Технари идут нарасхват

Как энергетика борется с кадровым голодом
Энергетические компании сами создают кадровый резерв, обучая на постоянной основе будущих сотрудников
Энергетические компании сами создают кадровый резерв, обучая на постоянной основе будущих сотрудников /Россети

Дефицит кадров в России в 2023 г. составил почти 5 млн человек, подсчитали в Институте экономики РАН, с этой проблемой сталкиваются все отрасли. Энергетике ежегодно требуется порядка 200 000–300 000 новых сотрудников, и сильнее всего она нуждается в инженерах и технических специалистах, которые готовы работать с современным оборудованием.

Чтобы восполнить нехватку кадров, крупные компании все более активно сотрудничают не только с вузами, но и со школами.

Престиж профессии

Незанятых высококвалифицированных инженеров на рынке все меньше, говорит советник директора по развитию интернет-сервиса «Авито работа» Надежда Сацкив. Об этом свидетельствует даже быстрый рост вакансий для соискателей без опыта – в 3,7 раза за первые шесть месяцев 2024 г.

Престиж профессии тоже поднялся: по данным мониторинга Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, в 2020 г. более половины родителей хотели бы, чтобы их дети освоили инженерные специальности, а в 2014 г., для сравнения, таких было меньше трети. В 2023 г. на инженерно-технические программы бакалавриата, специалитета и магистратуры поступило 410 000 человек, почти треть из 1,29 млн российских абитуриентов. Это на 15% больше, чем в 2021 г., однако рынок труда все равно испытывает дефицит кадров.

Эксперты ВШЭ связывают это с демографической ямой и инертностью общественных процессов – выпуск новых специалистов, сокращавшийся последние 10 лет, теперь не успевает за ростом спроса. Нехватку молодых сотрудников подтверждают и данные РАНХиГС: работодатели сейчас активно нанимают специалистов старше 40 лет и почти 40% из них берут пенсионеров на штатные должности без каких-либо ограничений или специальных условий.

При этом только ТЭК ежегодно требуется порядка 200 000–300 000 новых работников, рассказал вице-премьер РФ Александр Новак на Кавказском экономическом форуме. В основном это инженерно-технический персонал и, конечно, рабочие кадры, добавил он.

Высокий спрос, низкий уровень безработицы и гонка заработных плат – вот основные особенности современного рынка труда, подытоживает представитель компании «Т плюс», крупнейшего в стране частного поставщика электроэнергии и теплоснабжения.

Инженеры нового поколения

Для подготовки инженеров нового поколения правительство с 2021 г. реализует федеральный проект «Передовые инженерные школы». Это центры подготовки инженеров по современным специальностям совместно с компаниями-партнерами. Сейчас они открыты на базе 30 университетов, а до конца 2024 г. их число должно вырасти до 50.

Как энергетики выращивают кадры

В условиях кадрового голода работодатели сами подключаются к подготовке специалистов и активно сотрудничают с высшими и средне-специальными учебными заведениями. Это еще более важно из-за быстрого развития технологий, за которыми должны успевать образовательные программы.

Например, партнерами группы «Россети» в сфере подготовки кадров являются более 300 вузов и средне-специальных учебных заведений, расположенных более чем в 80 регионах присутствия компании. Среди них не только профильные отраслевые НИУ «МЭИ», Ивановский и Казанский государственные энергетические университеты, но и, например, МГУ. «Россети» входят в десятку крупнейших работодателей России, команда компании объединяет более 235 000 специалистов. «Постоянная работа с кадрами, обучение персонала, привлечение в отрасль перспективной молодежи входят в число приоритетных задач, от которых напрямую зависит надежность электроснабжения наших потребителей, реализация инфраструктурных проектов», – говорит заместитель генерального директора – руководитель аппарата компании Владимир Харитонов.

Всего с ведущим отраслевым вузом – МЭИ – заключили партнерские соглашения более 700 работодателей и интерес со стороны компаний к взаимодействию растет, рассказал ректор этого вуза Николай Рогалев во время дискуссии «Какого инженера ждет энергетическая отрасль в 2024 г.». «Это дает нам возможность получать обратную связь, а работодателю – влиять на учебный процесс», – объяснял он.

«Россети», как пояснил Харитонов, не только принимают участие в разработке образовательных программ, но и организуют практику студентов и работу стройотрядов. В том числе на современных энергообъектах, которые строились под стратегически важные задачи, например под электроснабжение Восточного полигона или Сочинской олимпиады.

В результате сотрудничества с компаниями решается главная задача вуза – готовить выпускника с компетенциями, необходимыми отрасли, открытого к коммуникации и готового гибко взаимодействовать со средой и командой. Это особенно важно, учитывая, что сейчас все инвестиционные и производственные программы заточены на импортозамещение и достижение технологического суверенитета. По словам Рогалева, сейчас после вуза трудоустраиваются 99,8% выпускников.

«Т плюс» для решения кадрового вопроса реализует комплексную программу, направленную на удержание действующих и привлечение новых сотрудников, рассказывает представитель компании. В 2024 г. создана Ассоциация опорных вузов «Т плюс», подписано соглашение с Союзом директоров средних специальных учебных заведений России, началось сотрудничество с учебными заведениями в рамках федерального проекта дополнительного образования в колледжах «Профессионалитет», перечисляет он.

В «Русгидро» для решения проблемы с дефицитом кадров разработали концепцию опережающего развития кадрового потенциала «От новой школы к рабочему месту». В пресс-службе компании поясняют, что, по сути, это система корпоративных лифтов, которая позволяет обеспечить компанию квалифицированными специалистами и удержать их. «Русгидро» формирует кадровый резерв, регулярно проводит профессиональное обучение работников, конкурсы инновационных проектов и всероссийские соревнования оперативного персонала.

Со школьной скамьи

Компании заинтересованы не только в нынешних студентах высших и средних учебных заведений – они в буквальном смысле выращивают будущие поколения специалистов. «Мы готовим кадры еще в школе: создаем профильные классы, центры технического творчества и т. д., затем ведем их в вузе», – говорит представитель «Русгидро».

«Эн+» в 2021 г. запустила курсы для учеников 5–9-х классов «Энергия в каждой капле», где школьники на базе роботехнических конструкторов изучают принципы работы гидроэлектростанций. Сейчас занятия проходят более чем в сотне школ и колледжей.

Вкладываться в школьников – хорошая стратегия, согласны в «Россетях». Но в компании считают, что просто заинтересовать учеников в профессии уже недостаточно. Большая проблема в том, что необходимая для поступления в технический вуз физика выбыла из числа популярных дисциплин на ЕГЭ и ОГЭ. Поэтому нужно мотивировать детей заниматься этим предметом, говорит Харитонов.

В прошлом году на Российской энергетической неделе он презентовал новый профориентационный проект «Россетей» – энергокружки. «Мы усиливаем взаимодействие с учебными заведениями на всех уровнях, в том числе разрабатываем программу поддержки для учителей физики, которые берут на себя дополнительную нагрузку и ведут специализированные классы», – сказал замгендиректора компании.

На первом этапе проект был запущен в 14 регионах Сибири, Урала и Поволжья. Преподаватели прошли подготовку в МЭИ. «Собрав учителей в аудиториях, мы увидели от них самих очень большой интерес. Мы все хотим сделать физику как предмет не только более популярной, но и более увлекательной», – говорит директор Института электроэнергетики вуза Владимир Тульский.

В самих энергокружках для ребят организовывают не только традиционные уроки, но также познавательные лекции, проводят мастер-классы, экскурсии. С учетом полученного опыта «Россети» решили масштабировать проект. Теперь он охватывает свыше 60 регионов, а принять участие в энергокружках смогут более 1500 старшеклассников.