камер, говорил заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов в интервью журналу «За рулем». В общей сложности информацию в ситуационный центр Центра организации дорожного движения передают 150 000 камер, указано на сайте мэра Москвы. Все эти решения позволили ощутимо сократить количество аварий на дорогах. В январе 2023 г. мэр Москвы Сергей Собянин сообщил в своем Telegram-канале, что по сравнению с 2010 г. число ДТП с пострадавшими в 2022 г. уменьшилось на 34%. При этом количество погибших на дорогах за этот период снизилось более чем в 2,5 раза – с 763 до 300.

Следующий шаг – развитие электрического и беспилотного транспорта. На 1 января 2024 г., по данным «Автостата», в Москве было зарегистрировано 9386 электромобилей (24% всего российского электропарка). По прогнозу Ликсутова, через 10–15 лет личные автомобили в Москве в большинстве своем станут электрическими, а часть рельсового транспорта – трамваи и, возможно, поезда на Московском центральном кольце – будут беспилотными. 

В мае 2024 г. в Москве был запущен первый беспилотный трамвай, но пока он курсирует в тестовом режиме по маршруту № 10 без пассажиров. Во время движения с помощью камер и лидаров транспорт собирает сведения для обучения нейронной сети, что в будущем позволит улучшить распознавание автомобилей и пешеходов. Искусственный интеллект также проводит идентификацию светофоров и дорожных знаков и учится исключать ошибки. Столичный дептранс планирует запустить тестовые поездки беспилотного трамвая с пассажирами до конца 2024 г. 

Эксперимент с беспилотными автомобилями стартовал в Москве еще в 2018 г. Тогда «Яндекс» подписал пятилетнее соглашение с Москвой о совместном развитии беспилотных технологий, а в «Сколково» была создана первая тестовая зона для беспилотных автомобилей с испытателем за рулем. В 2019 г. зона эксперимента была расширена на несколько дорог общего пользования, а уже в 2020 г. – на 11 регионов. Участие в нем приняли и другие организации – «Камаз», МАДИ, КБ «Аврора», «Иннополис», НПО «Старлайн» и др. В 2022 г. федеральное правительство запустило экспериментальный правовой режим (ЭПР) по эксплуатации беспилотных легковых и грузовых автомобилей в 38 регионах страны.

Беспилотные пилотные проекты на транспорте в Москве уже стали нормой – здесь тестируются не только автомобили и трамваи, но и роботы-курьеры, поезда и грузовики, рассуждает директор Консорциума предприятий в сфере автомобильных электронных приборов и телематики Дмитрий Корначев. 

Но беспилотное движение по всем улицам и без наличия в салоне водителя возможно только при условии изменения законодательства, говорит эксперт рынка НТИ «Автонет» Игорь Лапин.

Переход к полностью беспилотным системам требует существенной корректировки как законодательства, так и программно-аппаратной части, согласен Корначев. Сейчас все эти проекты находятся преимущественно на стадии эксперимента с большим количеством различных ограничений, подчеркивает он. По мнению эксперта, в автомобильном транспорте наиболее перспективны технологии беспилотного такси: возможность его активного использования может появиться ближе к 2030 г.

При этом важной задачей является достижение технологического суверенитета, чтобы беспилотные автомобили не пропали с рынка в результате санкций или иных внешних факторов, рассуждает Корначев. «Необходимы свои электронные блоки управления, операционные системы, файлы конфигурации нейронных сетей, библиотеки», – перечисляет он. По оценке эксперта, по всем этим направлениям Россия уже приблизилась к мировым лидерам. Следующим шагом станет переход на российскую электронную компонентную базу, он должен состояться ближе к 2028–2029 гг., прогнозирует Корначев.

Будущее беспилотного транспорта

Облик городского транспорта за последние годы сильно изменился благодаря развитию беспилотных технологий, отмечает гендиректор стартапа Hover, разрабатывающего беспилотное аэротакси, Александр Атаманов. Но массовое внедрение беспилотного транспорта сталкивается с инфраструктурными проблемами, поскольку текущие правила дорожного движения и законодательство не подходят для его развития, подчеркивает он. Это связно с тем, что у государства пока нет задачи повсеместно развивать инфраструктуру для беспилотного транспорта, поясняет гендиректор компании «Русдронопорт», эксперт рынка НТИ «Аэронет» Николай Ряшин.

В будущем автономные транспортные средства могут снизить количество дорожно-транспортных происшествий за счет уменьшения человеческого фактора, говорит заместитель директора Центра компетенций НТИ «Технологии доверенного взаимодействия» на базе ТУСУР Руслан Пермяков. Генеральный директор НИЦ «Аэроскрипт» Алексей Хрипунов напоминает, что отказ от ручного труда во всех отраслях осуществляется именно для снижения человеческого фактора, риска ошибки. «В транспорте это особенно важно, потому что безопасность в транспорте – ключевой фактор», – говорит он.

Внедрение беспилотных автобусов и такси может сделать общественный транспорт более доступным и удобным, сократить интервалы движения, оптимизировать маршруты и уменьшить заторы на дорогах, отмечает Пермяков. В долгосрочной перспективе автономные транспортные средства позволят сократить транспортные расходы за счет отсутствия потребности в водителях и увеличения экономии топлива благодаря более плавному вождению, добавляет он.

Гендиректор и основатель компании «Флай дрон» Никита Данилов считает, что городская среда в первую очередь будет меняться в части организации доставки и перевозок. Уже сейчас есть роботы «Яндекса», беспилотные «Камазы» на федеральных трассах, электрические речные трамвайчики на реках, перечисляет он. Основным драйвером развития воздушного беспилотия, скорее всего, будет не городская среда, а пригородная – из-за меньшего количества организационных проблем, говорит Данилов.

Но с запуском беспилотного аэротакси пока придется подождать, несмотря на то что многие компании уже имеют готовые решения. Например, Hover продемонстрировал беспилотное аэротакси еще в 2020 г. Для реальной эксплуатации этого вида транспорта требуется согласование с властями безопасных маршрутов и зон полета, полетов над путепроводами, реками, промышленными зонами, а также проведение полноценной сертификации для обеспечения безопасности пассажиров и других участников движения, поясняет Атаманов.

Беспилотные аэротакси – конечная цель, которую себе ставят разработчики беспилотных технологий по всему миру, но в связи с высокими требованиями к безопасности полетов достигнуть ее непросто, говорит Хрипунов. «В авиации внедрение технологий происходит достаточно долго – от 20 до 30 лет. Так что аэротакси – это вопрос не ближайшего десятилетия», – считает эксперт.